Введение
Актуальность исследования. Проблема самореализации занимает центральное место в гуманистической психологии, которая считается одной из наиболее интенсивно развивающихся отраслей психологии. Важность исследования данной проблемы обусловлена еще и тем, что до сих пор не изучена психологическая обусловленность самореализации средствами физической рекреации.
Особенностью изучения данной проблемы в работах отечественных авторов является то, что физическая рекреация рассматривается как фактор успешности человека вообще, либо в конкретных сферах деятельности чаще в учебной, либо оценивается роль физической рекреационной деятельности в формировании определенных качеств личности - повышении самооценки, развитии коммуникативных качеств, изменении эмоционального состояния - улучшении настроения, которые способствуют успешности в жизни и самореализации.
В данной работе физическая рекреация рассматривалась в контексте отношения к ней различных социальных групп. Авторы, изучающие проблему отношения к физической рекреации в качестве фактора самореализации личности, затрагивают лишь проблему влияния физической рекреационной активности на самореализацию (Закревская Н.Г., 2000; Никитина А.А., 2002; Рыжкин Ю.Е., 1997, 2002; Филимонова С.И., 2000), но не рассматривают отношение к физической рекреационной деятельности как фактор самореализации личности. Отношение к физической рекреации исследовалось на основе новых, современных положений и критериев отношений - активности, потребности и удовлетворенности занятиями (по А.Н. Николаеву).
В работе представлена попытка теоретического обобщения и экспериментального обоснования отдельных положений по вопросу об отношении к физической рекреации как фактору самореализации личности. Учитывая недостаточность эмпирических данных по данному вопросу, его изучение имеет высокую актуальность.
Объект исследования - физическая рекреационная активность.
Предмет исследования - самореализация личности подростков посредством физической рекреационной активности.
Гипотеза исследования: Предполагалось, что позитивное отношение к внеурочным спортивным занятиям, в частности, к кружку, является одним из факторов самореализации личности подростка.
Цель исследования: установление характера влияния потребности, активности и удовлетворенности физической рекреацией на показатели самореализации личности подростка.
Задачи исследования:
1. Проанализировать научно-методическую литературу по проблеме исследования.
2. Рассмотреть возможность использования спортивного туризма как одного из ресурсов самореализации личности подростков.
3. Определить выраженность показателей самореализации у подростков.
4. Установить особенности взаимосвязи отношения подростков к физической рекреации и их самореализации.
Практическая значимость. Результаты данного исследования могут быть использованы в работе завуча, методистов и инструкторов по спортивному туризму с целью повышения уровня самореализации личности подростков.
Структура работы. Работа состоит из введения, трех глав, выводов. Работа изложена на 53 страницах. Список литературы включает в себя 33 источника литературы.
Основой исследования являются современные теории: физической рекреации - Г.П. Виноградова (1997, 1998, 1999), В.М. Выдрина (1987, 1989, 1995), Б.В. Евстафьева (1985), Л.И. Лубышевой (2001), Г.С. Никифорова (2000), Н.И. Пономарева (1975, 1989), Ю.Е. Рыжкина (1997, 2001, 2002) и самореализации личности - К.А. Альбухановой-Славской (1991, 1995), Л.И. Анциферовой (1990. 1994), А.Н. Леонтьева (1994), Д.А. Леонтьева (1997), Л.А. Коростылевой (1998, 2000, 2001), А.А. Реана (2000, 2001).