logo
Мотивация физкультурно-спортивной деятельности у юношей, занимающихся историческим фехтованием

1.2.1 Активность спортсменов и его мотивация

В процессе спортивной тренировки, занимающиеся не должны быть пассивными объектами воздействия тренера. Необходимо, чтобы они сами проявляли активность. В связи с этим перед тренером стоит задача всеми имеющимися в его распоряжении способами и средствами обеспечить высокую активность спортсменов.

Для этого тренер должен формировать интерес к занятиям физическими упражнениями, целеустремленность занимающихся в развитии у себя волевых, психических и физических качеств, вызывать у занимающихся удовлетворение от тренировок. Важно при этом соблюдать принципы спортивной тренировки, которые обеспечивают не только успешность обучения, но и сохранение, и укрепление здоровья спортсменов.

Виды активности спортсменов во время тренировки. Активность, проявляемую спортсменами во время тренировок, делят на познавательную и двигательную. Познавательная активность связана с проявлением занимающимися внимания, с осмысливанием информации, с ее запоминанием и воспроизведением. Двигательная активность связана с непосредственным выполнением физических упражнений. Но при познавательной и при двигательной активности проявляется, прежде всего, психическая активность.

Заботясь о повышении активности спортсменов на тренировке, важно управлять этой активностью, подчинять ее педагогическим задачам, то есть стимулировать организованную активность занимающихся, строить тренировку таким образом, чтобы у занимающихся не было повода и времени проявлять неорганизованную активность (беготню и прочие «зоологические действия», по выражению А.С. Макаренко). Чем большее место занимает первый вид активности, тем выше организация тренировки. При плохой организации, свыше половины движений, совершаемых занимающимися, не совпадает с задачами тренировки.

Организованная двигательная активность спортсменов определяет моторную плотность тренировки. Достижение высокой моторной плотности тренировки не должно являться самоцелью для тренера. Во-первых, надо исходить из задач тренировки: повышение двигательной активности спортсменов не должно идти в ущерб их познавательной активности. Во-вторых, нужно учитывать ограниченные физические возможности занимающихся, необходимость для них периодов отдыха после выполнения серии физических упражнений.

Факторы, обусловливающие активность занимающихся во время тренировки. Исходя из двойственной природы активности человека - социальной и биологической, - и факторы, определяющие активность спортсменов на тренировке, можно разделить на те же группы.

К социальным факторам следует отнести: особенности организации тренером деятельности занимающихся, оценку деятельности спортсмена на тренировке со стороны тренера и товарищей, удовлетворенность занимающихся тренировкой, наличие у них интереса к спортивной деятельности и цели занятий спортивной деятельностью. К биологическим факторам, прежде всего, следует отнести потребность в движениях.

Степень активности спортсмена на тренировке определяется совокупностью этих факторов, однако ведущими для разных занимающихся могут быть разные факторы. Это создает неоднозначную картину проявления спортсменами активности, в которой тренер для управления активностью занимающихся требуется разобраться в каждом конкретном случае отдельно. Только тогда можно узнать, чем вызвана пассивность одного спортсмена и высокая активность другого.

Важно знать направленность активности спортсмена, какие цели она преследует: эгоистические или коллективистские, общественные или антиобщественные. Иначе, заботясь о повышении активности и воспитывая таким путем трудолюбие, как одно из положительных качеств личности, можно невольно способствовать развитию других, уже отрицательных качеств личности [21].

Хотя степень активности спортсменов на тренировке определяется, прежде всего, социальными факторами, однако нельзя недооценивать и роль биологического фактора-потребности человека в двигательной активности, которая у разных людей выражена в различной степени. Поэтому можно создать у занимающихся одинаковую силу социального мотива и получить все же разную активность у разных спортсменов. Эти различия и будут определяться разной выраженностью потребности в двигательной активности.

Доказано, что высокий уровень двигательной активности в течение дня и на тренировке имеет связь с преобладанием возбуждения по «внутреннему» балансу и с сильной нервной системой; низкий уровень двигательной активности связан с преобладанием торможения по «внутреннему» балансу и с малой силой нервной системы. Поскольку типологические особенности проявления свойств нервной системы являются врождёнными, есть основание говорить о том, что различия людей по потребности в движениях тоже имеют врожденную основу, а не только социальную.

Кроме того, сочетание силы нервной системы с преобладанием возбуждения по «внутреннему» балансу является нейродинамической базой проявления высокой терпеливости при наступлении утомления. Следовательно, с одной стороны, лицам с этими типологическими особенностями нервной системы нужно больше двигаться, чтобы удовлетворить потребность в двигательной активности, а с другой стороны, они могут больше терпеть, проявлять упорство и в том случае, когда потребность уже удовлетворена, даже больше того - когда наступило утомление. Этим объясняется большая работоспособность таких лиц в динамической и статической работе, а больший объем выполняемой тренировочной работы приводит и к большим успехам.

Не случайно, поэтому лучшая успеваемость по овладению двигательными умениями и развитию двигательных качеств найдена у лиц с отмеченными типологическими характеристиками, особенно с преобладанием возбуждения по «внутреннему» балансу.

Характерно, что большая потребность в двигательной активности проявляется при выполнении любого вида мышечной работы, при прохождении любого программного материала во время тренировок. Это подчеркивает неспецифический характер потребности в двигательной активности.

Подход тренера к занимающимся с разной потребностью в двигательной активности должен быть индивидуальным, как и оценка им трудолюбия, проявляемого спортсменами во время тренировок. Большая активность одного спортсмена по сравнению с другим еще не означает, что он более сознательно подходит к своим обязанностям, что он более ответствен. Просто ему требуется больший объем движений, чтобы удовлетворить свою потребность в двигательной активности. Для занимающихся с низкой потребностью в двигательной активности требуется такая организация их работы, при которой они чувствовали бы постоянное внимание тренера и товарищей, постоянный контроль за их действиями и успехами. Хорошие результаты дает объединение в пары высокоактивного спортсмена с низкоактивным. Первый осуществляет контроль и оказывает поддержку второму.

Сказанное выше касается лишь первой, хотя и наиболее существенной характеристики активности - ее энергетического потенциала, «заряженности» спортсмена на деятельность. Важна и другая характеристика активности - склонность к определенному виду деятельности (разнообразной или однообразной, требующей быстродействия или размеренности и стереотипности действий и т.д.). Эта качественная характеристика активности, свидетельствующая об ее избирательности, тоже связана со свойствами нервной системы.

Так, люди с подвижностью нервных процессов, с сильной нервной системой склонны к разнообразной деятельности, требующей принятия быстрых и неожиданных решений, готовы идти на риск. Люди с противоположными типологическими особенностями - инертностью нервных процессов и слабой нервной системой - плохо переносят большое психологическое напряжение, поэтому предпочитают деятельность спокойную, размеренную, даже монотонную. Отсюда у детей может проявляться различный интерес к гимнастике, баскетболу, плаванию и другим видам спорта. В зависимости от проходимого материала активность учащихся может быть, то большей, то меньшей [21].

Мотивация спортивной деятельности. К спортивному достижению, родившемуся за секунды или минуты, идут постепенно, изо дня в день, долгие годы. Высокие результаты в современном спорте могут быть достигнуты только при условии многолетней систематической тренировки, жесткого соблюдения жизненного и спортивного режима. К этому спортсмен должен быть психологически подготовлен. Достигнутая подготовленность должна постоянно развиваться и совершенствоваться в ходе самой тренировки. Существуют два пути обеспечения и поддержания такой подготовленности:

создание, подкрепление, непрерывное развитие и совершенствование мотивов спортивной тренировки;

создание благоприятных отношений к различным сторонам тренировочного процесса. Это разделение условно, так как формирование мотивов осуществляется через формирование соответствующих отношений. Но мотивация имеет свою специфику [41].

Мотивы спортивной деятельности бывают разными. Это и стремление укрепить здоровье, сформировать осанку, это и желание развить двигательные и волевые качества. Интересы мальчиков и девочек различны: девочки чаще всего думают о красивой фигуре, гибкости, изяществе движений и походки, реже о развитии быстроты, выносливости, силы. Мальчики же хотят развить силу, выносливость, быстроту, ловкость.

Меняется значимость привлекательных сторон физической культуры и с возрастом. Если младшие школьники проявляют интерес к двигательной активности вообще (дети любят побегать, попрыгать, поиграть, не очень задумываясь над тем, что это является средством их физического и психического развития), то подростки занимаются физическими упражнениями уже с какой-то конкретной целью. У старшеклассников на первом месте стоят мотивы, связанные с их жизненными планами, то есть с подготовкой себя для определенной профессиональной деятельности [20].

Активность, собранность, дисциплинированность спортсмена, продолжительность и результативность его работы определяются мотивацией в тренировочном процессе. Мотивация должна базироваться на потребностях спортсмена, идти через иерархию стратегических, тактических и технических целей и находить выражение в конкретных побуждениях. Изменив порядок знаменитой греческой триады, можно сказать, что мотивация строится по принципу: хочу - могу - должен. Осознанное желание, сформулированное в виде четкой цели, высокая вероятность ее достижения и понимание обязательности определенных действий, необходимых для решения личных и общественных задач, побуждают спортсмена к упорным тренировкам в течение многих лет.

Здесь рассматриваются не мотивы, побуждающие к занятиям спортом, а мотивация спортсмена к продолжительному нагрузочному тренировочному процессу с целью достижения высоких спортивных результатов.

Постановка далеко отставленных целей. На каком бы этапе спортивного пути ни находился спортсмен, перед ним всегда необходимо ставить далекие, многолетние перспективные цели, вплоть до целей самого высокого порядка.

Каких бы успехов ни достиг спортсмен, ему постоянно надо прививать мысль, что достигнутый результат далек от его реальных возможностей, что тут же, вслед за достигнутой, встает новая, более высокая цель. Далеко отставленная высокая цель через серию промежуточных целей в тренировочном процессе определяет постоянную установку на качественную работу на любом этапе спортивного совершенствования. Поэтапное достижение этих целей обусловливает стойкое, спокойное и уверенное состояние спортсмена. Далеко отставленная цель высокого порядка помогает спортсмену понять разницу между ближней и дальней мотивацией, спокойно пренебрегать мелкими радостями ради великого счастья большого спортивного достижения [41].

Мотивы спортивной деятельности не только побуждают человека заниматься спортом, но и придают занятиям субъективный, личностный, смысл. Разные спортсмены, занимаясь одним и тем же видом спорта, выполняя одинаковые по сложности и интенсивности тренировочные нагрузки, нередко руководствуются разными, порой прямо противоположными мотивами, придают различное значение своим занятиям, поэтому и оценка их поведения должна быть различной.

Следует учитывать, что мотивы спортсменов весьма динамичны по своему содержанию. В процессе спортивного совершенствования они изменяются, преобразуются под влиянием обстоятельств, других спортсменов, оценки собственных действий и поступков, а главное - целенаправленной воспитательной работы.

А.Ц. Пуни на основании специальных исследований установил следующую динамику мотивов спортивной деятельности:

1. Мотивы начальной стадии занятия спортом побуждают к включению в спортивную деятельность.

К ним относятся:

мотив эмоциональной привлекательности физических упражнений, базирующийся на естественной потребности человека в физической активности;

мотив долженствования, определяемый необходимостью заниматься физической культурой и спортом;

ряд других мотивов.

Общими для мотивов начальной стадии являются такие особенности, как недостаточная осознанность потребностей, лежащих в их основе, диффузность, нестойкость, неопределенность и взаимозаменяемость различных способов удовлетворения.

2. Дальнейшее развитие мотивов связано с устойчивостью занятий избранным видом спорта, достижением определенных успехов в нем, расширением специальных знаний и навыков [40].

В исследованиях советского спортивного психолога Ю.Ю. Палайма было выделено 13 групп мотивов, характерных для спортсменов на стадии специализации: моральные мотивы (долга, коллективизма, патриотизма), мотив самоутверждения, мотивы, связанные с отношением к сопернику, тренеру, зрителям, непосредственно соревновательные мотивы (азарт, мотив соперничества), эстетические мотивы, мотивы благополучия (желание добиться материальных благ, преимущества и привилегий) и др. [37].

Мотивы спортивной деятельности функционируют, не изолировано, а взаимосвязано, образуя мотивационные комплексы. Такой комплекс состоит из доминирующих и второстепенных, подчиненных, мотивов. Так, у спортсменов 1 разряда мотивы группируются в два мотивационных комплекса: в первом, условно названном коллективистическим, доминирующими являются общественные и моральные мотивы, а подчиненными - мотивы самоутверждения и любви к спорту; во втором, называемом индивидуалистическим, доминирующую роль играют мотивы самоутверждения и самовыражения, а коллективистические мотивы выступают как второстепенные.

Индивидуалистическая мотивация иногда оказывается препятствием для успешного выступления в командных соревнованиях из-за ее противоречия самому характеру соревнований.

Доминирующая мотивация (коллективистическая или индивидуалистическая) довольно устойчива, что позволяет говорить о сформированности определенного типа нравственной мотивации спортивной деятельности на стадии специализации.

3. При достижении спортсменом стадии высшего спортивного мастерства прежние мотивы как бы отступают на второй план. Доминирующим, определяющим поведение спортсмена становится мотив достижения успеха. Спортсмен испытывает потребность в предельных физических усилиях, в переживании состояния максимальной психической напряженности, в чувстве преодоления соперника, снаряда, веса, времени, самого себя, а главное, потребность добиться высоких спортивных результатов.

Доминирование на стадии высшего спортивного мастерства мотива достижения успеха вовсе не означает, что на этой стадии спортсменами движет только стремление к личному успеху. Тренируясь и выступая на соревнованиях, спортсмен не думает, что смысл всей его деятельности сводится к преодолению определенного веса, определенной дистанции за необходимое время или к победе над соперником. Наоборот, все это выступает как критерий достижения других, общественно значимых целей. Эти победы, нужны самому спортсмену для дальнейшего спортивного роста, они нужны коллективу, за который он выступает, они приносят славу Родине, и не только спортивную. Наконец, рекорды нужны всему человечеству: они показывают безграничность возможностей человека. Поэтому нельзя считать мотив достижения успеха личностно-эгоистическим мотивом. В его развитии ведущую роль играют идеология и мораль. Формирование мотивации достижения успеха у российских спортсменов непосредственно связано с формированием коммунистического мировоззрения и идейной зрелости.

В современном спорте высокие спортивные достижения, как правило, невозможны без высокой социальной мотивации. Об этом свидетельствуют и выступления ведущих зарубежных спортсменов. Так, при чествовании чемпиона XXII Олимпийских игр в беге на 200 м итальянского спортсмена П. Меннеа из-за решения Национального олимпийского комитета на флагштоке стадиона в Лужниках не был поднят флаг его родины. П. Меннеа сошел с пьедестала почета, подошел к трибунам и поцеловал краешек трехцветного национального флага в руках одного из туристов, показывая этим, что он боролся и победил во славу родной Италии.

Деятельность в спорте высших достижений связана с высоким психологическим напряжением, порождаемым несоответствием требований спортивной деятельности возможностям спортсмена и направленным на устранение этого несоответствия.

По сравнению с другими видами деятельности в спорте высокое психическое напряжение принципиально неустранимо, без него невозможно превышение прежних рекордов. Поэтому у спортсменов на стадии высшего спортивного мастерства формируются не только мотивы достижения успеха, но и мотивы избегания неудачи. Любая ситуация, которая актуализирует у спортсмена мотив достижения успеха, одновременно порождает и опасения неудачи. Какой мотив возникнет - мотив достижения успеха или мотив избегания неудачи, - зависит от субъективных оценок вероятности достижения цели, которые складываются под влиянием соревновательного и жизненного опыта. Таким образом, формируется устойчиво доминирующий тип мотивации деятельности.

Спортсмены, у которых доминирует мотив достижения успеха, характеризуются низкой тревожностью, настойчивостью в достижении поставленных целей, уверенностью в правильности своих действий, независимостью, стремлением к соперничеству, постановкой перед собой трудных задач и умением прилагать большие волевые усилия для их решения.

Спортсмены, у которых преобладает мотив избегания неудач, тревожны и неуверенны в себе, склонны сдерживать свою активность в достижении цели, их поведение носит преимущественно оборонительный характер, они чаще защищаются и действуют на контратаках. В спортивных играх можно видеть, как хорошо подготовленная, но не очень честолюбивая команда все время ведет контратакующую игру, несмотря на разученные атакующие варианты.

Наиболее отчетливо эти особенности поведения проявляются в индивидуальной манере ведения поединка. Спортсмены, у которых доминирует мотив достижения успеха, предпочитают атакующий стиль поведения: число атакующих действий у них больше, чем у спортсменов, у которых доминирующим является мотив избегания неудач [41].

Формирование мотива достижения успеха. Иногда спортсмен, достигнув определенного (чаще всего высокого) уровня спортивных достижений, сохраняя внешне активность и добросовестность в тренировках, начинает думать о достаточности этих результатов: «Не выступить бы хуже, на улучшение я не рассчитываю». Такие мысли могут вести к формированию мотива избегания неудачи. Как только спортсмена зарождается этот мотив, рост результатов становится маловероятным, так как исчезают установки на улучшение результатов («сегодня делать лучше, чем вчера»), поскольку достаточно и вчерашнего. Формирование и поддержание мотива достижения успеха осуществляется с опорой на определенные свойства личности, и в первую очередь на честолюбие в его положительном значении. К огромной, трудной, многолетней работе спортсмена стимулирует (наряду с другими, факторами) стремление быть знаменитым, желание спортивной славы. Спортивное честолюбие и опора на него укрепляют мотивационную структуру тренировочного процесса. Развитию положительных сторон честолюбия способствует афиширование успехов спортсменов: стенды с их фотографиями, таблицы рекордов, плакаты с поздравлениями, статьи из газет, журналов, передачи по радио и телевидению о соревнованиях, в которых спортсмен успешно выступал, коллекционирование спортсменом любых атрибутов его достижений.

Однако честолюбие нельзя путать с тщеславием. Любить честь, славу, добиваться их трудом и талантом, несомненно, полезно и спортсмену и обществу. Но стремиться к «тщетной славе», радоваться случайному, незаслуженному успеху либо использовать успех других - это отрицательная черта личности. Спортсмен с элементами тщеславия может действовать в ущерб коллективным интересам, проявлять зазнайство, высокомерие, склонность к саморекламе. Он обычно снижает активность в достижении новых спортивных рубежей, так как сознательно или неосознанно полагает, что его должны чтить и за старые заслуги. Отсюда понятно, что формирование и развитие установки на достижение успеха требует специального контроля, нормирования и регуляции [40].

Мотив достижения успеха у спортсменов высокой квалификации выражен значительно сильнее, чем мотив избегания неудач. Это способствует высокой продуктивности и устойчивости их деятельности. Сильно выраженная потребность в достижении успеха порождает высокую· активность, настойчивость и упорство в достижении поставленных целей. Наличие в мотивации умеренно выраженного стремления к избеганию неудач обусловливает действия спортсменов, направленные на предупреждение возможных неудач, побуждает их тщательно отрабатывать технику упражнений, продумывать и планировать тактику и стратегию соревновательного поведения, собирать информацию о предполагаемых соперниках и т.д. [41].