Физическая культура в Древнем Риме.
Система физического воспитания в Древнем Риме сформировалась в соответствии с задачами укрепления мощи рабовладельческой армии. Каждый свободный и полноправный гражданин должен был готовить себя к военной службе. В отличие от Древней Греции, где для решения этих задач были созданы специальные воспитательные учреждения, в Древнем Риме воспитание сохраняло домашний характер. До вступления в армию римские юноши воспитывались в семье под руководством отца. Средствами их физического воспитания были многочисленные народные игры, упражнения в беге, метаниях, борьбе, фехтовании, верховой езде. В 16-17 лет римские юноши вступали в армию, где на протяжении многих лет в условиях походно-лагерной обстановки они проходили строго организованную военную и физическую подготовку.
Традиционные в Древнем Риме были троянские игры, заключавшиеся в состязаниях всадников по запутанным ходам – лабиринтам.
Во 2 в. до н. э. одним из наиболее кровавых нововведений в организацию зрелищ и празднеств были гладиаторские бои. В специальных школах под руководством опытных инструкторов рабы осваивали фехтование на различных видах оружия.
Римские правящие круги прилагали немало усилий, чтобы организовать атлетические состязания по греческому образцу. Однако все попытки были неудачны. Только попытка Димициана, учредившего в 86 г. н. э. Капитолийские игры увенчались успехом. Эти игры просуществовали до конца Римской империи.
Таким образом, физическое воспитание в рабовладельческом государстве носило классовый характер, и было направлено на подготовку господствующего класса к войне.
А как же обстояло дело в древних государствах с проблемой «движение – питание - здоровье»? На этот вопрос могут ответить литературные и документальные источники, дошедшие до наших дней. Уже в то время Аристотель писал: «Ничто так сильно не разрушает организм, как физическое бездействие».
Если мы обратимся к 7 песне Гомеровской «Илиады», то увидим что и древние нарушали режим питания:
«Скоро окончился труд и немедленно пир уготован.
Все пировали, никто не нуждался на пиршестве общем
Целую ночь кудреглавые муж и ахейцы по стану
Вкруг пировали…
Мужи вино проливали из кубков»,
А в следующей песне:
«Там на пирах, поедая рогатых волов неисчетных
Чаши до дна выпивая, вином через край налитые».
Нарушение режима питания и движения обнаруживались даже среди молодых спартанских воинов. К начинающим тучнеть спартанцам Ликург применял назидательную порку на глазах сограждан.
Эпитафией людям, погибшим не на поле боя, а из-за обжорства и безделья, звучат слова Феогнида: «Сытость чрезмерная больше людей погубила, чем голод…».
Больше всего нарушителей диеты было в Древнем Риме, в котором праздность, безделье – достигло небывалого масштаба, что отразилось в высказываниях врачей и поэтов того времени. Так, Катулл пишет: «От безделья царств и царей, счастливых много погибло», а Овидий /16 в н.э./ предупреждает «смотри, как разрушается от безделья ленивое тело, как портится в озере без движения вода».
Римский врач Ав Корнелий Цельз в трактате «О медицине» пишет: «Чаще заниматься физическими упражнениями, так как праздность расслабляет тело, а труд укрепляет его, первое приносит преждевременную старость, второе – продолжительную молодость». Цельз предупреждает своих сограждан: «Если кто-нибудь стал полнее красивее и более цветущим, он должен подозрительно относится к своему благополучию». Эти слова являются актуальными и по сей день.
Yandex.RTB R-A-252273-3
- История возникновения и совершенствования физических упражнений.
- Физическая культура в рабовладельческом государстве.
- Спартанская система физического воспитания.
- Афинская система физического воспитания.
- Физическая культура в Древнем Риме.
- Физическое воспитание в феодальном обществе.
- 1.4. Возникновение государственных систем
- Физического воспитания.