logo
Краеведение региона

Потребности туристов в исторической информации

Термин «история» означает последовательную смену состояний любого объекта, способного развиваться во времени. Например, геологическая история Земли, история человечества, история болезни пациента.

Историческая характеристика в туристском страноведении существенно отличается от традиционной истории, основная цель которой — выявление закономерностей и особенностей прошлого человечества, для того чтобы понять его настоящее и, возможно, предвидеть будущее. Задачи исторического исследования в туристском страноведении наиболее полно соответствуют «мемориальной» истории. Это направление в истории появилось в первой половине XX в., а наибольшее значение и развитие получило в последней его четверти. Представляется, что развитие этого направления в исторической науке и практике в значительной степени связано и определяется потребностями быстро развивающейся индустрии туризма. Действительно, если сравнить цели и задачи «мемориальной» истории и набор потребностей основной массы туристов в исторических сведениях и представлениях, то выявляется совпадение по большинству параметров.

Историческая информация должна удовлетворять потребности человека в:

- доказательстве, что мы принадлежим к какой-то устойчивой исторической общности, связи которой с другими исторически значимы;

- поиске «благородного происхождения»: знание исторических роли, места, образа той социальной группы, класса, нации, религиозной конфессии, к которой принадлежит человек;

- поиске общего языка: каждая социальная группа имеет свои особенности культуры, символы, типы мышления, поведения; вопрос в том, насколько это соответствует национальным и мировым стандартам культуры;

- общей культурно-исторической экспертизе: возможно более полное знание об общественном наследии, в первую очередь в сфере художественного творчества;

- реконструкции общего исторического фона, образа прошлой реальности для сравнения с настоящим;

- создании иной реальности: поиск приключения, иногда бегство от настоящего в идеализированный мир;

- «бабушкином сундуке»: прошлое, как огромный сундук, в котором всегда можно обнаружить что-нибудь очень интересное и полезное.

Цели и задачи «мемориальной» истории—вернуть и сохранить в памяти людей исчезнувшие образы, утраченные объекты, забытые факты; вернуть их в жизненной достоверности, заставить вновь зазвучать голоса действовавших лиц, оживить прошлый пейзаж с его красками и экзотикой. Конечно, в исторической «мемориальной» характеристике могут оказаться детали, мелочи, неважные, несущественные на первый взгляд, но именно они придают цвет, вкус и запах историческому повествованию.

В страноведении как учебной дисциплине историческая характеристика страны должна соответствовать следующим требованиям:

во-первых, данная характеристика не является самоцелью, а лишь частью общей характеристики, частью «образа» страны, при этом историческая характеристика должна включать сведения, которые дают представление об особенностях страны, избегать общих мест и повтора (перечисления общих исторических закономерностей);

во-вторых, историческая характеристика должна включать достаточное количество сведений для предварительной общей оценки возможностей и перспектив развития туризма, хотя бы на уровне направлений, но историческая характеристика должна быть не набором фактов, а логически структурированным рассказом;

в-третьих, факты, определяющие содержание данной характеристики, должны быть тщательно отобраны в соответствии с главной задачей (дать туристскую характеристику) и иметь точную топологическую связь с конкретным объектом на рассматриваемой территории;

в-четвертых, учитывая, что данная книга является учебным пособием не для студентов-историков, не академическим изданием, приходится отказаться от цитирования первоисточников, в том числе от многочисленных ссылок на исторические литературные источники, так как даже беглое их рассмотрение превращает этот небольшой по замыслу раздел туристской характеристики страны в отдельную книгу.

Но, как во всяком правиле, здесь также есть исключения.

Во-первых, понятия; для того чтобы обеспечить преемственность смысла слов, историк называет понятия прошлого словами, имеющимися в настоящем. Но смысл слов, понятий в течение времени меняется, в таких случаях необходим комментарий. Например, средневековый «крестьянин» имел очень мало общего с современным производителем сельскохозяйственной продукции в развитых капиталистических странах, которого тоже часто называют крестьянином.

Во-вторых, историческое время. Время европейской истории имеет свое общее начало и направление — от рождества Христова. Утверждение христианской эры повлекло за собой отказ от концепции цикличности времени, которая была господствующей практически во всех странах (цивилизациях, культурах) мира: цикличное время начиналось первым годом правления того или иного императора, князя, фараона, правления складывались в династии, эпохи или эры, а когда они заканчивались, все начиналось сначала

Даже после наступления христианской эры ни у эллинов, ни у древних римлян не существовало идеи всеобщей истории, соединяющей все времена, все пространства и народы Земли. Конечно, в исторической «мемориальной» характеристике могут оказаться детали, мелочи, неважные, несущественные на первый взгляд, но именно они придают цвет, вкус и запах историческому повествованию.

Примерно в III в. н. э. появился календарь, но и он был цикличным: события датировались по царствиям. Внутри этих периодов факты расставлялись в соответствии с учетом значимых политических событий, войн и знаменательных природных явлений. Так продолжалось вплоть до XI в. Но и после, вплоть до середины XVI в., отсутствовало понятие времени, движущегося вперед: время всех когда-либо родившихся, живших и умерших людей было неизменным, одним и тем же. Поэтому на витражах, картинах, фресках художники изображали себя или щедрого мецената в современном костюме в окружении святых или волхвов, они все люди одного времени. На картинах нет дат (даже величайших сражений) — это не имеет значения, между вчера и сегодня нет разницы.

Эпоха Возрождения делает первые шаги на пути к современному понятию времени. Во второй половине XV в. время начинают делить на три эпохи: античность (до III в.), средние века (до XI в.) и Возрождение. Но даже величайшие представители Ренессанса воспринимали время стационарно, надеясь возродить уровень культуры древних, но мысль о том, что можно в этом превзойти античность, просто не могла прийти им в голову. Эти взгляды разделяли и деятели Реформации, но у них другая точка отсчета: они надеялись вернуться к истокам истинной, первоначальной веры.

Только в XVI в. зарождается идея возможного прогресса, она развивается в XVII —XVIII вв. Великая французская революция утвердила современное представление о времени: время идет вперед, развитие возможно.

Будущее будет другим, лучшим, по мнению немецкого философа И.Канта.

Это следует помнить потому, что, составляя историческую характеристику, невозможно, недопустимо писать о переменах как о развитии в эпоху кругового или цикличного времени; этих идей, таких потребностей у людей тех времен не существовало. Люди желали перемен, изменений в своей жизни, участи, но не связывали это с изменением во времени. Кроме того, они его, время, никак не подразделяли, не обозначали его периоды. Так, например, древние греки никак не выделяли периоды расцвета или застоя, упадка своей культуры, не было также понятия «художественный стиль». Все это появилось только в эпоху Просвещения, ученые которой произвели научную датировку важнейших исторических событий и явлений.

Исходя из вышесказанного, можно сформулировать совокупность тем, которые необходимо рассмотреть в процессе составления исторической характеристики: история государства, страны, территории; история народа (народов), ее населяющих; история знаменательных событий, явлений; история в лицах, т. е. история выдающихся личностей; история художественной культуры (история художественных стилей).

История государства. При рассмотрении истории страны или государства следует обратить внимание на время (дату) образования государства, на особенности территории и форму правления в данный момент времени, а также основные изменения политического статуса, состава территории и форм правления за изучаемый исторический отрезок времени. Все необходимые сведения приводятся в хронологическом порядке. Все факты имеют справочный характер и не требуют дополнительных пояснений, т.е. нет необходимости называть причины или давать характеристику происходивших изменений. Исключение составляют те факты, которые получили отражение в художественной культуре страны (исторических памятниках) или послужили толчком для развития событий и явлений мирового уровня.

История народов. При рассмотрении вопросов формирования и изменения населения страны следует обратить внимание на этнический состав, этапы формирования этносов, время и особенности развития языка (устного и письменного). В тех случаях, когда на территории сохранились многочисленные интересные (для туризма) археологические памятники, возможно краткое описание процесса заселения, освоения территории. Главное внимание следует уделить истории формирования этнической культуры народов. Этническое самосознание в историческом прошлом четко взаимосвязано не только с языком, о чем уже говорилось, но и с религией. Поэтому необходимо указать формы верований, особенности культов и религий, характерных для всех основных периодов развития страны и народов, ее населяющих. Другим важным аспектом характеристики исчезнувших этнических культур на территории любой страны являются традиции и народное творчество.

Даже простое перечисление основных типов исчезнувших или сохранившихся архаических традиций, праздников, типов жилищ, кухни, костюма, обрядов и обычаев позволяют представить людей определенного времени, особенности их жизни. Определенный интерес в этом отношении имеют сведения об основных чертах цивилизаций мира. На основе сохранившихся орудий труда, предметов утвари, украшений и предметов культа можно «нарисовать картину» производственных умений и навыков, основных занятий, видов трудовой творческой деятельности. Так, например, перечисление видов ремесел и их центров дают яркое, образное представление об укладе жизни людей, особенностях их взаимоотношений. Все это помогает воссоздать «образ» определенной исторической эпохи, наполнить ее конкретным содержанием.

История знаменательных событий. Существует глубоко укоренившееся мнение, что история состоит из фактов, каждый из которых жестко детерминирован определенной датой. Действительно, исторический текст структурирован в хронологическом порядке. С каждой из исторических дат связано определенное важное событие. Таким образом, историческое повествование — это хронологическая последовательность знаменательных событий, связанных между собой единством времени, места действия и действующих лиц, что отражает процесс, поток развития и смены взаимосвязанных состояний прошлого в жизни страны. Но какие события необходимо включить в страноведческую характеристику? По какому принципу их отбирать? Это определяется постановкой цели и проблемы исследования или изучения. Вопрос или проблема, которую ставит перед собой преподаватель, читающий курс лекций, или студент, выполняющий курсовую или дипломную работу, или менеджер турбизнеса должны удовлетворять всем требованиям профессии, т. е. это должен быть исторический раздел страноведческой характеристики, соответствующий запросам и потребностям практики турбизнеса.

Историческое повествование отличается тем, что в нем сразу присутствует оценка произошедшего события, факта. Например, 1 сентября 1939 г. началась Вторая мировая война. Но кто в начале войны знал, что она превратится в мировую?

Поскольку составитель характеристики знает все перипетии сюжета, он отбирает события, темп и масштаб повествования; некоторые события, факты, отрезки времени он излагает быстро (здесь ничего интересного не происходит), другие описывает более подробно, дает крупные планы.

История в лицах. «Мемориальная история» особое внимание уделяет возвращению и сохранению в памяти людей имен не только выдающихся деятелей в разных областях человеческой деятельности, но и рядовых членов общества, чьи имена сохранила история благодаря случаю. Чаще всего они в «мемориальной истории» действуют не как живые люди, а как социальные типажи, например, «феодал», «крестьянин», «странствующий монах». Благодаря им люди могут удовлетворить свою потребность в образах — символах определенного времени, эпохи. Эти образы являются носителями определенной идеи, действия, чувства, понятия. Но есть имена величайших людей, которые сумели понять и отразить главные идеи, характерные черты определенной эпохи. Они, как центры притяжения, определенным образом организовывали пространство вокруг себя. Рассказ об этих людях позволяет реконструировать (частично) это пространство, придать картинам прошлого черты жизненной достоверности. Собственно, под «историей в лицах» подразумевается упоминание (напоминание) имен или(и) социальных статусов. Далее дается краткая характеристика их личности (в современном понимании этого слова) с указанием преимущественно тех черт, которые так важны для нашего восприятия. И наконец, перечисляются деяния этих людей, «их вклада» в историю.

Особое значение имеет, повторим, характеристика истории художественной культуры^ точнее, истории искусств. О причинах такого интереса уже неоднократно говорилось1 они кроются в специфике любопытства и любознательности туриста как «человека». Туристу нравится узнавать (слышать, видеть) о «прекрасном».

Потребность создавать «прекрасное» присуща человеку на любом этапе его развития. Как правило, это выражается в создании конкретных произведений, относящихся к определенному виду искусства, которые называются художественными произведениями — памятниками культурно-исторического наследия. Таких памятников, созданных в некоторые периоды времени, осталось очень немного, поэтому при характеристике этих периодов достаточно назвать эти шедевры и место их нахождения. В другие исторические отрезки времени было создано и сохранилось множество замечательных произведений различных видов искусства. В этом случае невозможно перечислить все выдающиеся произведения или их группы. Но большинство произведений искусства, созданные разными людьми в различных уголках страны и даже в разных странах, относятся к одному художественному стилю, так как выражают определенную идею или совокупность идей. Характеристика художественной культуры этих отрезков времени есть краткая характеристика художественного стиля или стилей, последовательно сменявших друг друга. В краткой характеристике художественного стиля дается его название и временные параметры, последовательно перечисляются основные виды искусства, отражающие особенности этого стиля в данной стране, приводятся имена выдающихся деятелей искусства, произведения которых получили мировую известность, и названия самих произведений.

В туристском историческом страноведении используются два основных типа исторического повествования: рассказ и картина.

Рассказ предполагает хронологическое измерение, обозрение во времени, когда два события или две ситуации упорядочены во времени. Событие включается в рассказ как ответ на вопрос: «Что произошло?», далее в рассказе следуют ответы на предполагаемые вопросы: «Почему это произошло?» и «К чему это привело?».

Рассказ начинается с первого элемента (события, факта) и доходит до второго, более позднего во времени, т.е. является описанием жизни, процесса, ситуации, сюжета.

Картина предполагает в центре внимания не изменение, а описание определенной сцены с участием героев, их роли, окружения, одежды, взаимоотношений и взаимосвязей в данный момент времени (однородный исторический отрезок). Иначе говоря, она показывает структуры, общества, государства, описывает конкретный художественный стиль, конкретное поселение, монастырь и т.д. В картине связано воедино множество фактов, относящихся к одному времени. Таким образом, создается ансамбль, в котором части «пригнаны» друг к другу.

Структура конструируется картиной в ответ на вопрос: «Каково было состояние дел?».

Обычно историческая характеристика — это совокупность рассказов и картин, связанных друг с другом. С их помощью конструируется исторический объект или история объекта. Но при характеристике такого объекта, как страна или народ, элементами изучения и описания могут быть: территория, любые материальные объекты, общественные (социальные) группы, символы и явления, формы обмена, виды искусства, культурные (социальные) практики и пр. Поэтому неизбежен строгий отбор, иначе история становится бесконечной. Наиболее целесообразным инструментом отбора и конструирования фактов является интрига.

Как определить, что может стать интригой в историческом туристском страноведении? Обратимся к авторитетному мнению Ф.Броделя (автора книги «Средиземноморье»). Интрига этого замечательного исторического произведения — попытка показать закат Средиземноморья как основного театра мировой истории.

Конечно, в учебной практике страноведения интрига, замысел должны быть более простыми. Например, в данном случае это вопрос о том, почему именно Франция имеет один из наиболее крупных историко-культурных потенциалов в Европе?

Значение интриги многопланово, она:

- является «красной линией», «нитью Ариадны» в историческом повествовании, ею определяется тип истории, которую конструирует рассказчик;

- обеспечивает синтез разнородного материала;

- сама предоставляет возможность объяснения;

- позволяет понять, как соединяются различные уровни объяснения;

- обеспечивает связность и непротиворечивость всего текста.

Некоторые авторы различают четыре способа построения интриги: романтический, сатирический, комический и трагический. Впрочем, использование сатирического способа в туристском страноведении представляется маловероятным, а вот иронический способ построения интриги в ряде случаев, вероятно, вполне уместен и даже оправдан.

Использование интриги не только украсит любое историческое повествование, но с помощью замысла можно преодолеть те негативные аспекты, которые изначально присущи «мемориальной истории».