logo
Туристско-рекреационный потенциал Байкальского региона

1.3 Социально-экономическая характеристика Байкальского региона

Курортная база. Основными типами рекреации в Байкальском районе являются санаторно-курортное лечение, туризм и массовый отдых. На побережье Байкала ежегодно может отдыхать 2 млн. человек. На территории Иркутской области более 50 санаториев, профилакториев, домов отдыха и турбаз. Функционируют курорты: курорт "Ангара" (г. Иркутск), ЗАО "Байкалкурорт" (г. Иркутск), санаторий "Братское взморье" (г. Братск), курорт "Русь" (г. Усть-Илимск), санаторий "Усть-Кут" (г. Усть-Кут), санаторий "Байкал" (пос. Листвянка), входящий в структуру санаторно-курортных учреждений ФСБ, санаторий "Усолье" (г. Усолье-Сибирское) и более 10 крупных санаториев-профилакториев, таких как: "Родник" (г. Ангарск), "Металлург" (г. Шелехов), "Юбилейный" (г. Братск.) Создано большое количество баз отдыха, пансионатов, домов отдыха и разветвленная сеть туристских баз и комплексов на берегу озера Байкал.

В Бурятии в границах национального парка "Тункинский" находятся курорты Аршан и Нилова Пустынь и другие лечебницы, использующие горячие и холодные источники. В Читинской области расположены санаторий "Ургучан" в Балейском районе, санаторий "Дарасун" в Карымском районе, санаторий "Ямаровка" в Красночикойском районе, санаторий "Балыра". В Кыринском районе, санаторий "Кука" и санаторий "Молоковка" в Читинском районе и санаторий "Шиванда" в Шилкинском районе. Бехтемирское месторождение минеральных вод содержат уникальное сочетание серебра и кремниевой кислоты (подобно "Нафтусе", курорт Трускавец в Украине) [3].

Транспорт. Байкальский регион имеют недостаточно развитую транспортную сеть. Эксплуатационная длина железнодорожных путей общего пользования составляет 13,8 процента эксплуатационной длины всех железных дорог Российской Федерации, протяженность автомобильных дорог (общего пользования и ведомственных) с твердым покрытием - 9,5 процента и протяженность внутренних судоходных путей - 28,7 процента. Плотность железнодорожных путей общего пользования в расчете на 10 тыс. кв. км в 3,6 раза меньше, чем в среднем по стране, а автомобильных дорог общего пользования с твердым покрытием - в 5,6 раза. Основными транспортными артериями являются Транссибирская и Байкало-Амурская магистрали. В настоящее время основная нагрузка в экспортных и транзитных перевозках приходится на Транссибирскую магистраль, имеющую пропускную способность до 100 млн. тонн в год. Пропускная способность Байкало-Амурской магистрали составляет 12,5 млн. тонн в год и не имеет резервов пропускной способности на протяжении 280 км пути. Износ основных фондов железнодорожного транспорта составляет 60 процентов.

Кругобайкальская железная дорога (КБЖД). Название "Кругобайкальская железная дорога" относится ко всей линии, огибающей южную оконечность озера от станции Порт Байкал до станции Мысовая. Говоря сегодня о Кругобайкалке,мы имеем в виду ее западную часть от истока реки Ангара до Слюдянки (71-168 км), которая выведена из транзитного движения. Восточная же часть остается магистральной в составе Транссиба. До революции этот короткий участок пути называли "Золотой пряжкой стального пояса России", пряжкой - потому что она соединила разорванную Байкалом Транссибирскую магистраль, а золотой - потому что по стоимости работ она превзошла все существующие в России дороги.

Рис. 3. Ретропоезд на Кругобайкальской железной дороге [38].

Если в среднем стоимость одного километра Транссибирской магистрали от Челябинска до Владивостока составляла 93 тыс. руб., то стоимость одного километра Кругобайкальской железной дороги - около 130 тыс. руб. Название Золотой пряжки закрепилось за КБЖД еще и благодаря уникальному, не имеющему аналогов в России и во всем мире облику, сочетающему в себе архитектурный комплекс и береговой ландшафт озера. Дорога протяженностью 84 км построена в начале XX в. между Портом Байкал и поселком Култук на юго-западном побережье Байкала. На этом участке было построено 424 инженерных сооружения, в том числе 39 тоннелей общей протяженностью 8994 м [20].

Самые протяженные: Каторжный - 538 м, Хабартуй - 548 м и Половинный - 778,4 м. В обвалоопасных местах было построено 14 км подпорных стенок, 47 каменных и 3 железных галереи. По объему, сложности и стоимости работ этот участок не имел себе равных среди железных дорог России. Беспрецедентными были и сроки строительства этого грандиозного по масштабам и сложности проекта. Железнодорожный путь по берегу Байкала был построен в основном за 2 года 3 месяца и сдан в эксплуатацию почти на год раньше намеченного срока (чему в значительной степени способствовало начало военных действий на Дальнем Востоке). 30 сентября 1904 г. началось рабочее движение по Кругобайкальской железной дороге (в первом поезде проехал от Порта Байкал до Култука министр путей железнодорожного сообщения князь М.И. Хилков), а 15 октября 1905 г. открыто постоянное движение [25].

Сегодня КБЖД это не только исторический памятник, отражающий героический период строительства Транссиба. КБЖД - неотъемлемая составляющая туристских ресурсов Байкальского региона, туристский объект, привлекающий своей необычностью как российских туристов, так и зарубежных. Кругобайкалка является архитектурно-ландшафтным заповедником, где на относительно небольшом участке побережья Байкала сконцентрировано огромное количество инженерных сооружений, многие из которых не только уникальны, но и чрезвычайно живописны. Туристская ценность КБЖД еще и в том, что она позволяет турфирмам показывать своим клиентам Байкал в любое время года.

Байкальский тракт (старое название Заморский тракт) - автомобильная дорога в Иркутской области, связывающая Иркутск и пос. Литвянка на Байкале (у истока р. Ангары). Является частью федеральной трассы М55. Протяжённость - 68 км. Непосредственно примыкают к Байкальскому тракту следующие населённые пункты (по направлению из Иркутска в Листвянку): Иркутск, Новая Лисиха, Бурдаковка, Большая речка, Ангарские хутора, Никола, Листвянка. Байкальский (Заморский) тракт проложен в XVIII веке. Он соединял Иркутскую губернию и Забайкальскую область. Начинаясь в черте Иркутска, тракт проходил через селения Разводная, Тальцинское, Никольское, Лиственичное. В летнее время путь продолжался через озеро Байкал в Забайкалье на пароходах. Зимой с середины января) устанавливалась "ледяная дорога" по Байкалу. По Байкальскому тракту перевозили грузы, почту, пассажиров, проходили арестантские партии.

В 1890-е гг. почту по Байкальскому тракту перевозили еженедельно по четвергам. В границах Иркутской губернии на Байкальский тракт были устроены 3 почтовые станции: Патроновская, Тальцинская, Лиственичная. Расстояние между ними в среднем составляло 20,3 версты. В 1860-е на почтовых станциях Байкальского тракта для почтово-пассажирских перевозок находилось по 9 пар почтовых лошадей, 2 пары обывательских (на каждой станции) и 1 этапная (4 пары лошадей). В 1889 - 54 лошади (по 18 лошадей на каждой станции). В 1889 г. казна за содержание почтовых лошадей на Байкальском тракте заплатила их владельцам 38 322 р. Путешествие по Байкальскому тракту от г. Иркутска до станции Лиственичная стоило путнику в конце XIX - нач. ХХ 1 рубль 83 копейки. Плата взималась за один перегон; определялась расстоянием между станциями. Стоимость версты пути устанавливалась в размере 3 копейки. Перевозки, содержание почтовых станций, ремонтные работы на Байкальском тракте выполняли крестьяне прибайкальских селений Иркутской губернии и Забайкальской области [25].

Глава 2. Туристико-рекреационный потенциал района Байкальского региона