2. Экологический туризм как форма аграрного туризма
Каждая страна характеризуется разнообразием ландшафтов и представляет собой интересную природную мозаику. Под влиянием человека естественная среда качественно видоизменяется, истощаются природные ресурсы, ухудшается экологическая обстановка. Региональные комплексы приобретают специфические характеристики, обусловленные экологической, или природной сферой. На данном этапе развития международным сообществом уделяется достаточно серьезное внимание проблеме экологии, что находит свое отражение в программах развития регионов (территориальных комплексов) в целом и туристической отрасли в них.
Сущность регулирования экологических процессов в регионе состоит в выделении отрасли, способной аккумулировать природоохранные мероприятия с получением на их основе определенного экономического эффекта. Такой отраслью является экологический туризм.
Экологический туризм, как свидетельствует международная практика, начал развиваться с 70-х годов ХХ века. Он должен был остановить массовый отток населения из сельской местности в город, а также удовлетворить потребности жителей крупных городов в общении с природой, чистом воздухе, природной тишине и натуральных продуктах питания.
Термин «экотуризм» был предложен мексиканским экономистом Гектором Цебаллос-Ласкурейном в 1983 г. В то время существовало (существует и поныне) более 30 понятий и терминов, характеризующих рассматриваемую деятельность. Наиболее распространенные – «природный туризм», «сельский туризм», «зеленый туризм», «мягкий туризм» и др., что обусловлено разнообразием экотуров. Договоренность относительно толкования термина «экотуризм» была достигнута на Всемирном саммите по экотуризму, который прошел в мае 2002 г. в Канаде (Квебек).
В настоящее время экологический туризм получил значительное развитие. При этом оценки его доли на мировом туристическом рынке существенно различаются. Чаще всего в специальной научной литературе фигурируют 7% (по данным Всемирной туристической организации). По другим оценкам, данный показатель достигает 20-60% (1996 г.). По мнению третьих, ежегодно в мире количество экотуристов увеличивается на 20% (2001 г.). Рассматривать экотуризм как динамично растущий сектор современной туристической индустрии стало возможным лишь недавно, с применением современных информационных технологий, созданием электронных баз данных, что позволило увеличить объемы продаваемых услуг. Австрия (16% от общего количества сельских туристов в ЕС), Италия (13%), Франция (15%) и Испания (8%), где уровень организации экотуристического бизнеса очень высок, уже получили на это право.
В последнее время туризм в сельской местности становится популярным и в странах, соседствующих с Беларусью. В Польше существует более 15 000 хозяйств, занимающихся экотуризмом; в Литве - порядка 1000 усадеб, предоставляющих услуги сельского туризма, в Латвии - около 300 аналогичных сельских домиков. На хуторах Латвии и Литвы сегодня отдыхает пятая часть приезжающих в эти страны путешественников. В Беларуси, по данным на середину 2006 г., принимают туристов всего 70 усадеб и один в республике сельскохозяйственный производственный кооператив «Первомайский и К» в Смолевичском районе Минской области, имеющий лицензию на туроператорскую деятельность по оказанию услуг въездного экотуризма. По итогам 2007 г. в республике числится 150 агроусадеб, больше всего в Витебской области, потому что там больше всего… пустующих домов. В 2008 г. планируется открыть еще 100 и начать их сертификацию (в любой из соседних стран их насчитывается тысячи!!). Белагропромбанк предоставляяет на эти цели льготные кредиты (5%). Уже создана свободная экономическая зона на уровне малых и средних поселений.
Как видим, развитие экологического туризма в сельской местности Беларуси находится в стадии становления, но оно имеет стратегическое значение в обеспечении национальной безопасности (привлекая туристов, Беларусь может оптимизировать структуру платежного баланса) и фактически направлено на решение тех же проблем, что и в международной практике. При его возникновении в 70-е годы предполагалось, что размещение туристов в сельских домах будет непрофильной деятельностью фермеров, позволяющей несколько укрепить их финансово-экономическое положение без больших инвестиций. Однако сегодняшний спрос на данный туристический продукт в мире изменил саму концепцию экотуризма, который превращается для многих сельских жителей не в побочный, а в основной вид деятельности. Данный вид туризма рассматривается во взаимосвязи не только с экологическим фактором и отдыхом в сельской местности, но и с сельскохозяйственным производством: для экотуристов весьма важно предложение экологически чистых продуктов питания, национальной кухни.
В связи с ухудшением состояния окружающей среды, деградацией естественных ландшафтов экотуризм способен в ближайшие десятилетия стать главным фактором развития туризма. Это своеобразный ключевой элемент в прогнозировании развития территориальных комплексов и разработке региональных программ развития туризма.
Человек все чаще стремится «убежать» из урбанизированного города, остаться наедине с природой. Экологический туризм предоставляет ему именно такую возможность. Поездки в особо охраняемые природные территории, девственные места, заповедники, заказники с исследовательскими и промысловыми целями - все это экологический туризм. Он предполагает соединение активного отдыха с дикой суровой природой.
Международное общество экотуризма со штаб-квартирой в Вермонте (США) определяет экотуризм как ответственное путешествие в природные зоны, которое сохраняет окружающую среду и способствует стабильному благосостоянию местного населения.
Экологический туризм может содержать три компонента:
«Познание природы», т.е. путешествие предполагает наличие элементов изучения природы, получение туристами новых знаний и навыков.
«Сохранение экосистем», подразумевающее не только соответствующее поведение группы на маршруте, но и участие туристов и туристических фирм в программах, мероприятиях по защите окружающей среды.
«Уважение интересов местных жителей». Это не только соблюдение местных законов и обычаев, но и вклад туризма в социально-экономическое развитие туристических дестинаций (экологическую защиту туристических зон отдыха и маршрутов).
Выделяют четыре вида экологического туризма: научный туризм, туры истории природы, приключенческий туризм, путешествия в природные резерваты (охранные зоны). Их развитие зависит от экологической обстановки в регионе и принимаемых мерах по ее улучшению.
При всем разнообразии экологических процессов в регионах все они разделяются на охрану и рациональное использование водного бассейна, воздушной среды, земельных ресурсов, что позволяет регулировать развитие и туристского комплекса.
Таким образом, экологический туризм может стать серьезным толчком для развития сельского хозяйства республики, источником дополнительного дохода для сельских жителей от продажи продуктов питания, платы за туристические услуги, ремесленные изделия. Его развитие, как показывает международная практика, является крупной социально-экономической программой по переводу части аграрного населения из сферы производства в сферу услуг. Такая государственная политика преследует не только экономические, но и социальные и культурные цели.
- Содержание
- Курс лекций по дисциплине «экономика и организация туризма» введение
- Раздел I. Общие основы экономики
- Тема 1. Основы экономики туризма
- 2. Основные понятия и определения туризма как сферы деятельности. Формы, виды, разновидности и мотивы туризма
- 3. Предмет экономики туризма
- Туризм как динамичная экономическая система
- Страны- лидеры по выезду туристов в 2020 г.
- Страны – лидеры по приему туристов в 2020 г.
- Выручка за организацию туризма в рб
- Тема 2. Туризм в системе национальной экономики
- 1. Туризм как планетарное экономическое явление
- 2. Роль туризма и степень его воздействия на сферу экономики государств
- Экономические стадии развития стран и характерные особенности развития в них туризма (по п. Ротоу, 1959)
- 3. Экономика туризма как часть туриcтики. Туристская политика государства
- 4. Основные макроэкономические показатели и их значение для экономики туризма
- Определение добавочной стоимости при производстве туристского продукта
- 5. Оценка роли туризма в национальной экономике
- Тема 3. Тур как экономическая категория
- 1. Сущность тура и его содержание как экономической категории
- 2. Социально-экономические потребности туристов и формы их проявления
- 3. Структура и содержание социально-экономических
- 4. Методика определения безубыточности и прибыльности функционирования турфирмы
- 5. Сущность и содержание предпринимательской деятельности туристских организаций
- Раздел II: туризм как сектор рыночной
- Тема 4. Туристический рынок
- 2. Субъекты туристического рынка и их взаимодействие
- Основные группы критериев сегментации спроса на туристический продукт
- Тема 5. ТурисТичеСкая индустрия
- 1. Понятие и состав туристической индустрии
- Индустрия гостиничного дела, питания и развлечений
- 2. Материально-техническая база туризма
- 3. Характеристика отдельных типов предприятий туристической индустрии
- 4. Рабочая сила в туризме и эффективность её использования
- Тема 6. Экономика регионального туризма
- 1. Основные понятия, предмет и метод изучения региональной экономики
- 2. Понятие отраслевой структуры. Факторы и задачи экономики регионального туризма
- 3. Основные цели и направления государственной политики регионального туризма
- 4. Системный экономический анализ и моделирование процессов регионального туризма
- 5. Перспективы и возможности развития туризма в Республике Беларусь и Витебской области
- Тема 7. Экономика и организация аграрного туризма
- 1. Специфика развития аграрного туризма, его структура и основные формы
- 2. Экологический туризм как форма аграрного туризма
- Тема 8. Экономика и страховая защита социального туризма
- 1. Основные понятия, стратегия, тактика и общественные аспекты социального туризма
- 2. Сущность, функции и структура рынка социального туризма. Социальный туристический продукт как первичная экономическая основа
- 1) Производство; 2) распределение; 3) обмен; 4) потребление.
- 3. Законодательная база и институты государственного регулирования социального туризма. Фонды социального туризма
- 4. Сущность и основные принципы социального страхования
- Тема 9. Экономические аспекты международного туризма
- 1. Оценки и прогнозы развития международного туризма
- 2. Влияние внешних факторов на рост туризма
- 4. Информационные технологии в туризме
- 5. Новые концепции инвестирования в туризме
- Раздел III. Экономическая эффективность и
- Тема 10. Финансово-экономические
- 2. Особенности страхования туристов и туристских организаций
- 3. Условия обеспечения финансовой устойчивости и платёжеспособности страховщиков при страховании туристической деятельности
- 4. Страховой тариф, структура и назначение его составляющих
- 5. Экономический анализ страховой туристической деятельности
- Тема 11. Особенности функционирования экономического механизма в туризме. Экономическая эффективность туризма
- 1. Цена и ценообразование в туризме
- 2. Организация финансовых отношений. Особенности налогообложения в туризме
- Состав и структура финансовых ресурсов туристских фирм, не имеющих гостиниц (% к итогу)
- Состав и структура финансовых ресурсов туристских фирм, не имеющих гостиниц (% к итогу)
- 3. Экономическая эффективность туризма и система показателей развития туризма
- Литература
- Исмаев, д.К. Работа туристской фирмы по организации зарубежных поездок. М.: Луч, 1996.
- 210038, Г. Витебск, Московский проспект, 33.