logo
Лекція 4_ Екскурсознавство

Методические приемы показа

Приемы показа подразделяются на:

Прием предварительного осмотра - используется в тот момент, когда экскурсанты находятся на месте расположения памятника. Он представляет собой первую ступень наблюдения объекта. Существуют два варианта использования приема:

Первый начинается со слов экскурсовода: «А это такой-то памятник, ознакомьтесь с ним». Тем самым он приглашает экскурсантов самим провести первоначальное наблюдение объекта, познакомиться с его внешним видом, увидеть какие-то детали. После этого экскурсовод направляет внимание группы на определение сущности объекта, что дает экскурсантам возможность: а) составить представление об исторической местности, где происходили рассмотрены события б) представить данный объект в естественной обстановке, в) дать определенную оценку объекта г) получить представление о его природном окружении.

Второй вариант использования приема предварительного осмотра состоит в том, что началом служит краткое вступительное слово экскурсовода, в котором он сориентирует группу на то, что именно следует увидеть в ходе наблюдения объекта, его качества и конкретные особенности рекомендуется выявить в ходе наблюдения.

Прием панорамного показа дает возможность экскурсантам наблюдать вид местности. Для панорамного показа могут быть использованы башни, колокольни, крепостные стены, мосты и другие высокие точки, откуда открывается панорама города, поля боя, долины, реки. Для активизации восприятия экскурсантами широкой картины, открывающейся перед ними, необходимо в наблюдаемой панораме выявить композиционный центр и обратить на него внимание группы. Другая особенность панорамного показа состоит в том, что в поле зрения экскурсантов попадает много объектов. Экскурсовод должен показать те объекты, которые раскрывают тему, перейдя от общего показа панорамы до отдельных частей.

Прием зрительной реконструкции (воспроизведение). Термин «реконструкция» означает восстановление первоначального вида (вида) чего-либо. Сущность этого приема заключается в том, что словесным путем восстанавливается первоначальный вид объекта. Делает это экскурсовод, опираясь на зрительные впечатления экскурсантов. Этот прием широко используют при показе памятных мест, где проходили бои, народные восстания, забастовки, митинги и другие события. Сюда же относят места, связанные с жизнью и деятельностью известных личностей. Если, например, здание превратилось в руины сделать зрительную реконструкцию экскурсоводу помогают его уцелевшие части и детали. Если здание не сохранилось, на помощь приходят экспонаты «портфеля экскурсовода». Успех использования приема зрительной реконструкции зависит от степени подготовленности экскурсовода.

Прием зрительного монтажа является одним из вариантов методического приема реконструкции. Экскурсовод, используя прием зрительного монтажа, восстанавливает нужный образ, суммируя внешний вид нескольких памятников, а также их отдельных частей. Составные части могут быть «заимствованы» из тех объектов, которые в данный момент служат предметом наблюдения экскурсантов. В зрительном монтаже могут быть использованы фотографии, чертежи, рисунки.

Прием локализации событий то есть связь событий с конкретным местом. Этот прием позволит ограничить внимание участников экскурсии определенными рамками, приковать их взгляды в данной конкретной территории, именно к тому месту, где произошло событие. При изложении материала этот прием предусматривает переход от общего к частному.

Прием абстрагирования представляет собой мысленный процесс выделения из целого каких-либо частей с целью последующего глубокого наблюдения. Этот методический прием позволяет экскурсантам рассмотреть те признаки предмета (памятника истории и культуры, монументальной скульптуры), которые являются основой для раскрытия темы (подтемы). Прием абстрагирования построен на наблюдении: а) одного из объектов с помощью мысленного отвлечения от других объектов, расположенных рядом, на той же площади или улице б) одной из частей здания (этажа, балкона, крыльца и др..) При отвлечении от других его частей, которые менее существенны или не нужны для рассмотрения данной темы.

Прием зрительного сравнения. В экскурсионной методике используются различные виды сравнения: зрительное, словесное, сравнение объекта, который находится перед глазами экскурсантов с объектом, который экскурсанты видели раньше. Данный прием построен на зрительном сопоставлении различных предметов или частей одного объекта с другим, находящимся перед глазами экскурсантов. При этом сравнивают друг с другом как схожие, так и различные по своему внешнему виду объекты.

Использование приема зрительного сравнения дает возможность экскурсантам представить действительную величину объекта (например, высоту памятника, длину крепостных стен, ширину улицы), позволяет сократить количество цифр в рассказе, число используемых фактов и примеров, время, затрачиваемое на объяснение.

Прием интеграции построен на объединении отдельных частей наблюдаемого объекта в единое целое. Показывая здание, сооружение, памятное место, экскурсовод идет путем интеграции, т.е. объединения различных сторон, деталей, свойств, в единое целое. Например, прием интеграции может быть использован при показе архитектурного ансамбля. Сначала показывается каждое здание отдельно, затем экскурсовод объединяет (интегрирует) зрительные впечатления, полученные экскурсантами при наблюдении отдельных объектов. На заключительном этапе показа группа наблюдает ансамбль как единство нескольких зданий. И экскурсовод формулирует выводы, характеризуя ансамбль в целом.

Прием зрительной аналогии или ассоциации построен на сравнении: а) данного объекта с фотографией или рисунком другого аналогичного объекта б) наблюдаемого объекта с теми объектами, которые экскурсанты наблюдали ранее. Механизм действия этого приема заключается в том, что экскурсовод «ставит» перед экскурсантами два объекта, причем только один из них физически находится перед их глазами.

Прием зрительной аналогии более сложный, чем прием зрительного сравнения. При зрительном сравнении сопоставляются два схожих между собой здания, сооружения, монумента, растения, памятных места, портрета, находящихся в этот момент перед экскурсантами. Задача экскурсовода, который использует этот прием при показе объекта, - привлечь экскурсантов к активному поиску аналогии, вызвать в памяти представление внешнем виде аналогичного объекта, который они видели на прежних экскурсиях. При этом у каждого экскурсанта может быть своя аналогия. Прием зрительной аналогии иногда называют приемом ассоциации. Особенно часто этот прием показа строится на ассоциации по сходству.

Прием переключения внимания. После наблюдения объекта экскурсанты по предложению экскурсовода переносят свой взгляд на другой объект (например, перенос взгляда с дома, построенного в начале прошлого века на современное многоэтажное здание или переход от наблюдения панорамы города к наблюдению объектов природы). Наличие контраста обогащает новыми впечатлениями. Сравнение объектов позволяет лучше понять сначала наблюдаемый объект.

Методический прием движения. Надо различать два понятия: «движение» как признак экскурсии и «движение» как методический прием. Движение как методический прием представляется в трех вариантах:

1. Первый - движение экскурсантов вблизи объекта с целью лучшего его наблюдения (например, осмотр крепостных стен, движение экскурсантов вдоль конвейера на заводе и др..).

2. Второй вариант движения как методического приема - обход вокруг здания, сооружение, памятника.

3. Третий вариант - движение к памятнику. Методически он построен таким образом, что в ходе передвижения автобусной или пешеходной группы объект начинает постепенно вырисовываться, возникая и увеличиваясь в размерах на глазах экскурсантов.

Показ мемориальной доски. При наличии на экскурсионном объекте мемориальной доски экскурсоводу следует начинать с анализа объекта и рассказа о событиях, с ним связанных. Только после этого внимание экскурсантов обращается на мемориальную доску, которая установлена на данном объекте. Если мемориальная доска хорошо видна экскурсантам и они уже прочли надпись на ней, экскурсоводу не следует зачитывать ее вслух.

Освещение подтемы может быть начато с мемориальной доски в том случае, если она установлена ​​на объекте, построенном на месте, где произошло историческое событие, то есть объект, о котором идет речь, не сохранился.