1. Основные понятия, стратегия, тактика и общественные аспекты социального туризма
Социальный туризм как приоритетное направление государственного регулирования туристической деятельности входит в систему национальной политики (а значит, в систему региональных интересов) как отрасль оздоровления населения посредством предоставления доступного социального продукта, новых рабочих мест, пополнение муниципальных и региональных бюджетов.
Для реализации регулирующих воздействий государства в области социального туризма большое значение имеет терминологическая определенность.
В социальном туризме используются десять основных понятий общепринятой международной терминологии.
Социальный туризм — путешествия, другие туристские поездки с целью отдыха, оздоровления, приобщения к природному и культурно-историческому наследию, реализуемые гражданам страны по цене социального тура или осуществляемые самостоятельно и субсидируемые из средств, выделяемых государством на социальные нужды.
Туристическая деятельность в сфере социального туризма— туроператорская, турагентская, а также иная деятельность по формированию, продвижению и реализации социальных туров.
Социальный тур — минимально необходимый набор туристических услуг, не превышающий базовый стандарт доступности для граждан Республики Беларусь.
Базовый стандарт доступности социального тура — совокупность расчетных показателей минимально необходимого набора туристических услуг (устанавливается Правительством).
Дополнительные платные услуги — услуги, предоставляемые туристу по его желанию сверх базового стандарта доступности социального тура и не влияющие на ценообразование социального тура.
Участник социального туризма — турист, являющийся потребителем социального тура; организация социального туризма, общественное объединение, общественное движение как совокупность общественных объединений участников социального туризма; образовательное учреждение по подготовке специалистов для сферы социального туризма; научно-исследовательское учреждение по проблемам социального туризма.
Организация социального туризма — юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, формирующие, продвигающие и реализующие на основании лицензии социальные туры при условии, что их реализация составляет в совокупности не менее 70% всех туристических услуг и норма рентабельности при формировании цены социального тура не превышает 10 %.
Членская карта (билет) участника социального туризма — индивидуальный типовой документ первичного учета добровольного члена объединения социального туризма.
Маршрутная книжка, маршрутный лист — основной путевой документ группы, совершающей туристский поход определенной категории сложности (маршрутная книжка) или внекатегорийный (маршрутный лист). Выдается клубом туристов, общественным объединением участников социального туризма, образовательным учреждением в качестве свидетельства коллективного участника социального туризма на время группового туристского похода.
Отпускной чек — типовой документ первичного учета в социальном туризме, дающий гражданину право на получение в рассрочку перечисленных в отпускном чеке льготных услуг по оздоровлению, путешествиям, отдыху, предоставляемых по условиям коллективного договора между работниками и работодателем. Порядок выпуска и правила хождения отпускного чека устанавливаются Правительством.
В условиях несовершенства рыночных отношений, налоговой системы, ослабления взаимосвязи субъектов туристической индустрии регулирующие функции в части обеспечения доступности отдыха и оздоровления осуществляются через установление базового стандарта социального тура.
Базовый стандарт доступности социального продукта – это фиксированная цена компонентов социальных услуг, входящих в набор услуг, предоставляемых населению.
Базовый стандарт зависит от минимального размера оплаты труда на момент формирования социального набора услуг оздоровления и отдыха через турфирму. Он распространяется только на объекты социального туризма, находящиеся на территории страны. Базовый стандарт доступности включает:
размещение — ночевку в гостинице, стоимость которой составляет не более 0,4 величины минимального размера оплаты труда (ГРОТ) на момент расчета цены социального тура;
питание — дневной рацион, стоимость которого составляет не более 0,3 величины ГРОТ;
сопутствующие услуги по программам обслуживания (трансферт и экскурсия) — из расчета не более 0,4 величины ГРОТ.
На основе базового стандарта, органами исполнительной власти с учетом местных особенностей субъектов устанавливаются региональные стандарты доступности социального тура.
Предоставляемые в рамках социального тура услуги не могут быть меньшими или не в том объеме, чем предусмотрено базовым стандартом доступности, не должны превышать стоимостных показателей, складывающихся, исходя из норм, предусмотренных законодательством.
Базовый стандарт доступности является защитным механизмом от диктата руководителей субъектов социального туризма, а также механизмом реализации конституционного права граждан на достойную жизнь и свободное развитие, иные предусмотренные гарантии социальной защиты.
Для достижения поставленных целей в области социального туризма используется соответствующая стратегия и тактика. Стратегию и тактику социального туризма определяют:
последовательный курс на формирование партнерства между различными секторами: государственным, частным и социальным;
разработка новых социально-экономических подходов и социальных мероприятий туризма, которые будут способствовать удовлетворению потребностей различных категорий участников;
стремление к улучшению сотрудничества между различными уровнями туристской администрации (национальные, региональные, местные), а также социальными объединениями и ведомствами, косвенно связанными с туризмом;
нацеленность деятельности на совместное решение социальных, просветительских и культурных задач, способствующих развитию человека;
отсутствие дискриминации клиентуры по расовым, культурным, религиозным, паломническим, философским или социальным признакам;
добавленная стоимость неэкономического характера (социальная рента) как неотъемлемый элемент турпродукта;
обеспечение гармоничной интеграции в чистую среду;
соответствие цен заявленным социальным целям; четкое название вида деятельности и цен;
наличие отпускных чеков, отрывных талонов, членских карт туриста и маршрутных листов;
соответствие управления персоналом требованиям социального законодательства и его нацеленность на постоянное повышение квалификации кадров.
К общественным аспектам социального туризма относятся:
активизация участия местных сообществ в процессах планирования, реализации, контроля и анализа туристской политики, программ и проектов в контексте национального протекционизма, задач и приоритетов;
повышение уровня жизни населения за счет предоставления экономических и социальных возможностей;
сохранение при планировании туризма культурно-исторического наследия и комплексного характера турцентров; уважение социально-культурных ценностей и норм общества;
сотрудничество с деловыми центрами, туриндустрией, проведение информационной работы;
развитие людских ресурсов в сфере туризма: увеличение занятости местных трудовых ресурсов; обеспечение возможностей для трудового участия учащихся, женщин, ветеранов, инвалидов;
профилактика злоупотреблений и эксплуатации персонала сферы туризма, в особенности женщин, детей и других уязвимых слоев населения;
участие в разработке нормативных актов, нацеленных на адаптацию негативных социальных последствий туризма;
взаимодействие социального туризма и экологии.
- Содержание
- Курс лекций по дисциплине «экономика и организация туризма» введение
- Раздел I. Общие основы экономики
- Тема 1. Основы экономики туризма
- 2. Основные понятия и определения туризма как сферы деятельности. Формы, виды, разновидности и мотивы туризма
- 3. Предмет экономики туризма
- Туризм как динамичная экономическая система
- Страны- лидеры по выезду туристов в 2020 г.
- Страны – лидеры по приему туристов в 2020 г.
- Выручка за организацию туризма в рб
- Тема 2. Туризм в системе национальной экономики
- 1. Туризм как планетарное экономическое явление
- 2. Роль туризма и степень его воздействия на сферу экономики государств
- Экономические стадии развития стран и характерные особенности развития в них туризма (по п. Ротоу, 1959)
- 3. Экономика туризма как часть туриcтики. Туристская политика государства
- 4. Основные макроэкономические показатели и их значение для экономики туризма
- Определение добавочной стоимости при производстве туристского продукта
- 5. Оценка роли туризма в национальной экономике
- Тема 3. Тур как экономическая категория
- 1. Сущность тура и его содержание как экономической категории
- 2. Социально-экономические потребности туристов и формы их проявления
- 3. Структура и содержание социально-экономических
- 4. Методика определения безубыточности и прибыльности функционирования турфирмы
- 5. Сущность и содержание предпринимательской деятельности туристских организаций
- Раздел II: туризм как сектор рыночной
- Тема 4. Туристический рынок
- 2. Субъекты туристического рынка и их взаимодействие
- Основные группы критериев сегментации спроса на туристический продукт
- Тема 5. ТурисТичеСкая индустрия
- 1. Понятие и состав туристической индустрии
- Индустрия гостиничного дела, питания и развлечений
- 2. Материально-техническая база туризма
- 3. Характеристика отдельных типов предприятий туристической индустрии
- 4. Рабочая сила в туризме и эффективность её использования
- Тема 6. Экономика регионального туризма
- 1. Основные понятия, предмет и метод изучения региональной экономики
- 2. Понятие отраслевой структуры. Факторы и задачи экономики регионального туризма
- 3. Основные цели и направления государственной политики регионального туризма
- 4. Системный экономический анализ и моделирование процессов регионального туризма
- 5. Перспективы и возможности развития туризма в Республике Беларусь и Витебской области
- Тема 7. Экономика и организация аграрного туризма
- 1. Специфика развития аграрного туризма, его структура и основные формы
- 2. Экологический туризм как форма аграрного туризма
- Тема 8. Экономика и страховая защита социального туризма
- 1. Основные понятия, стратегия, тактика и общественные аспекты социального туризма
- 2. Сущность, функции и структура рынка социального туризма. Социальный туристический продукт как первичная экономическая основа
- 1) Производство; 2) распределение; 3) обмен; 4) потребление.
- 3. Законодательная база и институты государственного регулирования социального туризма. Фонды социального туризма
- 4. Сущность и основные принципы социального страхования
- Тема 9. Экономические аспекты международного туризма
- 1. Оценки и прогнозы развития международного туризма
- 2. Влияние внешних факторов на рост туризма
- 4. Информационные технологии в туризме
- 5. Новые концепции инвестирования в туризме
- Раздел III. Экономическая эффективность и
- Тема 10. Финансово-экономические
- 2. Особенности страхования туристов и туристских организаций
- 3. Условия обеспечения финансовой устойчивости и платёжеспособности страховщиков при страховании туристической деятельности
- 4. Страховой тариф, структура и назначение его составляющих
- 5. Экономический анализ страховой туристической деятельности
- Тема 11. Особенности функционирования экономического механизма в туризме. Экономическая эффективность туризма
- 1. Цена и ценообразование в туризме
- 2. Организация финансовых отношений. Особенности налогообложения в туризме
- Состав и структура финансовых ресурсов туристских фирм, не имеющих гостиниц (% к итогу)
- Состав и структура финансовых ресурсов туристских фирм, не имеющих гостиниц (% к итогу)
- 3. Экономическая эффективность туризма и система показателей развития туризма
- Литература
- Исмаев, д.К. Работа туристской фирмы по организации зарубежных поездок. М.: Луч, 1996.
- 210038, Г. Витебск, Московский проспект, 33.