logo
ЭКОНОМИКА И ОРГАНИЗАЦИЯ ТУРИЗМА

3. Законодательная база и институты государственного регулирования социального туризма. Фонды социального туризма

К законодательной базе социального туризма в Республике Беларусь можно отнести: Конституцию Республики Беларусь, Закон Республики Беларусь от 25 1999 г. № 326-3, Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 29.09.97 г. № 1281 «О государственной программе развития физической культуры, спорта и туризма», Постановления Совета Министров Республики Беларусь от 10.07.96 г. № 453 «О лицензировании туристической деятельности», от 28 июня 2000 г. № 7 «Об утверждении положения о лицензировании туристической деятельности», от 12.07.2007 г. № 899 «Положение о лицензировании туристической деятельности», Указ президента Республики Беларусь от 2 июня 2006 г. № 371 «О некоторых мерах государственной поддержки развития туризма в Республике Беларусь», Закон Республики Беларусь «О ценообразовании» от 26 апреля 1999 г. (с изменениями и дополнениями), Положение «О порядке формирования и применения цен и тарифов» (Постановление Министерства экономики Республики Беларусь от 22 апреля 1999 г. № 43 с изменениями и дополнениями), Законы Республики Беларусь «О налогах и сборах, взимаемых в бюджет Республики Беларусь», «О налоге на добавленную стоимость».

К институтам государственного регулирования социального туризма на разных уровнях государственной власти относятся:

К республиканским органам исполнительной власти относятся министерства и ведомства, регулирующие нормативно-правовую базу социального характера. Это Министерство финансов РБ, Министерство экономики, Министерство иностранных дел РБ, Министерство здравоохранения РБ, Государственный комитет по физической культуре, спорту и туризму РБ, Министерство транспорта РБ, Министерство путей сообщения РБ.

Роль государства конкретизируется через функции и средства регулирования. Регулирующие функции, связанные с формированием социальных рыночных отношений, включают:

Регулирующие функции государства в области социального туризма осуществляются посредством, как административных, так и экономических средств.

Сокращение сферы применения административных средств ведет к снижению социальной защищенности граждан, сокращению объектов размещения.

Расширение сферы действия экономических средств государственного регулирования сопровождается приватизацией объектов оздоровления и отдыха населения, а свободное ценообразование, несовершенная налоговая система провоцируют рост цен на доступный отдых.

Административные средства регулирования применяются через закон «О защите прав потребителей», через правовые нормы антимонопольной политики (определение тарифов на железнодорожные перевозки, газо-, электроснабжение).

Административные средства в совершенствовании социальных отношений применяются через выполнение республиканских законов о лицензировании отдельных видов деятельности для защиты социально значимых процессов, а также через систему мер налогового законодательства.

В связи с этим роль государства в совершенствовании отношений социальной ориентации осуществляется на республиканском уровне через принятие нормативно-правовой базы, определяющей основные направления деятельности, приоритеты, критерии и уровневые пределы.

Существующая нормативно-правовая база позволяет рассматривать развитие внутреннего туризма как важное направление в осуществлении социальной политики.

Сознательная направленность, приоритетность правовой нормы является основанием для принятия соответствующих нормативных документов на республиканском и региональных уровнях.

Согласно закону органы государственной власти исходят из принципов:

Целями государственного регулирования законодатели определили «разработку и утверждение государственных программ по развитию туризма».

Основными направлениями государственного регулирования туристической деятельности являются:

К компетенции органов государственной власти относится обеспечение финансирования из республиканского бюджета приоритетных направлений деятельности в сфере туризма.

*

* *

По усмотрению органов исполнительной власти для взаимодействия туристических организаций и других участников социального туризма с республиканскими органами исполнительной власти, органами местного самоуправления для совместной разработки предложений по правовому, экономическому регулированию, выработки социальной политики в области туризма, содействия реализации приоритетных видов социального туризма создаются в качестве органа экономического регулирования комиссии по социальному туризму.

На комиссии по социальному туризму возлагаются задачи экономического регулирования рыночных отношений субъектов доступного, массового туризма.

Объединить в единую систему разрозненные субъекты социального туризма, придать импульс экономической заинтересованности хозяйственной деятельности предприятий и организаций в защиту социально незащищенной категории населения — основная цель комиссий.

Комиссии по социальному туризму вправе создавать фонды развития социального туризма для накопления финансовых средств, поступающих от юридических и физических лиц, благотворительных организаций. Он необходим для развития внутреннего социального туризма в условиях рыночных отношений и как финансовый механизм.

Фонды социального туризма аккумулируют:

В социальном туризме фонды выступают как экономический механизм перераспределения внебюджетных средств в зависимости от потребностей комиссий по социальному туризму разных уровней и в соответствии с защитной правовой нормой, когда на цели социального туризма, включая финансовую поддержку его приоритетных видов, расходуется не менее 90% средств фонда.

Существуют правовые нормы формирования фонда как некоммерческой организации для поддержки субъектов социального туризма (базы отдыха, детские оздоровительные объекты, турбазы, малые гостиницы и др.) путем аккумулирования бюджетных средств, поступающих от приватизации государственного и муниципального имущества, доходов от собственной деятельности, добровольных взносов физических и юридических лиц, а также доходов, получаемых по процентам от льготных кредитов, выделенных на конкурсной основе субъектам малого предпринимательства.

Регулирующие основы экономического благосостояния регионов зависят от регионального и муниципального управления системой социального туризма. Взаимосвязь органов исполнительной власти с комиссиями по социальному туризму позволит решить как социальные, так и экономические проблемы региона.

Если на республиканском уровне межведомственная комиссия по социальному туризму решает вопросы в основном правового регулирования социальной политики государства в области туризма, то на региональном уровне комиссия совместно с администрацией решает вопросы социальной защиты населения, возобновления деятельности пустующих объектов размещения, увеличения рабочих мест, вовлечения в социальную инфраструктуру новых предприятий и учреждений. Региональное управление комплексом социального туризма позволяет решать и регулировать экономические основы рекреационных территорий.

На муниципальном уровне кроме вышеперечисленных мероприятий регулирование происходит через систему экономических связей субъектов социального туризма. Местное самоуправление через муниципальную комиссию по социальному туризму должно объединить разрозненные сейчас субъекты социального туризма.

Участниками социального туризма могут быть: туристические комплексы, клубы туристов, объекты размещения, товаропроизводители, индивидуальные предприниматели, реабилитационные центры, общественные организации, детские станции туристов, коллективы учебных заведений и трудовые коллективы предприятий.

Собрать всех участников социального туризма в единый хозяйственный механизм для решения социальных проблем и пополнения доходной части — основная задача органов муниципального образования.

Наполнение доходной части местного бюджета, и грамотное распределение на социальные нужды позволят решить как социальные проблемы, так и проблемы бюджетного плана.

*

* *

Поиск направлений выхода из сложившейся социально-экономической ситуации привел к тому, что для претворения в жизнь социальной программы необходимо решить вопрос рентных отношений.

Макроэкономические расчеты показывают, что основной вклад в чистый доход вносят не труд и капитал, а рента, т. е., доход, получаемый от использования природно-ресурсного потенциала страны.

Например, весь доход, который сегодня оказался приватизированным финансовой олигархией в России, есть не что иное, как рента от использования природно-ресурсного потенциала страны.

По своей экономической сути рента не имеет непосредственного отношения к предпринимательской или коммерческой деятельности, не является делом человеческих рук, общественным продуктом. Этот доход должен принадлежать всему населению, но им владеют лишь 10 % населению России, а 90% - лишены доступа к этому общественному благу. В успешных рыночных системах природная рента принадлежит государству.

Экономическое обоснование социального туризма показало, что государственное регулирование социальной сферы только тогда даст ожидаемый результат, когда будут решены экономические вопросы хозяйственной деятельности.

Рента как фактор дохода от использования туристических ресурсов должна стать реальной финансовой основой развития социального туризма.

Социальная туристическая рента образуется посредством хозяйственного использования:

Собственник ресурса должен получать ренту за качество рекреационного ресурса и вкладывать ее в развитие ресурсного потенциала. Собственниками здесь выступают муниципальные образования.

Другая составляющая ренты — это рента по местонахождению, которую можно социализировать через понятие «социальная туристская рента» и направлять на развитие социального туризма.

Правовое регулирование распределения социальной туристической ренты проводится в пропорциях, установленных законодательством, и осуществляется через заключение рентных договоров между участниками распределения социальной туристической ренты.

В системе отношений собственности социальная туристическая рента является объектом присвоения туристскими организациями, органами государственной власти, органами муниципального образования. Однако для решения проблем социальной сферы, ее финансового обеспечения рентные платежи должны иметь одно социально-экономическое назначение и поступать на финансирование социального туризма без налогообложения.

Развернуть финансовый поток в обратном направлении от необоснованно приватизированных объектов на развитие социальной сферы — основная задача государственного регулирования.