logo search
ГЛСБ - заоч - зачет

Общая характеристика компьютерных систем бронирования и резервирования

Бурное развитие туристской индустрии в последние десятилетия связано с двумя факторами: развитием гражданской авиации и созданием компьютерных систем бронирования (КСБ). В свою очередь, увеличение числа авиалиний, самолетов, а также рост объемов авиаперевозок закономерно привели к необходимости создания и использования компьютерных систем бронирования CRS (Computer Reservation System), которые стали основным инструментом для резервирования авиабилетов. Первые системы резервирования появились на рынке в середине 60-х гг. XX в. Это были системы Apollo фирмы United Airlines и Sabre фирмы American Airlines.

До появления SABRE в Америке использовалась система резервирования мест на базе машинно-читаемых карт и телетайпов. Процедура резервирования места на рейс туда и обратно между Нью-Йорком и Буффало требовала тогда усилий 12 человек, состояла как минимум из 15 этапов и занимала до трех часов.

Первоначально развитие компьютерных систем бронирования шло путем установки терминалов в офисах самих авиакомпаний. Это позволило существенно повысить качество и эффективность работы персонала авиакомпаний, улучшить качество обслуживания потребителей за счет сокращения времени оформления билетов, сократить штат сотрудников, обеспечивающих бронирование билетов. Техническим оснащением первых центров бронирования занималась фирма IBM, которая до сих пор поставляет оборудование для систем резервирования.

На первых порах системы SABRE из American Airlines, Apollo из United Air Lines, WorldSpan из TWA и Amadeus, созданная для европейских авиакомпаний, были внутренними «инвентаризационными» системами. Они устанавливались в аэропортах и использовались для отслеживания наличия посадочных мест, номеров рейсов и получения иной оперативной информации отдельной авиакомпании. Первая версия SABRE была построена на базе мэйнфреймов ЭВМ IBM 7090. Это была одна из первых ЭВМ, полностью построенных на транзисторах. В день система могла резервировать места для 26 тыс. пассажиров; более чем в полусотне городов имелись терминалы American Airlines, подключенные к SABRE по телефонным линиям.

Специфические требования, выдвигаемые системой SABRE, подстегнули разработки в IBM операционной системы Transaction Processing Facility для работы с программами, выполняющими большое число транзакций в реальном времени. Эта операционная система и поныне является «сердцем» многих интерактивных систем.

Несколько позже началась установка терминалов бронирования в крупных туристских агентствах. С появлением таких систем турагенты смогли осуществлять резервирование авиабилетов в режиме реального времени в считанные секунды. Внедрение систем бронирования позволило существенно сократить время обслуживания потребителей и обеспечить резервирование в режиме онлайн, снизить себестоимость предлагаемых услуг, в частности, за счет сокращения числа сотрудников, осуществляющих бронирование, увеличить количество и разнообразить предлагаемые услуги. Наряду с этим появилась возможность реализации стратегии гибкого ценообразования, оптимизации загрузки самолетов, стыковки рейсов различных авиакомпаний, оптимизации формирования маршрута перевозки туристов по цене, времени полета и осуществления других задач.

Оценив эффективность новой технологии бронирования и перспективы их использования, авиакомпании существенно расширили как спектр представленной в системах бронирования информации, так и функциональные возможности этих систем. Первоначально ориентированные на отдельно взятую авиакомпанию, эти системы превратились в программные комплексы, обслуживающие группы авиакомпаний и предоставляющие ряд дополнительных услуг по бронированию мест в гостиницах, заказу железнодорожных билетов, прокату автомобилей и т.д. Теперь в системах бронирования заложена информация не только о наличии мест, но и общая информации о рейсах, типах задействованных самолетов, подробном описании тарифов, а также информация о смежных отраслях туристского бизнеса: прокате автомобилей, размещении в гостиницах, продаже железнодорожных билетов и др.

Развитие и широкое распространение компьютерных систем резервирования CRS осуществлялись, с одной стороны, за счет увеличения числа предоставляемых услуг, а с другой стороны, за счет сокращения стоимости электронных услуг бронирования и резервирования. Расширение сферы деятельности происходило по всем направлениям предоставляемых турбизнесом услуг, в том числе проживание, развлечения и т.д.

Это привело к созданию глобальных систем бронирования – GDS. В дополнение к возможностям электронного сервиса при бронировании мест для транспортирования авиапассажиров эти системы позволяют резервировать места в гостиницах, брать напрокат автомобили, осуществлять обмен валюты, производить заказ билетов на развлекательные и спортивные программы и т.д. В практике западных туристских фирм эти системы естественным образом встроены в технологическую цепочку формирования и обработки туристской информации, а через механизм кредитных карт обеспечивается финансовая ответственность при бронировании туров. Через глобальные распределительные системы можно связаться с сотнями авиакомпаний, тысячами гостиниц и фирмами проката автомобилей, забронировать билеты на железнодорожные, морские и паромные перевозки, осуществить резервирование билетов на посещение всевозможных культурных мероприятий.

Практически все западные турагентства пользуются услугами GDS, так как это является одним из условий успеха в туристском бизнесе.

Сегодня в мире «на слуху» несколько названий GDS, причем исключительно распределительной из них является только Amadeus (владельцы — авиакомпании Air France, Lufthansa и Iberia), которая имеет соглашения с большим числом инвенторных систем, а недавно приобрела инвенторную систему у авиакомпании British AirWays для обслуживания небольших «бесхозных» авиакомпаний, которые хотели бы обслуживаться в Amadeus, но которым негде хранить свои ресурсы. Остальные системы распределительными являются только частично (важно, что вычислительные ресурсы их частей разделены и каждая из них решает свои задачи). Так, сегодня крупнейшей распределительной системой считается Sabre (она была образована на базе центра автоматизации авиакомпании American Аirlines, но в настоящее время фактически независима от нее), при том что она имеет и мощную инвенторную часть. Небольшую инвенторную часть имеет и система Galileo, созданная в свое время рядом европейских авиакомпаний и американской United Airlines.

Хотя GDS и могут обслуживать агентов независимо от того, в каком регионе они расположены, тем не менее сложилось так, что каждая из них ориентирована на определенный рынок и обслуживает агентов, «прикрепленных» к ней (имеющих с ней договорные отношения и являющихся ее постоянными клиентами): Amadeus, например, по большей части работает в Европе и отчасти в Азии, Sabre — больше в США, Galileo — преимущественно на Востоке США и т. д., хотя, понятное дело, каждая из них предпринимает попытки «зацепиться» и за чужие рынки. Насколько такие попытки могут быть успешными, в общем зависит от авиакомпаний, которые решают, какой рынок на данный момент им интересен в первую очередь, и в зависимости от этого обеспечивают доступ к своим ресурсам тех или иных распределительных систем.

В настоящее время различные GDS фактически отличаются друг от друга только следующим: