logo search
stazhirovka_yura

Деятельность мок в последние годы хх столетия.

1985—1986 гг. стали поворотными в отношении Международного олим­пийского комитета к коммерческому использованию олимпийской символики и Олимпийских игр.

В целях поиска новых источников финансирования и недопущения од­нобокой финансовой зависимости от телевидения МОК, как отмечали его руко­водители, заключил в 1985 г. коммерческое соглашение с рекламной фирмой «Интернэшнл спорт, калче энд лэжер» (ИСЛ), развернув международную олим­пийскую коммерческо-спонсорскую программу под названием ТОП, о которой пойдет речь в следующем разделе.

В феврале 1985 г. исполком МОК неожиданно для многих принял решение о допуске профессиональных спортсменов к Олимпийским играм 1988 г. в соревнованиях по футболу, теннису и хоккею, вызвавшее в мире довольно бурную реакцию. Не случайно президент МОК X. А. Самаранч назвал это ре­шение «экспериментальным», а его утверждение на сессии Международного олимпийского комитета в Берлине в июне 1985 г. не состоялось.

На берлинской сессии МОК было внесено существенное изменение в правило 58 Олимпийской хартии. Теперь приглашения об участии в Играх рассылает не Оргкомитет, организующий Игры, а сам Международный олимпийский комитет за год до церемонии их открытия. Национальные олимпий­ские комитеты обязаны ответить не позднее, чем через четыре месяца после отправки приглашения.

В октябре 1985 г. в Лиссабоне исполком МОК принял решение о замене пра­вила 26 Олимпийской хартии так называемым «Кодексом атлета», который по су­ществу открывал дорогу профессиональным спортсменам на Олимпийские игры.

В апреле 1986 г. на заседании Генеральной ассамблеи Национальных олимпийских комитетов в Сеуле «Кодекс атлета» был подвергнут резкой кри­тике, и президент МОК заверил, что рассмотрение этого Кодекса откладыва­ется. Была создана комиссия, и АНОК поручалось в двухмесячный срок со­брать письменные предложения Национальных олимпийских комитетов и выработать единую точку зрения по этому вопросу. Однако комиссия по не­понятным причинам не представила в установленный срок своих заключений и предложений, а МОК и не настаивал на этом.

В октябре 1986 г. в Лозанне состоялась 91-я сессия МОК. Мало кто ожидал, что после упоминавшегося выше заседания АНОК в Сеуле на сессии МОК будет поднят вопрос о допуске профессионалов на Игры. Не было его и в повестке дня сессии. Однако он сразу же всплыл, когда комиссия МОК по до­пуску отчитывалась о своей работе. Как мы уже упоминали, председатель этой комиссии В. Дауме отметил, что в 23 из 28 олимпийских видов спорта проблем по допуску нет, а в пяти видах — хоккее, футболе, теннисе, конном спорте и легкой атлетике — комиссия с согласия Международных спортивных федераций предложила допустить профессионалов на Игры. Сессия МОК со­гласилась с предложениями только по четырем видам спорта, перенеся вопрос о теннисе на свое следующее заседание в Стамбуле.

Почему же стало возможным такое решение? Прежде всего потому, что МОК на своей сессии в 1981 г. отошел от единого критерия допуска спортсменов на Олимпийские игры для всех видов спорта. Кроме того, в деятельности МОК наметился открыто прагматический подход к решению вопросов, увязанный с событиями, происходящими в мире и в международном спорте.

91-я сессия вошла в историю МОК не только благодаря допуску спортсменов-профессионалов к участию в Олимпийских играх. Она также приняла решение об изменении сроков проведения зимних и летних Игр после 1992 г. Интересно отметить, что о внесении этого вопроса в повестку дня члены МОК узнали всего за 1 — 1,5 месяца до ее начала и, как отмеча­ли многие президенты Национальных олимпийские комитетов, они даже не смогли собрать своих членов, чтобы обстоятельно обсудить данный вопрос. «Мы услышали об этом в августе и даже не успели собрать исполком Олимпийского комитета США, чтобы обменяться мнениями. На наш взгляд, идея хорошая, но не нуждается ли она в более тщательном изучении?», — такой вопрос накануне сессии задавал бывший генеральный секретарь НОК США Дж. Миллер.

Несомненно, решение МОК о разведении сроков проведения Игр Олим­пиад и зимних Олимпийских игр имеет свои положительные стороны. Оно по­зволит Национальным олимпийским комитетам снять напряженность в их работе, связанную с подготовкой и отправкой команд на Игры два раза в один и тот же год, а зимние Игры «выйдут из тени» летних и к ним будет больше внимания.

Однако у этого решения есть еще одна сторона, о которой мало говорят. Речь идет о том, что наверняка в дальнейшем появятся попытки «модернизировать» программу зимних Игр.

91-я сессия МОК избрала города, которым предстояло стать хозяевами будущих Игр 1992 г. Только на рекламную деятельность кандидаты израсходовали (по данным печати) 120 — 140 млн. долларов. Примерно в эту сумму, например, обошлось само проведение зимних Олимпийских игр 1980 г. в Лейк-Плэсиде.

Для многих осталось загадкой, как французский г. Альбервиль смог опередить Софию (Болгария) и Фалун (Швеция). Вообще выбор городов для проведения крупнейших соревнований, как уже отмечалось, является ныне одной из проблем олимпийского спорта, в которой коммерческие соображения постепенно становятся главными. География проведения таких соревно­ваний довольно узка, что не способствует популяризация спорта в мире. Международные спортивные федерации стараются проводить свои чемпиона­ты мира в тех городах, которые сулят большие доходы. Видимо, по той же причине члены МОК в 1986 г. предпочли отдать право на проведение юбилей­ных Олимпийских игр 1996 г. не Афинам, где в 1896 г. проходили I Олимпий­ские игры, а американскому городу Атланте.

92-я сессия МОК, проходившая в Стамбуле в мае 1987 г., завершила рассмотрение предложений комиссии по допуску спортсменов-профессионалов на Игры 1988 г. Несмотря на серьезные разночтения, сессия МОК без голосования утвердила решение о допуске профессиональных теннисистов к участию в Играх.

На этой же сессии Международный олимпийский комитет принял специальный циркуляр об ужесточении наказаний за употребление допинга. Причем если раньше вся вина целиком ложилась на спортсмена, то теперь руководители МОК видят среди виновных и тех, кто подталкивает спортсмена к этому нарушению, — спортивных руководителей, тренеров и врачей.

93-ю сессию Международного олимпийского комитета, состоявшуюся в канадском г. Калгари накануне зимних Игр 1988 г., можно назвать анти­допинговой. Выступая на открытии этой сессии, президент МОК X.А. Самаранч потребовал, чтобы все Международные спортивные федерации и Нацио­нальные олимпийские комитеты усилили меры борьбы с допингом, ставящим под угрозу само существование спорта. Руководители МОК решили не только применять санкции к нарушителям, но и вести широкую разъяснительную и воспитательную работу среди спортсменов. Международный олимпийский комитет приветствовал инициативу канадского правительства о проведении в июне 1989 г. Всемирного конгресса по борьбе с допингом. На той же сессии было единогласно принято предложение исполкома МОК обеспечить полное равноправие женщин в олимпийском движении.

В июне 1988 г. в Лозанне руководители МОК совместно с представителями МСФ и африканских спортивных федераций обсуждали проблему апар­теида в спорте, грозящую новым бойкотом Игр 1988 г. в Сеуле — из-за про­должающихся контактов ряда стран с расистским режимом ЮАР и допуском южноафриканских спортсменов на международные соревнования в отдель­ных видах спорта.

Перед открытием Олимпийских игр 1988 г. в Сеуле состоялась 94-я сессия МОК, на которой норвежский г. Лиллехаммер был избран столицей зимних Олимпийских игр 1994 г.

На 95-й сессии МОК, состоявшейся в г. в Сан-Хуане, выступил X. А. Самаранч в связи с истечением срока его полномочий на посту президента МОК. Отме­чая сделанное, он обратил внимание участников сессии на укрепление единства международного олимпийского движения и усиление его связей с правитель­ственными организациями, отменил создание спортивного арбитражного суда, прием 39 новых членов МОК, вовлечение спортсменов-инвалидов в олимпийское движение, усиление борьбы с допингом в спорте, увеличение средств, поступаю­щих в распоряжение Международного олимпийского комитета.

Решением сессии МОК полномочия X. А. Самаранча как президента Международного олимпийского комитета были продлены на четыре года. Кроме того, члены МОК допустили на Олимпийские игры баскетболистов-профессионалов при условии соблюдения ими правил Международной феде­рации баскетбола.

Участники 96-й сесии МОК 1990 г. единодушно одобрили текст новой Олимпийской хартии, работа над которой велась около восьми лет. К сожале­нию, следует отметить, что спортивные организации союзных республик быв­шего СССР и сами его спортсмены оказались в стороне от обсуждения проек­та Хартии.

Сессия МОК рассмотрела также деятельность Спортивного арбитражно­го суда (ТАС) за последние пять лет и внесла поправки в его устав. Эти по­правки касались:

1. Введения четырехлетнего срока пребывания членов ТАС на выборных дол­жностях, что должно способствовать постоянному обновлению его состава.

2. Характера принятия решений: члены Спортивного арбитражного суда получили право при вынесении вердикта руководствоваться не только бук­вой, но и духом закона, что практически исключается в обычных судебных инстанциях.

3. Изменения численности и порядка комплектования отдельных комиссий суда: в ряде случаев, не представляющих особых юридических затруднений, вердикт по делу может выносить один человек (вместо трех, как раньше).

4. Третьего члена отдельных комиссий получили право назначать сами судьи (из списка, представленного ТАС), а не стороны, участвующие в конфликте.

Сессия МОК отметила эффективную деятельность Спортивного арбитражного суда, показателем которой может служить то, что в уставы ряда международных и национальных спортивных федераций включен пункт, со­гласно которому ТАС является высшей юридической инстанцией при разре­шении споров. Таким образом, если раньше федерации в подобных случаях обращались в гражданские юридические органы, то теперь их место занял Спортивный арбитражный суд, решения которого обретают силу закона и являются обязательными для выполнения конфликтующими сторонами.

Члены ТАС принимают участие в различных симпозиумах, конгрессах и конференциях спортивных юристов, в других крупнейших спортивных форумах.

Среди важнейших задач, стоящих сегодня перед ТАС, — широкое ин­формирование международной спортивной общественности о своей деятельности и принимаемых решениях, необходимость превращения ТАС в дейст­венный инструмент правового регулирования в области международного спорта.

В декабре 1990 г. исполком МОК встретился с представителями Международных федераций по зимним олимпийским видам спорта. Рассматривая вопрос об антидопинговом контроле, это совещание отрицательно отнеслось к идее создания передвижной антидопинговой лаборатории. Более целесообраз­ной была признана процедура, когда службы антидопингового контроля Меж­дународных спортивных федераций сами берут пробы у спортсменов и отправля­ют их затем для экспертного заключения в лаборатории, аккредитованные Международным олимпийским комитетом. Кроме того, заслушивая сообщение комиссии спортсменов, исполком МОК принял решение о создании комитета по оценке условий приема и размещения спортсменов во время проведения Олимпийских игр.

Одним из важнейших вопросов, рассмотренных на 97-й сессии МОК, проходившей в июле 1991 г. в Бирмингеме, была проблема признания НОК Южно-Африканской Республики. С докладом о возвращении ЮАР в олимпий­скую семью выступил вице-президент МОК Кеба М'Байе (Сенегал), возглавля­ющий комиссию по апартеиду. Он информировал членов МОК об итогах поездок в ЮАР и положительно отозвался о первых шагах деятельности Временного на­ционального олимпийского комитета ЮАР. «В соответствии со статьей 22, § 5 Олимпийской хартии, — отметил М'Байе, — члены Международного олим­пийского комитета уполномочивают президента МОК и исполком этой органи­зации пригласить спортсменов Южно-Африканской Республики принять уча­стие в Олимпийских играх 1992 г. при условии, что политическое руководство ЮАР выполнит все обещания, данные им международному сообществу наций, и будет продолжать свои усилия по демонтажу господствовавшей в стране системы апартеида. Выступивший с ответным словом президент Временного НОК ЮАР Сэм Рамсами подтвердил свою готовность к сотрудничеству с МОК и другими международными спортивными организациями. Сессия МОК одобрила деятель­ность комиссии «Апартеид и олимпизм», доверив принятие окончательного ре­шения о восстановлении НОК ЮАР исполкому Международного олимпийского комитета и президенту МОК.

Столицей XVIII зимних Олимпийских игр 1998 г. был выбран японский город Нагано, расположенный в 220 км к северо-востоку от Токио.

Участники сессии МОК решили включить в программу Игр Олимпиады 1996 года женский софтбол (8 команд), увеличить с 8 до 12 число женских ко­манд в олимпийских соревнованиях по волейболу и баскетболу, одиночные и парные соревнования в синхронном плавании заменить на командные, а греб­ной слалом исключить из программы Игр.

В сентябре 1991 г. на заседании исполкома МОК в Берлине были признаны Национальные олимпийские комитеты трех прибалтийских респуб­лик — Литвы, Латвии и Эстонии, обретших государственную независимость.

На этом же заседании исполкома МОК, в ходе рассмотрения вопросов, связанных с усилением борьбы с допингом, была создана специальная комиссия, в которую вошли члены МОК, представители МСФ, Национальных олимпийских комитетов и некоторых правительств. Было также принято ре­шение о расширении сотрудничества с различными международными органи­зациями в области маркетинга и рекламы.

98-я сессия МОК в Альбервиле подтвердила намерение Международного олимпийского комитета брать у участников Олимпийских игр при допинг-контроле анализ крови. Вместе с тем сессия категорически отвергла призывы к проверке спортсменов на СПИД. Исполком МОК сообщил, что Хорватии и Словении предоставлен статус временных членов МОК, а также определил порядок участия в Играх объединенной команды стран бывшего СССР.

При анализе вопросов, волновавших МОК в последние годы, нетруд­но убедиться в том, что этот период не привел к возникновению в олим­пийском спорте новых принципиальных проблем и разногласий. МОК последовательно работал над решением вопросов и устранением противоречий в хорошо известных направлениях. К основным из них следует отнести сле­дующие:

•использование спорта и Олимпийских игр в политических целях;

•проявление националистических настроений во время проведения крупнейших международных соревнований, и в первую очередь Олимпийских игр;

•наличие расовой дискриминации в спорте;

•употребление отдельными спортсменами запрещенных препаратов и стимуляторов для повышения уровня спортивных результатов;

•составление программы Игр;

•вовлечение бизнеса в спорт и Олимпийские игры, придание им рекламно-коммерческих и развлекательных функций;

•допуск профессиональных спортсменов на Олимпийские игры и внедре­ние атрибутов профессионального спорта в олимпийское движение — профессионализация спорта и Игр;

•демократизация МОК и международного олимпийского движения;

•необъективность судейства олимпийских и других международных соревнований и др.

Как видим, направления работы МОК оказались хорошо известными, однако характер проблем и предлагаемые пути решения заметно изменились. После Игр XXIII Олимпиады в Лос-Анджелесе при анализе деятельности МОК за этот период, на первый план выдвинулись проблемы коммерциализации и профессионализации международного спорта. И это отнюдь не случай­но. В спорте ведущих западных стран за последние десять лет произошли серьезные изменения, которые начали влиять и на мировой спорт (подробнее об этом речь пойдет в следующем разделе).

Активизация процессов коммерциализации и профессионализации спорта совсем не означает, что другие проблемы, в том числе использование спорта и Олимпийских игр в политических целях, их денационализация, апартеид, применение допинга, необъективность судейства, демократизация МОК и другие, отошли на задний план.

Эти проблемы существуют и продолжают оказывать деструктивное влияние на международное олимпийское движение.