logo search
Авиамодельный спорт

2. Разновидности моделей

спортивный соревнование авиамоделист пилотаж

По правилам авиамодельных соревнований Международного авиамодельного кодекса FAI спортивные летающие модели разделяются на несколько категорий по принципу полёта.

В каждой категории соревнования проводятся по нескольким классам авиамоделей, различающимся по размерам, рабочему объёму и виду двигателя, условиям соревнований.

Свободнолетающие модели

Свободнолетающими модели называются потому, что вмешательство конструктора в их полет невозможно и любые регулировки или настройка модели завершаются в момент запуска. Среди свободнолетающих есть безмоторные - планеры, аппараты с простейшим двигателем - закрученной резинкой и модели с миниатюрным двигателем внутреннего сгорания. Моторы на таких моделях работают всего лишь несколько секунд, забрасывая за это время легкокрылые конструкции подчас на сотню метров вверх, а потом они совершают планирующий спуск. Выключают двигатель и переводят рули на планирование специальные часовые механизмы - таймеры, поэтому такие модели самолетов еще называют таймерными.

Свободный полет - это полет, при котором не существует никакой физической связи между авиамоделью и участником соревнований или его помощником.

Соревнования проводятся на продолжительность полётов авиамоделей определённое количество раз (туров). Время полета модели каждого участника ограничено согласно правилам проведения соревнований в каждом классе. Для определения результатов берётся общая продолжительность полётов авиамоделей каждого спортсмена во всех турах.

Соревнования в классах авиамоделей свободного полета, проводятся на открытом воздухе. Минимальный размер площадки 500*1000 м.

Считается, что именно свободнолетающие модели являются родоначальниками всего авиамодельного спорта. Старейшим спортивным классом считается резиномоторный - F1B - первый Чемпионат мира был проведен по нему в 1928 году.

Сегодня свободнолетающие модели являются развитым спортивным классом, в котором проводятся чемпионаты континентов и Мира по разным видам программы.

Из-за введенных правилами технических ограничений, создателям моделей на соревнованиях приходится искать новые конструктивные решения, использовать самые передовые материалы и технологии, вплоть до построения собственных мобильных метеорологических станций.

В настоящее время спортсмены используют для постройки моделей современные сверхлегкие материалы: различные пластики, углеволокно, применяют новейшие технологии для обработки материалов. Для достижения максимальной эффективности полета ЛА (летательных аппаратов), модели оснащаются бортовыми электронными таймерами, специально разрабатываемыми авиамоделистами для своих моделей. Еще раз отметим, что согласно правилам категории F1 запрещено любое воздействие на модель спортсмена во время полета.

Кордовые модели

Модели, которыми спортсмен управляет с помощью проволочных нитей (корда), называют кордовыми. Управляются они спортсменом посредством нерастяжимых тонких стальных нитей или тонких стальных тросов - корд, длинной до 21 метра. С их помощью, воздействуя на органы управления модели, пилот может заставить ее летать горизонтально или выполнять различные эволюции в пределах полусферы над землей, радиусом которой является длина корды. Такие модели, как правило, оснащаются двигателями внутреннего сгорания или электродвигателями. Аэродромом для них служит ровная асфальтированная или покрытая травяным газоном площадка, обычно в парке или на стадионе, диаметром 45 - 50 м. Причем "пилот" стоит в его центре, держит ручку управления. Точно так же, как летчик на настоящем самолете, моделист тянет ручку на себя - руль высоты отклоняется, и аппарат послушно летит вверх. Ручка отклонена от себя - и модель снижается. Такие модели очень нравятся ребятам. В отряде кордовых моделей много различных классов. Это и пилотажные - они способны продемонстрировать весь комплекс фигур высшего пилотажа. Есть среди них и скоростные - их конструкция и двигатели позволяют развивать скорость около 300 км в час! Это и модели-копии, миниатюрные подобия настоящих самолетов.

Соревнования по кордовым авиамоделям проводятся на открытом воздухе.

Пилотажные модели

Пилотажной моделью называется модель, у которой управление осуществляется механически, через кордовые нити. Несущие поверхности во время полета должны оставаться неподвижными, за исключением пропеллера и специальных поверхностей управления - рулей.

Соревнуются на качество выполнения комплекса фигур высшего пилотажа в ограниченное время.

Модели самолетов, выполняющие фигуры высшего пилотажа, по внешнему виду и формам похожи на настоящие самолеты, все зависит от фантазии конструктора-спортсмена. Модели могут оснащаться двигателями внутреннего сгорания (поршневыми) объёмом до 15 см. куб., газотурбинными и электродвигателями.

Большие и красивые модели с размахом крыла до 1,5 метра управляемые спортсменом выполняют определенную программу упражнений (комплекс). Комплекс, определенный FAI, состоит их 16 фигур высшего пилотажа. Каждой фигуре соответствует свой коэффициент сложности и выставляются баллы (от 0 до 10 с шагом 0.5) за точность исполнения маневра. Все маневры должны выполняться согласно правилам.

Полет хорошей пилотажной модели - захватывающее зрелище, его можно сравнить с выступлением гимнаста или фигуриста, за которым наблюдают и зрители и оценивают судьи.

Этот класс моделей требует постоянного тренировочного процесса.

Соревнования проходят на ровной асфальтированной или покрытой травяным газоном площадке.

Гоночные (скоростные) модели

Особый класс моделей составляют гоночные, конструкция которых сочетает экономичность, удобство обслуживания, надежность запуска двигателя и высокие летные качества. Предназначены для достижения максимальной скорости полета по кругу на дистанции 1000 метров. Модели оснащаются мощными поршневыми двигателями. Объем двигателя ограничен 2,5 см. куб. Опытные спортсмены-моделисты, как правило, сами изготавливают свои двигатели и доводят их до совершенства.

Скоростные модели отличаются по внешнему виду от других видов моделей небольшими размерами, закапотированным двигателем, удобно обтекаемыми формами и сбрасываемым после взлета шасси. Дизайн моделей крайне экзотический, у большинства моделей только одно крыло и однолопастной винт. Вес примерно 500 гр. Полеты выполняются на стандартном топливе (80% метанол, 20% касторовое масло), обороты двигателей достигают 36000 об/мин. Полет происходит по кругу фиксированного радиуса - 17.69 метра, требуется пролететь с максимальной скоростью 9 (девять) кругов, что равно расстоянию в 1000 метров. Замеряя время, за которое модель пролетела 9 кругов, определяют ее фактическую скорость, используя для этого специальную таблицу. Скорости, показываемые на соревнованиях превышают 300 км/час.

Соревнования проводятся на специально подготовленной площадке (кордодроме), имеющей ровное бетонное или асфальтовое покрытие диаметром не менее 48 м. и защитное ограждение высотой не менее 3 м. На одном кордодроме одновременно могут соревноваться сразу три спортсмена с тремя гоночными моделями.

Модели воздушного боя

Самый любимый ребятами класс моделей - модели воздушного боя. Это сравнительно несложные аппараты. Они сочетают в себе свойства пилотажных, скоростных и гоночных моделей, и вся суть их - скорость и маневр. Воздушный бой - это соревнования, где два соперника пилотируют свои модели одновременно в одном и том же кругу в течение определённого времени с целью срубить ленту, закреплённую на модели соперника. Очки присуждаются за каждый сделанный отруб ленты и время нахождения модели в воздухе.

Победителем в бою будет тот пилот, модель которого сможет отрубить как можно большее количество частей бумажной ленты соперника (отрубов) и не даст отрубить ленту у себя. Круг, в котором находятся пилоты, имеет сравнительно небольшой диаметр - четыре метра. При этом заступать за пределы центрального круга строго запрещено правилами соревнований. В противном случае к участнику, нарушившему данное правило будут применены санкции, вплоть до дисквалификации. Наиболее эффективно будет отрубить ленту соперника при помощи пропеллера. Следует отметить, что технически это очень сложно сделать, потому что для этого нужно будет на максимально возможное расстояние приблизиться к модели соперника. А так как модели движутся со скоростью примерно 180 километров в час, справиться с этой задачей сможет только опытный спортсмен-авиамоделист.

По правилам FAI, каждый участник может иметь двух помощников и запасную модель для одного боя. Продолжительность боя составляет всего четыре минуты, после чего коллегия судей выставляет баллы участникам. Баллы считаются из расчета каждого отруба ленты, который равен ста баллам. Получается, что участникам намного выгоднее в ходе соревнований рубить ленту соперника маленькими кусочками, чем один раз обрубить всю ленту. Помимо этого, каждая секунда, проведенная моделью спортсмена в полёте, добавляет участникам по 2 балла. Естественно, победителем будет считаться тот участник, который наберет наибольшее количество баллов. В том случае, если соперники наберут равное количество баллов или модель одного из участников оторвалась, и пилот потерял над ней управление, будет назначен повторный бой.

Кроме этого, в рамках соревнований между моделями данного класса существует и ряд штрафных санкций. Например, за агрессивное поведение участника во время боя его могут снять с соревнований. Также, за невыполнение некоторых правил на участников соревнований накладываются определенные штрафные санкции вплоть до дисквалификации.

Спортсмен, получивший два поражения в боях, выбывает из соревнований.

Победителем соревнований становится спортсмен, победивший в наибольшем количестве воздушных боёв.

Соревнования проходят на ровной покрытой травяным газоном площадке (стадионе и др.)

Большое распространение получили авиамодели, которыми управляют дистанционно и без проводов. Делают это с помощью комплекта радиоаппаратуры - передатчика, находящегося в руках спортсмена-оператора, и приемника с рулевыми механизмами, смонтированного на борту модели.

Полет радиоуправляемой модели - это полет, при котором спортсмен, находящийся на земле, управляет моделью посредством радиокоманд.

Радиоуправляемая авиамодель - это модель самолёта, вертолёта, планера, которая во время полёта совершает маневрирование в пространстве под аэродинамическим воздействием рулевых поверхностей, управляемых с помощью радиосигналов участником, находящимся на поверхности земли. На борту моделей этого класса установлена радиоаппаратура, принимающая сигналы с земли и управляющая рулями модели.

Существует несколько классов радиоуправляемых моделей - как безмоторных, так и с двигателями внутреннего сгорания. И те и другие, пожалуй, самые сложные авиамодели. Их, скорее всего, можно назвать миниатюрными телеуправляемыми летательными аппаратами, вобравшими в себя многие достижения современной аэродинамики, технологии производства, микроэлектроники. В отряде радиомоделей также есть несколько классов. Например, радиоуправляемые пилотажные модели, способные выполнять даже те фигуры высшего пилотажа, которые невозможно сделать на настоящем акробатическом спортивном самолете; модели-копии, скрупулезно повторяющие не только внешний облик самолета-прототипа, но и особенности его конструкции, подробности оформления кабины; гоночные - на них спортсмены соревнуются на скорейшее прохождение определенной дистанции.

Кроме того, существует интереснейший класс безмоторных радиомоделей - это так называемые кроссовые планеры: управляемые спортсменами, они выполняют три упражнения - на наивысшую скорость, наибольшую дальность и наибольшую продолжительность полета. Чуть ли не ежегодно количество классов моделей увеличивается. Всеобщее признание получил, например, класс радиоуправляемых моделей вертолетов, представляющих собой последнее слово авиамодельной техники, технологии и спортивного мастерства.

Радиоуправляемые вертолёты

Классический высший пилотаж на моделях вертолетов. Существуя уже более 20-ти лет, этот класс стал элитой в радиоуправляемых вертолетах. Сложная, тонко настроенная техника, филигранная точность пилотирования, фантастическая красота полета - за этим стоят сотни часов тренировок, замечательные инженерные решения техники, крепкие нервы и выдержка пилота. Не многие могут дойти до вершин мастерства. Но в этом классе целеустремленность и работоспособность могут принести впечатляющий результат!