Борьба с апартеидом в спорте
На протяжении многих лет государственной политикой в Южно-Африканской Республике (ранее это государство носило название Южно-Африканский Союз) являлся апартеид — «раздельное развитие» населяющих эту страну расовых и национальных групп, что выражалось в системе организованного угнетения и дискриминации, которым подвергалось большинство жителей — чернокожие африканцы и эмигранты из стран Азии.
Проблема апартеида в спорте Южно-Африканской Республики имеет давнюю историю. Уже в первой трети нынешнего столетия вся система спорта в этой стране находилась под контролем белого меньшинства. Ее спортивные федерации, созданные «только для белых», были признаны большинством международных федераций.
В 50-х годах на государственном уровне в Южно-Африканском Союзе были определены основные принципы развития спортивного движения в стране:
спортивное движение белого и цветного населения ЮАС организуется раздельно, а межрасовые соревнования в пределах страны запрещены;
спортивные организации цветного населения ЮАС должны быть лишены возможности получить международное признание, цветные спортсмены не могут наравне с белыми участвовать в крупнейших международных соревнованиях.
Такая расистская политика привела к оттоку из этой страны многих талантливых спортсменов.
С обретением африканскими странами независимости политика апартеида начала вызывать бурный протест не только в странах Африки, но и во всем мире. Первым реальным шагом в борьбе с апартеидом в спорте стало исключение в 1956 г. Южно-Африканской федерации настольного тенниса из Международной федерации настольного тенниса. В 1961 г. ФИФА исключила из своих рядов Южно-Африканскую футбольную ассоциацию.
В связи с тем, что расовая дискриминация в ЮАР полностью распространялась на спорт, а представители коренного населения этой страны были лишены возможности выступать на Олимпийских играх, МОК лишил Южно-Африканскую Республику права участвовать в Олимпийских играх 1964 и 1968 гг., а в 1970 г. вообще исключил НОК ЮАР из олимпийского движения.
В нескольких резолюциях Генеральной Ассамблеи ООН (1971, 1975 и 1976 гг.) было обращено внимание на необходимость строгого соблюдения принципа Олимпийской хартии, не допускающего дискриминации в спорте по расовым, религиозным или политическим мотивам, и выражалась поддержка международной кампании по борьбе с апартеидом в спорте.
В 1975 г. специальный комитет ООН по борьбе с апартеидом и расизмом призвал Генеральную Ассамблею ООН рассмотреть вопрос об участии Южно-Африканской Республики в международных спортивных мероприятиях. В результате обсуждения Генеральная Ассамблея приняла резолюцию № 3324, в которой содержался призыв ко всем членам Организации Объединенных Наций разорвать спортивные связи с ЮАР.
Ситуация, сложившаяся в спорте ЮАР в 70-х годах, вынудила Генеральную Ассамблею ООН 14 декабря 1977 г. принять Международную декларацию против апартеида в спорте.
Выполнение резолюций ООН международными спортивными организациями и странами, поддерживающими ранее тесные спортивные контакты с ЮАР (Великобритания, Канада, Новая Зеландия, ФРГ, США, Израиль, Япония и др.), постепенно привели к изоляции ЮАР на международной спортивной арене и в олимпийском движении. Этому во многом способствовала и целенаправленная деятельность Организации Африканского Единства (ОАЕ), Высшего совета спорта в Африке, Южно-Африканского нерасового олимпийского комитета.
Большое значение для борьбы с апартеидом в спорте имела также политическая и экономическая блокада Южно-Африканской Республики, предпринятая с санкции ООН многими странами мира.
Попытки ЮАР выйти из изоляции в сфере спорта не оставались без внимания и вызывали бурную реакцию мировой общественности. Имевшие место случаи спортивных контактов с ЮАР и допуска спортсменов этой страны к международным соревнованиям отдельными федерациями, не поддержавшими решение МОК и резолюцию ООН, неоднократно становились предметом обсуждения и санкций по отношению к спортсменам, тренерам и спортивным организациям, поддержавшим контакты с ЮАР, — вплоть до дисквалификации спортсменов, участвовавших в соревнованиях со спортсменами ЮАР, а также бойкота Олимпийских игр (1976 г.) и других международных соревнований спортсменами различных стран.
Действия режима ЮАР, некоторых международных федераций, отдельных спортсменов и тренеров, поддерживавших спортивные контакты с ЮАР, заставили Генеральную Ассамблею ООН 10 декабря 1985 г. принять и открыть для подписания и ратификации Международную конвенцию против апартеида в спорте, в которой отмечалось:
Апартеид является преступлением, нарушением принципа международного права, в частности, целей и принципов Устава ООН.
Апартеид по-прежнему господствует в спорте и обществе в целом в ЮАР, а так называемые реформы не привели к каким-либо существенным изменениям.
Необходимо обеспечить безусловную поддержку олимпийского принципа недопустимости какой-либо дискриминации на основе расовой, религиозной или политической принадлежности, единственным критерием должны быть спортивные показатели.
Необходимо обеспечить международное согласование действий в области изоляции расистского режима ЮАР в сфере международного спорта.
Широкое ознакомление общественности с текстом Конвенции, ее подписание и ратификация более 70 странами мира, а также создание в 1988 г. комиссии ООН против апартеида в спорте явилось мощной поддержкой мировому спортивному сообществу в борьбе с нарушением прав человека в спорте ЮАР. В состав этой комиссии были избраны представители 15 государств.
Комиссия ООН против апартеида в спорте в течение 1988–1991 гг. провела большую работу, направленную на недопущение спортивных контактов с ЮАР, принятие санкций к организациям, спортсменам и тренерам, контактирующим с этой страной, исключение ЮАР из международных и региональных спортивных соревнований и из Международных спортивных федераций, а также недопущение восстановления членства ЮАР в любой федерации, из которой она была исключена, проведение разъяснительной работы с представителями международных спортивных организаций, ведение и публикация «Реестра спортивных контактов с Южно-Африканской Республикой», и т. д.
Демократические процессы, наметившиеся в ЮАР в конце 80-х годов и получившие развитие в начале 90-х, позволили президенту МОК X.А. Самаранчу высказать предположение о возможности участия спортсменов ЮАР в Играх XXV Олимпиады в Барселоне. Была создана специальная комиссия МОК для дополнительного изучения вопроса и проведения переговоров с политическим и спортивным руководством ЮАР.
МОК выдвинул ряд условий, выполнение которых могло позволить восстановить ЮАР в олимпийском движении. Среди них — действительная отмена расистских законов, ущемляющих права темнокожих южноафриканцев, принятие ЮАР в Африканское олимпийское движение, создание единого Олимпийского комитета ЮАР и единых спортивных федераций.
Против поспешного принятия положительного решения выступали как возглавляющий борьбу с режимом апартеида в ЮАР Африканский национальный конгресс (АНК), руководимый Нельсоном Манделлой, так и американские лидеры борьбы за права негритянского населения.
«Нельзя торопиться с отменой санкций против ЮАР, полагаясь лишь на обещания Де Клерка. Нельзя уничтожить апартеид путем изменения нескольких правил. Должны произойти реальные структурные изменения в составах спортивных команд, в самой организации спорта, должны появиться общие тренировочные центры для спортсменов независимо от цвета кожи, должны быть гарантированы права в использовании спортивных сооружений. Словом, надо подождать, когда произойдут очевидные позитивные сдвиги», — отмечал организатор бойкота Олимпийских игр 1968 г. со стороны чернокожих американских спортсменов Г. Эдвардс, являющийся сегодня консультантом Главной бейсбольной лиги по расовым проблемам.
Не разделяя оптимизма МОК, Африканский национальный конгресс расценивал позицию X. А. Самаранча как «стремление провести на своей родине Олимпийские игры всех народов». «Интеграция в спорте должна начинаться не сверху. Для того, чтобы достичь реального единства в спорте, нужно начинать с массового, а не с элитного спорта. Все граждане Южной Африки должны получить право пользоваться теми благами, которые ранее предоставлялись только белым: прекрасные спортивные сооружения, квалифицированные тренеры и т. д. В настоящее время дело обстоит далеко не так. Несмотря на то, что сформированы единые команды высококвалифицированных спортсменов, на уровне массового спорта все остается по-старому: спортивные команды школ только для белых соревнуются со спортивными командами школ для чернокожих, но после матчей дети расходятся, и ни о какой интеграции на этом уровне нет речи», — подчеркивал главный советник АНК по спорту С. Тшуэтм.
Деятельность ООН по борьбе с апартеидом и поддержанные мировым сообществом постоянные усилия МОК, МСФ и Национальных олимпийских комитетов большинства стран не могли не способствовать существенным изменениям ситуации в ЮАР. Эти изменения позволили перед Играми XXV Олимпиады поставить вопрос о восстановлении прав НОК ЮАР и о приглашении его участвовать в олимпийских соревнованиях.
Как отмечалось выше, 97-я сессия МОК, состоявшаяся летом 1991 г. в Бирмингеме, после доклада комиссии «Апартеид и олимпизм» доверила принятие решения о восстановлении НОК ЮАР исполкому и президенту МОК, которые допустили спортсменов Южно-Африканской Республики к Олимпийским играм 1992 г. в Барселоне.
Лидеры АНК поддержали это решение МОК, выразив надежду, что оно явится еще одним толчком к демократическим преобразованиям в ЮАР.
- Звіт про проходження стажування
- Розділ і аналіз основної діяльності ддізфвіс
- Розділ іі Аналіз квалікаційних характеристик “Магістр”
- Посади, на яких може працювати випускник спеціальності “Олімпійський та професійний спорт” вищого навчального закладу та виробничі функції, які він повинен виконувати
- Система вмінь
- Система вмінь
- Класифікація виду вміння
- Кваліфікаційні критерії рівня сформованості вмінь
- Атестація випускників вищих навчальних закладів.
- Деятельность мок в последние годы хх столетия.
- Борьба с апартеидом в спорте
- Борьба с применением допинга в спорте
- Розділ IV висновки