2. Значение туризма в жизни общества.
Роль, место и значение туризма в жизни культуры и общества определяются его основными функциями: 1) удовлетворением потребностей в самоактуализации; 2) познавательной, через данную деят-ть открываются возможности для активного приобрет новых знаний о к-ре; 3) коммуникативной, связанной с расширением и укреплением границ общения; 4) социализацией и инкультурацией личности, связанной с возможностью усвоения социальных и культурных норм; 5) мотивационной, то есть данная деятельность способна сформировать в сознании человека определенные идеалы и образцы поведения, и даже стиль жизни. Культурное самовыражение народа всегда вызывает интерес. Природная любознательность туриста в отношении различных уголков мира и населяющих их народов образуют один из наиболее сильных побудительных туристских мотивов. Туризм - наилучший способ знакомства с другой культурой. Гуманитарное значение туризма заключается в использовании его возможностей для развития личности, ее творческого потенциала, расширения горизонта знаний. Совмещение отдыха с познанием жизни, истории и культуры другого народа - одна из задач, которую в полной мере способен решать туризм. Знакомство с культурой и обычаями другой страны обогащает духовный мир человека. Современный туризм как социально-экономическое явление: - Туризм входит в число ведущих отраслей мирового хозяйственного комплекса - по своей сути является индустрией, сферой занятости; - существует в виде туристского продукта и услуг, которые не могут накапливаться и транспортироваться; - создает новые рабочие места и выступает зачастую пионером освоения новых районов; - выступает как механизм перераспределения национального дохода в пользу стран, специализирующихся на туризме; - туризм также и важнейший катализатор экономического роста многих быстро развивающихся стран (пример Ю. Корея, Тайланд); - характеризуется высоким уровнем эффективности и быстрой окупаемостью инвестиций (~10% всех мир. инв.), - является мультипликатором роста национального дохода, занятости и развития местной инфраструктуры и роста уровня жизни местного населения; - выступает как эффективное средство охраны природы и культурного наследия, поскольку именно эти элементы составляют основу его ресурсной базы; Развитие туризма оказывает стимулирующее воздействие на такие ключевые секторы экономики, как транспорт, связь, торговля, строительство, сельское хозяйство, производство товаров народного потребления. Международный туризм, для многих стран превратился в существенный источник увеличения доходов и роста национальной экономики. Такие высокоразвитые страны, как Швейцария, Австрия, Франция, значительную долю своего благосостояния построили на доходах от туризма. Международный туризм стал важным источником валютных поступлений для многих развитых и развивающихся стран. Напр., удельный вес доходов от иностранного туризма в общей сумме поступлений от экспорта товаров и услуг сост.: в Исп. – 18,3%, Греции — 33,6%, на Кипре — 53%. Т. обр., туризм способен оказывать активное влияние на экономику региона (или страны), в кот. он развивается, на его хозяйственную, соц. и гуманитарную основы.
- 2. Значение туризма в жизни общества.
- 3. Географические факторы, влияющие на туризм: физико-географические, экономико-географические, культурно-исторические и этнические.
- 4. Основные направления влияния туризма на общество: экономическое, социальное, гуманитарное.
- 5. Понятия «туристский регион», «туристические центры», «рекреация», «рекреационные ресурсы».
- 6. Факторы формирования туристского региона (генерирующие и реализующие) и туристского центра.
- 9. Модель жизненного цикла туристского центра.
- 10. Классификация туризма по показателям: используемый транспорт (авиационный, автобусный, автомобильный, железнодорожный, водный, конный, велосипедный, пеший).