logo
Автотуризм как одно из популярных направлений экотуризма

1.3 География развития автотуризма и экотуризма

В Европе автотуризм приобретает несколько иной характер, там не столько популярны поездки на легковых авто, сколько на автодомах.

Эпоха автотуризма и путешествий в Европе началась в начале шестидесятых годов. Первые автодома изготавливались из дерева по простым чертежам и изначально это был дом на колесах совсем небольшого размера, часто прицеп округлой формы перевозимый автомобилем и имеющий одну ось.

Уолли Бьян (основатель компании Airstrеam Trailеr) продавал чертежи автодомов по сто долларов и вскоре сам собрал свой собственный трейлер на продажу. Продажи автодомов шли как нельзя лучше, ещё бы, ведь в этот период кемпинг как раз набирал обороты. Нововведение применённое в изобретении позволяло сделать пол ниже уровня колес и соответственно приподнять потолок, что позволяло ходить внутри жилого прицепа в полный рост!

Американцам понравился новый тип трейлеров и скупали их в огромных количествах. Каждая новая модификация трейлера становилась хитом.

К 1930 году он ушёл из журнала, в который отправлял новые чертежи для постройки автодомов, и все свое время посвятил изготовлению трейлеров. Первые автодома были сконструированы из дерева и фанеры, но там уже был биотуалет, печное отопление и водоснабжение. Трейлеры постепенно стали соответствовать нынешней моде и выглядеть более современно и динамично, чтобы лобовое сопротивление ветра было не таким сильным и улучшить аэродинамическую устойчивость трейлеров на скорости применялись авиационные технологии.

В 1934 появилось название трейлеров "Воздушный поток", так их называют до сих пор и встретить их можно на любых дорогах.

Такой автодом был непохож на современный, он походил на скорее на улитку, но именно на этих трейлерах и жилых прицепах автотуристы осваивали новые маршруты.

В 1936 году фирма Airstrеam Trailеr предложила новую, не похожую на прежние трейлеры, модель "Strimеr". Кухня-трансформер превращающаяся в кровать, собственное водоснабжение, генератор, аккумулятор и электричество, так же присутствовала система вентиляции воздуха и некий аналог современного кондиционера.

Начало второй мировой войны вынудила свернуть производство трейлеров. Автодома стали практически недоступны обычным работягам. Алюминий сильно подорожал, не хватало резины на шины и даже просто бензина. Предприятие по производству автодомов было закрыто и возобновилось лишь после войны.

В скоро времени спрос на трейлеры Airstrеam Trailеrs снова пошёл на взлет, и Airstrеam стал одним из самых популярных производств автодомов в мире.

К началу 70-х, популярность трейлеров и домов на колёсах только росла. Автодом "Сlassik" создал новый, ранее недостижимый уровень качества автопутешествий. Новые технологии, материалы и оборудования в производстве домов на колёсах позволил их сделать очень технологичными и качественными. Трейлер на пневматической подвеске был выбран НАСА для жилища астронавтов, и с тех пор автодома на этой подвеске являются неотъемлемой частью жизни астронавтов на космодроме.

К 80-м годам появилась более совершенная схема изготовления автодомов, кузовы с соответствующим оборудованием и начинкой устанавливались такими известными производителями автомобилей как Mеrsеdеs-Bеnz, MAN и тому подобное.

Для появления автотуризма и караванинга с жилыми прицепами в России нужно время. У нас достаточно создать почву и условия для становления рынка автодомов и караванов в стране, развернуть производство или сборку кемперов на нашей территории, что позволит значительно снизить цены на трейлеры и автодома, а так же позволит обходиться без растаможивания (таможенные пошлины на границе составляют порядка 30% от стоимости прицепа или до 100% в цене автодома на базе грузовика или автобуса).

Развитие автотуризма в России на основе применения домов на колёсах и трейлеров не имеет альтернативы, так как инфраструктура туризма, где центром является трейлер, не требует значительных затрат на постройку гостиниц и коммуникаций. Путешествия и отдых в автодомах и караванах в ближайшее время ожидает большой рост [10].

Как уже было сказано, в США развитие автотуризм происходило намного быстрее нежели в СССР. В середине двадцатого века автотуризм у американцев пользовался особым успехом, и США буквально держала монополию на автомобильный туризм, так как в других странах автопромышленность не была соответствующе развита. Так и оставалось до шестидесятых годов прошлого века, пока не заработал машинный завод на Волге [11].

На данный момент, как в России, так и в мире в целом автотуризм набирает обороты, но в странах третьего мира он остался на прежнем уровне, в связи с неразвитым автопромом и экономическим состоянием стран. Появляются всё новые туристические маршруты, и всё больше желающих узнать новое и интересное.

Наша страна имеет довольно большой потенциал в области развития автомобильного туризма. По общей протяженности автомобильных дорог Россия превосходит почти все европейские страны, кроме Франции, и занимает 7-е место во всем мире.

География экологического туризма характеризуется определенным своеобразием. Если традиционные туристские потоки в международном туризме направлены из развитых стран в развитые, а среди принимающих туристов стран лидируют Франция, США, Испания, Италия, то экотуристы направляются главным образом из развитых стран в развивающиеся. Здесь среди лидеров - Кения, Танзания, Эквадор, Коста-Рика, Непал, Бразилия, Филиппины, а также Австралия, Новая Зеландия и ЮАР. Практически каждая страна имеет возможности для организации экологических путешествий. В развитых странах Европы и Америки экотуристы очень часто путешествуют по своим странам. И самыми популярными для посещений туристскими объектами в этих странах стали национальные парки. Некоторые из них настолько популярны, что посещение их приходится заказывать заранее.

По всему миру развитые и развивающиеся страны выделяют обширные участки своей территории под природные парки, стремясь привлечь экотуристов, а с ними и капитал. Например, в Кении использование в туризме национальных парков приносит в казну ежегодно до 450 млн долл.; это означает, что каждый лев приносит доход около 27 тыс. долл. в год, а стадо слонов - более 600 тыс. долл. Коста-Рика объявила природоохранной зоной около 30 % своей территории и в настоящее время туризм здесь является более важным источником дохода чем торговля бананами и кофе. Экотуризм на Галапагоских островах (Эквадор) приносит стране более 180 млн долл. в год. Стремление свести к минимуму изменения окружающей среды присуще экологическому туризму, более того, его развитие делает охрану природы экономически выгодной.

Экологический туризм представляет одну из наиболее динамичных и перспективных форм туристской деятельности. При условии грамотного развития он может сыграть важную роль в разрешении современного социально-экономического кризиса, так как содействует охране природы и традиционных культур. На многих территориях экологический туризм может стать отраслью специализации, представляя конкурентоспособную альтернативу разрушающей природу хозяйственной деятельности.

В развитии экологического туризма активное участие принимают международные организации. Среди них - Всемирный фонд любителей живой природы, Международный союз охраны природы и природных ресурсов, Всемирный фонд охраны дикой природы (WWF), ЮНЕСКО. Специальный комитет при ЮНЕСКО присваивает статус "памятник всемирного наследия" природным территориям, представляющим исключительный интерес и всемирную ценность. Эти территории правительства соответствующих стран обязаны сохранять в неприкосновенности, взамен они получают значительную научную и финансовую поддержку от международного сообщества [5].