Физическое воспитание в феодальном обществе.
Средние века – это период господства феодального способа производства в подавляющем большинстве стран Азии, Европы и ряда стран Африки. Наиболее рациональной силой феодального общества была церковь, которая стремилась уничтожить остатки античной культуры. Стремление народа к физическому развитию, зрелищам, развлечениям, церковь рассматривала как проявление язычества и влияние религиозных античных обрядов. Под видом борьбы с греховностью из быта народа упорно изгонялись физические упражнения и игры. Проповедовался аскетизм.
В период раннего средневековья церковь отрицательно относилось и к физическому воспитанию феодалов. Только в эпоху крестовых походов она изменила своё отношение к военно-физической подготовке рыцарей и не осуждала физическое воспитание светской феодальной знати и даже ввела его среди духовенства и в монашеских орденах.
Владение тяжелым вооружением (доспехами) требовало от феодала большой физической силы, ловкости и выносливости. Обучение боевым действием стало основой системы военно-физического воспитание феодалов сложившейся в эпоху крестовых походов.
Воспитание феодалов сводилось к овладению «семью рыцарскими добродетелями»: верховой ездой, фехтованию, стрельбе из лука, плавание, охотой, игрой в шахматы и сочинению стихов.
Военно-физическое воспитание будущих рыцарей началось с малых лет, обычно при дворах крупных феодалов. Рядовые феодалы посылали своих 7-летних сыновей в замок сеньора, где им присваивали звание пажей. Чтобы стать сильными и ловкими, ни занимались стрельбой, метанием камней и копий, прыжками, бегом, борьбой, плаванием и верховой ездой. Одновременно их обучали рыцарскому этикету.
В 14 лет пажей производили в оруженосцы и они получали право носить меч и шпоры. Под руководством преподавателей оруженосцы объезжали диких лошадей, бегали в тяжелых латах и без них на длинные дистанции, прыгали через рвы и заборы, лазали по лестницам и без лестниц по крепостным стенам, плавали с оружием и без оружия, охотились, дрессировали собак, играли в шахматы. К концу пребывания в оруженосцах люди занимались фехтованием на мечах, копьях и ездой на лошадях в полном снаряжении. Достигнув 21 года, они посвящались в рыцари.
Значительное место в военно-физическом воспитании феодалов, особенно их детей, занимали игры и развлечения. В военных играх воспроизводились военные эпизоды боевых операций (осада, штурм). Любимой спортивной игрой феодалов была игра «же де пом» (игра яблоками), прародительница современного тенниса. С большим мячом играли в «суль» - игра напоминающая футбол.
Следует отметить, что в русских феодальных княжествах не было резко обособленной от народа системы физического воспитания князей.
Несмотря на тяжелое и бесправное положение крестьяне продолжали сохранять в своей среде традиционные физические упражнения ранних времён. Это и скачки на лошадях, пляски, бег, борьба, лазание по шесту. В германских княжествах большой популярностью пользовались танцы вокруг мячей положенных на землю. В скандинавских странах крестьяне занимались катание на лыжах и коньках. Во Франции, Англии, Германии были распространены игры с мячом, шарами и кеглями под различными названиями (футбол, харлинг, кемпинг, крикет).
Физическое воспитание горожан состояло, прежде всего, в подготовке к защите городов от нападения феодалов. Горожане для целей объединялись в различные братства – фехтовальные, стрелковые и др., где обучались владению арбалетами, шпагами, мечами и другим оружием. У горожан были распространены игры в мяч, особенно в футбол.
На Руси, в народе были распространены кулачные бои (часто стенка на стенку), лыжи, коньки. Большой популярностью в народе пользовались ярмарочные представления, в программу которых входили канатоходцы, взятие снежных крепостей, прыжки через костер, акробатика, качели.
Таким образом, и в феодальном обществе физическое воспитание феодалов, крестьян и горожан в основном, носило военно-прикладной характер. Хотя присутствуют уже и такие его функции как зрелищность, развлечение.
- История возникновения и совершенствования физических упражнений.
- Физическая культура в рабовладельческом государстве.
- Спартанская система физического воспитания.
- Афинская система физического воспитания.
- Физическая культура в Древнем Риме.
- Физическое воспитание в феодальном обществе.
- 1.4. Возникновение государственных систем
- Физического воспитания.