1.3.Агрессивность в структуре личности спортсмена
Данные по изучению агрессивности в стуктуре личности спорстмена носят неоднозначный и противоречивый характер. Так, в соответствии с результатами исследований нашей сотудницы Б. Белецкой [8], дзюдоисты-мастера спорта не отличаются повышенной агрессивностью, относятся к экстравертированным и демонстративным личностям со средними уровнями психостении, нейротизма, генетической тревожности, пониженной педантичностью и дистимичностью. Большинство из них принадлежат к эмотивному типу личности (70 %). В соответствие с классификацией К. Леонгарда, всем спортсменам свойственны черты экзальтированности: тенденции к частым сменам психических состояний с доминированием повышенного уровня активации и жаждой деятельности. Высшая нервная деятельность большинства из них характеризуется сбалансированными процессами возбуждения и торможения, их оптимальной подвижностью и высокой выносливостью нервной системы. Мощная мотивация к спортивной деятельности, "взрывной" тип этой деятельности в сочетании с характерными для них психическими свойствами позволили этим спортсменам достичь высокого уровня мастерства без ярко выраженной агрессивности.
Примерно те же закономерности установили О. Фотуйма и В. Майструк [71]. Обследовав 235 легкоатлетов, пловцов, гимнастов, боксеров, дзюдоистов, вольников, тхэквондистов, футболистов и баскетболистов, они пришли к заключению, что большинство из них не отличаются повышенной агрессивностью (80,4 %). Тенденции к агрессивному поведению характерны только для 19,6 обследованных спортсменов. Большая часть агрессивных спортсменов (84,8 %) ориентирована на избегание неудачи, и только 15,2 % – на достижение успеха. У неагрессивных личностей обратные тенденции: ориентированы на успех 70,9 % спортсменов, на избегание неудачи – 29,1 %. По мнению авторов, мотив избегания неудачи у агрессивных спортсменов указывает на формирование типа личности с низким уровнем саморегуляции [71], в то время как у неагрессивных спортсменов, ориентированных на достижение успеха, агрессия носит инструментальный характер (!), а поведение отличается достаточной гибкостью и широким спектром приспособительных реакций. Из всего этого делается вполне однозначный вывод: высокий уровень агрессивности следует рассматривать как деструктивный фактор в поведении спортсмена.
Подобная категоричность суждений вызывает ряд непростых вопросов. В частности, непонятно, откуда у неагрессивных спортсменов появляется агрессивность, причем инструментальная? И какой вид агрессивности – реактивная или инструментальная, – доминирует у агрессивных личностей? В случае доминирования инструментальной – это ориентация на успех, а не наоборот. В исследованиях ничего не сказано на сей счет.
Да и сама методика определения агрессивности с помощью "теста руки" является проективной, что предполагает должную научную эрудицию в интepпpeтaции результатов исследования.
Не добавляют ясности в решение этих вопросов и исследования О.Я. Кравцова и О.О. Ежовой [38]. При изучении различных форм агрессии у 112 студентов 17-18 лет первого курса института физической культуры они установили (табл. 6.1) закономерности, прямо противоположные выводам О. Фотуймы и Е. Майструка.
Таблица 6.1 Формы агрессии у студентов-первоурсников института физической культуры (%) [О.Я. Кравцов, О.О. Ежова, 2007]
| |||||||
Показатели | Уровни | ||||||
низкий | средний | высокий | |||||
Физическая агрессия | 3,2 | 27,3 | 69,5 | ||||
Непрямая агрессия | 28,9 | 69,5 | 1,6 | ||||
Раздражение | 14,1 | 75,0 | 10,9 | ||||
Негативизм | 11,7 | 39,8 | 48,5 | ||||
Подозрительность | 13,3 | 71,1 | 15,6 | ||||
Вербальная агрессия | 6,3 | 48,4 | 45,3 | ||||
Общая агрессия | 3,1 | 74,2 | 22,7 | ||||
Враждебность | 6,3 | 76,5 | 17,2 | ||||
|
| ||||||
|
|
| |||||
|
|
|
| ||||
|
|
|
|
| |||
|
|
|
|
| |||
|
|
|
|
| |||
|
|
|
|
| |||
|
|
|
|
| |||
|
|
|
|
| |||
|
|
|
|
| |||
|
|
|
|
|
Неоднозначность рассмотренных результатов исследований объясняется различиями в методах определения агрессивности, объемах изучаемых выборок, и в первую очередь – разной специализацией и квалификацией спортсменов, что и приводит к неоднозначной интерпретации фактических данных. Вне рамок этих исследований остаются важные для практики спорта взаимоотношения агрессивности с квалификацией спортсменов, их полом, уровнем притязаний, интеллектом, темпераментальными свойствами и личностными характеристиками.