logo search
Агрессивность в спорте

1.3.Агрессивность в структуре личности спортсмена

Данные по изучению агрессивности в стуктуре личности спорстмена носят неоднозначный и противоречивый характер. Так, в соответствии с результатами исследований нашей сотудницы Б. Белецкой [8], дзюдоисты-мастера спорта не отличаются повышенной агрессивностью, относятся к экстравертированным и демонстративным личностям со средними уровнями психостении, нейротизма, генетической тревожности, пониженной педантичностью и дистимичностью. Большинство из них принадлежат к эмотивному типу личности (70 %). В соответствие с классификацией К. Леонгарда, всем спортсменам свойственны черты экзальтированности: тенденции к частым сменам психических состояний с доминированием повышенного уровня активации и жаждой деятельности. Высшая нервная деятельность большинства из них характеризуется сбалансированными процессами возбуждения и торможения, их оптимальной подвижностью и высокой выносливостью нервной системы. Мощная мотивация к спортивной деятельности, "взрывной" тип этой деятельности в сочетании с характерными для них психическими свойствами позволили этим спортсменам достичь высокого уровня мастерства без ярко выраженной агрессивности.

Примерно те же закономерности установили О. Фотуйма и В. Майструк [71]. Обследовав 235 легкоатлетов, пловцов, гимнастов, боксеров, дзюдоистов, вольников, тхэквондистов, футболистов и баскетболистов, они пришли к заключению, что большинство из них не отличаются повышенной агрессивностью (80,4 %). Тенденции к агрессивному поведению характерны только для 19,6 обследованных спортсменов. Большая часть агрессивных спортсменов (84,8 %) ориентирована на избегание неудачи, и только 15,2 % – на достижение успеха. У неагрессивных личностей обратные тенденции: ориентированы на успех 70,9 % спортсменов, на избегание неудачи – 29,1 %. По мнению авторов, мотив избегания неудачи у агрессивных спортсменов указывает на формирование типа личности с низким уровнем саморегуляции [71], в то время как у неагрессивных спортсменов, ориентированных на достижение успеха, агрессия носит инструментальный характер (!), а поведение отличается достаточной гибкостью и широким спектром приспособительных реакций. Из всего этого делается вполне однозначный вывод: высокий уровень агрессивности следует рассматривать как деструктивный фактор в поведении спортсмена.

Подобная категоричность суждений вызывает ряд непростых вопросов. В частности, непонятно, откуда у неагрессивных спортсменов появляется агрессивность, причем инструментальная? И какой вид агрессивности – реактивная или инструментальная, – доминирует у агрессивных личностей? В случае доминирования инструментальной – это ориентация на успех, а не наоборот. В исследованиях ничего не сказано на сей счет.

Да и сама методика определения агрессивности с помощью "теста руки" является проективной, что предполагает должную научную эрудицию в интepпpeтaции результатов исследования.

Не добавляют ясности в решение этих вопросов и исследования О.Я. Кравцова и О.О. Ежовой [38]. При изучении различных форм агрессии у 112 студентов 17-18 лет первого курса института физической культуры они установили (табл. 6.1) закономерности, прямо противоположные выводам О. Фотуймы и Е. Майструка.

Таблица 6.1

Формы агрессии у студентов-первоурсников института физической культуры (%) [О.Я. Кравцов, О.О. Ежова, 2007]

Показатели

Уровни

низкий

средний

высокий

Физическая агрессия

3,2

27,3

69,5

Непрямая агрессия

28,9

69,5

1,6

Раздражение

14,1

75,0

10,9

Негативизм

11,7

39,8

48,5

Подозрительность

13,3

71,1

15,6

Вербальная агрессия

6,3

48,4

45,3

Общая агрессия

3,1

74,2

22,7

Враждебность

6,3

76,5

17,2

В частности, количество студентов с высоким уровнем проявления различных форм агрессии составляет 31,9%, средним – 55,2% и низким – 12,9%. Такое процентное соотношение студентов по уровням различных форм агрессии свидетельствует о несоответствии изучаемой выборки закону нормального распределения [62]. В данной выборке превалируют студенты-спортсмены со средними и высокими уровнями агрессивности. Высокий уровень физической агрессии характерен для 69,5 % обследованных, негативизма – для 48,5 % и общей агрессии – для 22,7 %. Последний показатель в 7,3 раза превышает процент студентов с низким уровнем общей агрессии (табл. 6.1). Этот статистический анализ подтверждает наличие в группе студентов-спортсменов большего числа лиц с повышенной агрессивностью, однако причины этой агрессивности не вскрывает. Вероятнее всего, это не генетическая агрессивность, а результат фрустрации у студентов 17-18 лет, попавших в новые для них условия жизнедеятельности.

Неоднозначность рассмотренных результатов исследований объясняется различиями в методах определения агрессивности, объемах изучаемых выборок, и в первую очередь – разной специализацией и квалификацией спортсменов, что и приводит к неоднозначной интерпретации фактических данных. Вне рамок этих исследований остаются важные для практики спорта взаимоотношения агрессивности с квалификацией спортсменов, их полом, уровнем притязаний, интеллектом, темпераментальными свойствами и личностными характеристиками.