Методические приемы рассказы
Прием экскурсионной справки используется в сочетании с приемами зрительной реконструкции, локализации, абстрагирования. Экскурсовод сообщает краткие данные о наблюдаемом объекте: дату постройки (реставрации), авторов, размеры, назначение и др.. По своему содержанию и построению данный прием напоминает путевую экскурсионную информацию.
Прием описания ставит своей задачей оказать помощь в правильном отражении объекта в сознании экскурсантов (форма, объем, из какого материала изготовлен, расположение относительно окружающих объектов). Для описания объекта характерны точность, конкретность Этот прием можно использовать не только для рассказа об объектах, но и об определенных исторических событиях. В отличие от описания объектов описание исторических событий имеет образный характер рассказ должен вызывать у экскурсантов зрительные образы, позволяет мысленно представить, как происходило событие.
Таким образом, прием описания событий имеет подчиненный характер, замыкаясь с методическим приемом зрительной реконструкции.
В автобусной экскурсии прием описания используется при всех видах показа как с выходом экскурсантов из автобуса, так и без выхода (наблюдение объектов из окна и во время движения автобуса на маршруте).
Прием характеристики построен на определении отличительных свойств и качеств предмета, явления, человека. В экскурсии дается речевая характеристика объектов и «действующих» в экскурсии лиц.
В отличие от приема описания прием характеристики представляет собой перечисление свойств и особенностей, совокупность которых дает наиболее полное представление о данном объекте, позволяет лучше понять его сущность. Прием описания касается лишь внешних сторон объекта, не давая характеристик его внутренних, не видимых для глаза свойств и качеств. При использовании приема характеристики дается оценка качественных сторон объекта, таких как познавательная ценность, художественные достоинства, оригинальность авторского решения, выразительность, сохранность и др..
Прием объяснения - форма изложения материала, когда в рассказе, помимо справки об историческом событии, раскрываются сущность и причины, которые ее вызвали. Наиболее часто этот прием используется в производственных и естественных экскурсиях, где в рассказе объясняются внутренние связи процессов и явлений, экскурсиях с показом произведений изобразительного искусства. Экскурсовод объясняет смысл изображенного художником в картине, содержание памятника монументальной скульптуры. В архитектурной экскурсии с помощью этого приема выявляются особенности конструкции здания, характерные черты целого ансамбля. Особенность приема объяснения состоит в том, что рассказ о объект имеет доказательный характер.
Прием комментирования используется экскурсоводом при изложении материала, разъясняет смысл события или замысел автора памятника истории и культуры, в этот момент наблюдается экскурсантами. Широко используется при показе экспозиций музеев и выставок как объяснение экспонатов.
Прием репортажа - это краткое сообщение экскурсовода о событии, явлении, процессе, очевидцами которых стали экскурсанты. Сложность использования такого приема заключается в том, что рассказ в значительной своей части не готовится заранее, он не входит целиком в индивидуальный текст экскурсовода, а имеет характер импровизации.
Прием цитирования. Цитата в экскурсии направлена на то, чтобы вызвать в сознании экскурсантов зрительный образ. В тексте экскурсии в виде цитат используются отрывки из художественных произведений (проза, стихи).
Прием вопросов-ответов. Суть этого приема заключается в том, что в ходе рассказа экскурсовод задает различные вопросы экскурсантам с целью их активизации. Большая часть вопросов не рассчитана на то, чтобы получить на них какие-либо ответы от участников экскурсии.
Все вопросы на экскурсии можно разделить на несколько видов:
а) вопросы, на которые экскурсовод сразу же или по истечении некоторого времени сам дает ответ, продолжая свой рассказ по теме;
б) вопросы исторического характера, представляющие собой утверждение чего-либо в форме вопроса. Такие вопросы в лекционной пропаганде рассматриваются как прием ораторской речи;
в) вопросы экскурсовода, на которые отвечают экскурсанты, они заостряют внимание экскурсантов к содержанию экскурсии, вносят некоторую разрядку и помогают лучше осознать подтему.
Прием ссылки на очевидцев. Использование этого приема в рассказе дает возможность для образного воссоздания событий. Причем ссылки возможны не только на личности но и на неодушевленные объекты, например, ... что видели эти стены ..., это дерево помнит когда ...
Прием задач, находит выражение в обращении к экскурсантам: «Подумайте, почему этот памятник так назван? Вспомните, на что похожа эта башня? Какие приметы на местности говорят о прошлом? Постарайтесь объяснить, почему здесь сделана такая надпись и др.. Когда экскурсовод дает подобные задачи, он не предполагает, что участники их сразу выполнят. Прием направляет внимание экскурсантов на конкретное здание, определенную часть здания, на те детали, понимание которых важно для усвоения рассматриваемых вопросов. Задача этого приема - заинтересовать экскурсантов, заставить их задуматься, активизировать свою умственную деятельность, пробудить воображение. Что же касается ответов на эти вопросы, экскурсовод дает их в дальнейшем самостоятельно, словно подытоживая мнения экскурсантов.
Прием новизны материала состоит в том, что в ходе рассказа по теме сообщаются факты и примеры, неизвестные экскурсантам. Этот прием используется экскурсоводом в тот момент, когда необходимо привлечь внимание группы к объекту, сделать восприятие наблюдаемого более эффективным.
Прием словесного (литературного) монтажа. Используя его, экскурсовод свой рассказ строит на наборе отрывков из различных литературных произведений, документальных материалов, опубликованных в периодической печати. Содержание этих отрывков раскрывает подтему экскурсии или один из основных ее вопросов. Этот прием дает возможность воссоздать картину событий.
Прием соучастия. Задача этого приема - помочь экскурсантам стать участниками того события, которому посвящена экскурсия. Делается это с помощью, например, обращения к группе: «Представьте себе, что мы с вами находимся на этом поле во время наступления вражеских войск». Затем с помощью приема зрительной реконструкции восстанавливается картина боя.
Прием дискуссионной ситуации. Экскурсовод, используя этот прием, выдвигает в своем рассказе такое положение, что вызывает дискуссионную ситуацию. Этот прием дает возможность в части экскурсии заменить монологическую форму материала открытым диалогом. Свою точку зрения по выдвинутому положению высказывают два-три экскурсанта. Затем экскурсовод, подводя итоги, делает выводы.
Прием сталкивания противоречивых версий используется в рассказе экскурсовода, например, при оценке определенного исторического события, утверждения даты возникновения конкретного города или происхождения названия города (реки, озера, местности).
Прием персонификации используется для мысленного создания образа конкретного человека. Рекомендуется делать это с помощью яркого рассказа об отдельных эпизодах из жизни тех людей, с которыми связана тема экскурсии, или на основе описания какого-либо исторического события, в которой эта личность участвовала.
Прием проблемной ситуации состоит в том, что в рассказе экскурсовода ставится проблема, связанная с темой экскурсии. Постановка проблемы перед экскурсантами заставляет их задуматься и заставляет найти правильный ответ на поставленные экскурсоводом вопросы. В ряде случаев экскурсантам предлагается найти альтернативу предложенному решению вопроса.
Прием отступления состоит в том, что в ходе рассказа экскурсовод уходит от темы: читает стихотворение, приводит примеры из своей жизни, рассказывает содержание кинофильма, художественного произведения. Этот прием прямо не связан с содержанием экскурсии, поэтому иногда его называют «приемом освежающего отступления». Его задача - снять усталость.
Прием индукции применяется в рассказе, когда необходимо совершить переход от частных, единичных случаев и фактов к общей картине, общим выводам, и в показе, когда экскурсовод от характеристики одного памятника переходит к характеристике целого ансамбля или системы инженерных сооружений.
Прием дедукции как способ рассуждения при переходе от общего к частному. В ряде случаев оба эти приема используются при показе одного объекта. Каждый из них применяется как взаимное дополнение.
Климактерический прием предполагает такое изложение экскурсионного материала, когда сначала сообщаются менее интересные и малозначительные факты и аргументы, затем - более значительные и, наконец, самые интересные. Такая последовательность способствует нарастанию интереса экскурсантов к рассказу.
Антиклимактерический прием состоит в том, что изложение материала в рассказе начинается с самых интересных фактов и примеров, в показе - с более значительных по своему содержанию объектов. Интерес к теме, пробудившийся у экскурсантов в начале мероприятия, позволяет в дальнейшем успешно ознакомить их с менее интересным материалом.
- Тема 4. Методические приемы ведения экскурсий
- 1. Классификация методических приемов
- Методический прием показа в экскурсии
- Виды показа в автобусной экскурсии
- Особенности показа на экскурсии
- Методические приемы показа
- Методический прием рассказа в экскурсии
- Особенности рассказа на экскурсии
- Методические приемы рассказы
- Особые методические приемы