1.3. Функции и методы исследования национального краеведения
Анализ теоретических основ национального краеведения дает основания выделить три основные функции краеведения:
Первая функция – педагогическая. Она определяет краеведение как дидактический принцип, с помощью которого можно добиться повышения эффективности учебно-воспитательного процесса в образовательных заведениях, успешно овладевать знанием о природе и жизни человека, помогать формировать практические умения и навыки.
Вторая функция – учебная. Она определяет краеведение как отдельный базовый курс элементарной школьной географии. Эту функцию в общеобразовательной школе с 1992-1993 уч. г. выполняет курс “География родного края”. Им начинается изучение систематического курса школьной географии.
Третья функция – научная. Она определяет краеведение как структурную составляющую географической науки со всеми присущими ей методами исследования. Научное географическое краеведение выступает как важный инструментарий комплексного познания и превращения определенной территории, и это фактически определяет его предмет и научные основы. Географическое краеведение, таким образом, изучает географические явления, процессы и общие закономерности развития природы и общества в конкретных локальных границах.
Образно говоря, краеведение является живой тканью географической науки, без которой последняя не может существовать. Отсюда понятно, что теория научного краеведения органически связана с теорией географической науки, в первую очередь, со страноведением. Отличие между ними заключается не в теории, а в масштабах территориального объекта исследования.
Если страноведение исследует территорию страны, то научное краеведение ограничивается лишь территорией ее определенной части – отдельных населенных пунктов, административно-территориальных единиц, природно-этнографических регионов и т. п.
Методология краеведения – это совокупность наиболее существенных элементов теории, изложенных в конструктивной, приемлемой для практики форме. Это обобщенная система методов познания объективной действительности.
Метод науки – это способ или средство достижения любой исследовательской цели, путь к познанию или решению какого-то конкретного задания.
Методика исследования – это совокупность специально подобранных методов с целью практического или теоретического познания действительности.
Безусловно, большинство методов, которые используются в исследовании всей страны, применяют и в процессе исследования ее отдельных территорий более низкого таксономического уровня. Эти методы являются общегеографическими.
Наряду с этим, научное краеведение имеет ряд своих собственных методов исследования.
На всех этапах туристическо-краеведческой деятельности применяют разнообразные методы исследования, а именно:
литературный;статистический;визуальный наблюдение);картографический;анкетный;
полевых исследований;описательный метод и т. д.
Литературный метод заключается в отборе и анализе литературных источников, которые в той или иной степени касаются объекта, явления изучения. Все литературные источники условно можно сгруппировать так:
Архивные материалы.
Книжки разных лет издания (научно-популярные, научные монографии, энциклопедии, справочники).
Статьи из периодической прессы.
Труды научных конференций.
Статистический метод исследования заключается в изучении количественных показателей в характеристике ряда краеведческих объектов и явлений.
Применяются такие статистические методы: метод статистической оценки, метод статистической проверки гипотез, метод статистических испытаний (метод Монте-Карло)
Картографический метод является одним из наиболее распространенных методов исследования в туристическом краеведении. Он известен с древних времен, но его следует относить к современным, если рассматривать как особенную форму пространственного моделирования. Ведь карта, картосхема – это логическая образно-знаковая модель территории, которая целеустремленно отображает объекты, явления, связи и взаимозависимости, принадлежащие к этой территории.
Карта выполняет двоякую роль: она выступает и результатом достигнутого уровня знаний о территории, объектах и явлениях, которые к ней принадлежат, и инструментом познания, который дает возможность путем умозаключений подняться на более высокую степень знаний.
Визуальный метод заключается в обобщении собственных наблюдений во время исследований любого туристическо-краеведческого объекта. В процессе работы проводятся беседы с местными жителями, работниками органов государственной власти, специалистами хозяйства, культуры и образования, свидетелями событий, научными работниками и т.д. Все интересные и памятные места желательно фотографировать или снимать видеокамерой.
Анкетный метод – этот письменный (а иногда и устный) опрос многих людей (местных краеведов, жителей населенного пункта) по определенной анкете или по специально сложенным вопросам для сбора массового материала, для установления определенных закономерностей или явления. Может применяться как во время полевых, так и во время стационарных форм краеведческой работы.
Экспедиционный метод необходим для активизации туристическо-краеведческой работы. Перед учениками или студентами ставятся разные познавательные и практические задания, которые способствуют повышению их умственной деятельности и самостоятельности (организация экспедиций, путешествий и т. п.).
Фотографирование – это неотъемлемая составляющая каждого туристическо-краеведческого путешествия, экскурсии, экспедиции. Фотоснимки дают возможность зафиксировать наиболее интересные эпизоды из жизни туристов-краеведов и являются важным документом проведенной работы. В последнее время широко используется и видеосъемка.
Описательный метод – это один из самых древних, его используют во время изучения размещения видов экономической деятельности и расселения. В наше время широко применяется описательная статистика в виде наборов числовых данных, которые характеризуют ту или иную ситуацию.
Все методы туристическо-краеведческого исследования разделяют на традиционные и новые (современные). Выше мы рассмотрели самые важные традиционные методы исследования.
Среди новых (современных) методов туристическо-краеведческого исследования заслуживают на внимание такие:
Географический метод – это базовый краеведческий метод, который используется практически во всех региональных исследованиях. Этот метод является специфическим и формируется, по мнению Е.Б.Алаева, как “триединый” подход в исследовании, что предопределяет соблюдение территориальности, комплексности, конкретности. Применение этого метода невозможно без одновременного использования картографического метода, который является, в сущности, особенной формой идеально-пространственного моделирования.
Моделирование – это еще один общенаучный метод, который используется в туристическом краеведении. Применение этого метода дает возможность изучать объект не непосредственно, а с помощью посредника – идеальной (мнимой) или материальной модели. Примером могут быть карты, картосхемы.
Математические методы – это группа научных методов, которые дали возможность изучать исследуемый объект с использованием математического аппарата. Среди распространенных в краеведческих студиях математических методов в первую следует назвать статистический анализ, факторный анализ, кластерный анализ, регрессивный анализ.
Суть этих методов сводится к математической формализации закономерностей развития того или иного явления (процесса) на избранной территории в координатах пространства-времени, а следовательно сводится к “сжатию” формализированной информации о разных качественных характеристиках (параметры) территории или к выведению закономерностей хода того или иного процесса.
Экономический метод – это метод комплексного изучения экономических явлений и процессов в пределах избранной территории; выявление взаимосвязи и взаимозависимости между экономическими показателями, которые характеризуют состояние развития туристической отрасли в крае; изучение хозяйственных явлений и процессов в динамике и т. п.
Социологический метод – это метод комплексного изучения общественных явлений и процессов в пределах избранной территории, потребительско-туристических предпочтений и рекреационных потребностей населения, его возрастной и социальной структуры и т. п.
С конца XX ст. в национальных краеведческих исследованиях все больше растет роль и значение компьютерных технологий. Эти технологии играют весомую роль в изучении современной территориальной организации производительных сил края. Благодаря им возникла возможность создания, поддержки и обогащения банков данных, необходимых для поисковых работ в области анализа отдельных составляющих рекреационно-туристического потенциала территории.
Компьютерные технологии дают возможность обрабатывать огромные массивы данных в короткие сроки и с малыми затратами. Благодаря им можно широко применять на новой основе такие методы, как моделирование, математический, картографический.
Во время туристическо-краеведческих исследований необходим творческий подход к отбору информации с применением набора методов, которые нужно осуществлять с учетом требований времени и поставленных целей и задач.
Задача любого туриста-краеведа – научиться применять на практике самые разнообразные методы исследования. Сознательное применение научно обоснованных методов в рамках определенной методологии дает краеведу возможность создать целостный “туристический образ” родного края.
- 1.2. Объект и предмет туристического краеведения
- 1.3. Функции и методы исследования национального краеведения
- 1.4. Источники национального краеведения
- 2.5. Формы краеведения и виды организации краеведческого движения
- 2.2. Современное состояние туристической картографии в Украине
- 2.3. Туристическая карта: цель создания, требования, которые предъявляются к туристической карте
- 2.4. Классификация туристических карт
- 2.5. Содержание легенды туристической карты. Специальные условные обозначения и их использование на туристической карте
- 2.6. Обозначение туристических маршрутов на местности
- 3.1. Научная сущность и общественное значение рекреации в природной среде
- 4.2. Потенциал природных краєзнавчо- туристических ресурсов Украины
- 4.3. История заповедного дела в Украине и понятие о государственном природно-заповедном фонде
- 4.4. Классификация объектов природно-заповедного фонда Украины
- 4.5. Особенности природно-заповедного фонда Карпатского региона
- 6.2. История изучения и использование минеральных вод и лечебных грязей в оздоровительных целях
- 6.3. Классификация курортов Украины
- 6.4. География населенных пунктов Украины, отнесенных к курортным
- Методические основы изучения географического положения края
- Свойства географического положения края
- Географическое положение запорожской области
- Тема 2. Свойства географического положения страны
- Тема 2 природа страны
- 2.2. Методы анализа рельефа. Характеристика рельефа
- 2.3. Методика изучения климата
- 2.4. Характеристика природы запорожского края.
- Тема 5. Воды мирового океана и суши
- Раздел 2.
- Тема 1. Народонаселение края
- 1.1. Составление характеристики народонаселения края
- История края
- Примерный план характеристики исторического раздела
- Потребности туристов в исторической информации
- Контрольные вопросы и задания