1.2.1 Двигательная система
Для оценки состояния двигательной системы, с учетом изложенных выше соображений, наиболее часто применяются следующие методики.
Мышечная сила определяется с помощью динамометра. Существуют стандартные динамометры — кистевые и становые. Они могут применяться для других мышц путем несложной модификации. Показатель мышечной силы выражается в килограммах.
Мышечная выносливость оценивается как максимальное время (в секундах) удержания усилия, равного 0.5 или 0.75 мышечной силы. Для этих целей используется либо стандартный динамометр, переделанный таким образом, что при прекращении сдавливания его стрелка возвращается к нулю, либо предложенный В.В. Розенблатом манометрический динамометр.
Для тестирования свойства сенсомотороной системы оценивать положение частей тела за счет собственных механизмов (без зрительного контроля) используется методика определения точности воспроизведения положения. Суть методики заключается в следующем. Испытуемый под зрительным контролем фиксирует руку в определенной позиции и закрывает глаза. Исследователь меняет положение руки испытуемого и просит его возвратить конечность в исходное (нулевое) положение. Величина ошибки может выражаться либо в размерных, либо в безразмерных единицах. Динамика ошибок в процессе работы укажет на состояние мышечно-суставного чувства.
Координация движений — важный и точный показатель состояния двигательной системы. Для его оценки используются самые разнообразные приборы лабораторного изготовления. На кафедре физиологии человека и животных Ростовского университета подобный прибор изготовлен и используется для учебных и исследовательских целей. Данный прибор позволяет оценивать способность испытуемого осуществлять координированные движения двумя руками под зрительным контролем. Испытуемый с максимальной скоростью проходит определенный маршрут на рабочей поверхности прибора. Выходы из "коридора" маршрута фиксируются электронным устройством. В случае ошибки в движении по маршруту подаются световой и звуковой сигналы. При прохождении всего маршрута фиксируется количество ошибок и время прохождения. Оба эти показателя могут оцениваться как отдельно, так, и интегрировано (например, отношение количества ошибок ко времени).
Тремор относится к интегративным показателям состояния двигательной системы и отражает процессы координации в основных звеньях управления моторикой. В неврологии выделяется несколько разновидностей тремора, проявление которого связано с патологическими изменениями в тех или иных структурах центральной нервной системы. Однако известно, что тремор может возникать и у здоровых людей под влиянием чрезмерной или длительной физической нагрузки. Широко применяется показатель тремора пальцев вытянутой руки испытуемого в позе стоя с закрытыми глазами. При этом оценивается его выраженность (амплитуда) и частота. Технически эта методика может быть реализована с использованием сейсмодатчика, соединенного с усилителем и регистрирующим прибором. Другой вариант оценки тремора использован в целом ряде приборов, в том числе изготавливаемой в НИИ нейрокибернетики Ростовского университета исследовательской системе "СКИФ". Здесь величина тремора определяется по способности фиксировать кистью щуп прибора в отверстиях разного диаметра в задаваемый интервал времени (15 - 100 с). Как видим, в этом варианте оценивается уровень координации значительной части мышц всей верхней конечности. Показателем тремора является количество касаний щупом краев отверстий разного диаметра.
Для выявления особенностей циклических движений конечностей и туловища в физиологии труда и спорта применяется разработанный еще в прошлом веке и с успехом применяющийся в настоящее время метод хроноциклографии. Суть метода заключается в фотографировании на неподвижный кадр перемещения исследуемого объекта. Для этого на конечностях и на теле испытуемого укрепляются электролампочки, питаемые от носимого источника. Таким образом, на фотокадре мы получаем траекторию движения источника света, соответствующую траектории движения кисти, предплечья, частей туловища и т.д. Метод хроноциклографии, наряду с другими, применяющимися в биомеханике, позволяет объективно оценивать динамику формирования двигательного стереотипа (при обучении), его стабильность и нарушения, связанные, например, с утомлением.
Методика электромиографии применяется в практической физиологии редко, вследствие ее сложности и трудности реализации в условиях производственной среды и спортивной практике.
- 1. Методы исследования
- 1.1. Общие требования к методам оценки функционального состояния человека
- 1.2 Методы исследования систем организма
- 1.2.1 Двигательная система
- 1.2.2 Сердечно-сосудистая система
- 1.2.3 Дыхательная система
- 1.2.4 Сенсорные системы
- 1.3 Психофизиологические методы
- 2. Общие закономерности регуляции систем организма
- 2.1 Этапы развития адаптационных реакций
- 2.2. Основные системы регуляции в организме
- 2.3 Уровни регуляции физиологических функций
- 2.4 Динамика отдельных функций в деятельном состоянии
- 2.4.1 Дыхательная система
- Сердечно-сосудистая система
- 2.4.3 Водный и минеральный обмен
- 2.4.4 Терморегуляция
- 3. Энергетические аспекты трудовой и спортивной деятельности
- 3.1 Источники энергии в организме
- 3.2 Потребление кислорода в динамике работы
- 3.3 Обмен веществ и энергии
- 3.4. Энергетика циклической динамической работы на примере гладкого бега.
- 3.4.1. Умеренная мощность работы
- 3.4.2. Большая мощность
- 3.4.3 Субмаксимальная мощность
- 3.4.4. Максимальная мощность
- 4. Физиология двигательной системы
- 4.1 Морфо - функциональные особенности скелетных мышечных волокон
- 4.2 Теплообразование при мышечном сокращении
- 4.3 Двигательные единицы и сегментарный уровень управления
- 4.3.1 Типы двигательных единиц
- 4.3.2 Мотонейронный пул и регуляция сокращения мышцы
- 4.3.3 Спинальный уровень регуляции движений
- 4.4 Надсегментарный уровень управления движением
- 4.4.1 Экстрапирамидная система
- 4.4.2 Пирамидная система
- 5. Двигательная активность
- 5.1. Управление произвольными движениями и формирование двигательного акта.
- 5.2. Формирование двигательного навыка у человека
- 5.3. Морфофизиологические основы двигательных качеств спортсмена
- 5.3.1 Сила
- 5.3.2 Быстрота
- 5.3.3 Выносливость
- 5.3.4 Ловкость
- 5.4. Особенности обучения школьников произвольным движениям
- 5.5. Роль физического воспитания в школе
- 6. Работоспособность человека и факторы ее определяющие
- 5.1 Внутренние факторы
- 6.1.1 Циклические колебания в системах организма
- 6.1.2 Профессиональные навыки
- 6.1.3 Мотивы деятельности и работоспособность
- 6.2 Внешние факторы
- 6.2.1 Температурный режим
- 6.2.2 Световой режим
- 5.2.3 Влияние шума на работоспособность
- 6.2.4. Организация рабочего места
- 6.3. Динамика работоспособности в течение рабочей смены
- 6.4. Предрабочее, рабочее и послерабочее состояние спортсмена
- 6.4.1. Разминка
- 6.4.2. Предстартовое состояние
- 6.4.3. Рабочее состояние
- 6.4.4. Физиологическая характеристика ациклической динамической работы
- 6.4.5. Период восстановления
- 7. Утомление
- 7.1 Развитие взглядов на природу утомления
- К понятию "функциональное состояние"
- Разновидности утомления
- Общие механизмы утомления
- Принципы диагностики утомления
- Оценка эффективности деятельности
- Оценка состояния физиологических систем организма
- Психофизиологическая диагностика утомления
- 7.5.4 Субъективная оценка утомления
- Рекомендуемая литература
- Дополнительная: