logo
Анализ и педагогический контроль за динамикой физической подготовленности школьников старших классов

Введение

Современные условия жизни предъявляют высокие требования к уровню физического развития, работоспособности и защитным силам организма человека. Физическое воспитание детей школьного возраста эффективно стимулирует положительные функциональные и морфологические изменения в формирующемся организме, активно влияет на развитие двигательных способностей.

Физическое воспитание школьников должно обеспечить каждому ученику, участвующему в образовательном процессе, достаточный и необходимый минимум теоретической, технической и физической подготовленности, которые направлены на обеспечение базы в освоении физической культуры для жизнедеятельности, для развития личности, для формирования здоровья и здорового образа жизни. Анализ состояния физической подготовленности детей и учащейся молодежи показывает, что за последнее десятилетие количество учащихся, имеющих низкую оценку физической подготовленности, увеличилось в три раза и достигло у юношей 50,8%, у девушек - 58,8%. Лишь 7% учащейся молодежи вовлечены в занятия физической культурой и спортом, вместе с тем, недостаточная двигательная активность является причиной высокой заболеваемости детей и учащейся молодежи

Проблеме физической подготовки и возрастного развития физических качеств школьников посвящены работы Ашмарина Б.А. и других специалистов в области физической культуры, считающих, что двигательная подготовленность является важным компонентом здоровья учащихся, а её улучшение одной из главных задач физического воспитания в школе [1]. Для целесообразной и эффективной организации занятий физической культурой необходимо иметь истинную информацию об уровне физической подготовленности школьников на каждом этапе их обучения. Наличие этой информации, особенно на этапе формирования двигательных функций, имеет большое практическое значение. Поэтому оценка эффективности физического воспитания в школе должна производиться с одной стороны, по состоянию здоровья учащихся, а с другой - по уровню развития основных физических качеств, т.е. по уровню физической подготовленности учащихся. Физическое состояние и работоспособность школьников изменяются под влиянием внешней среды, учебных занятий по физическому воспитанию и на занятиях в секциях. В связи с этим, своевременный контроль и оценка подготовленности школьников позволяют рационально строить учебный процесс и определить его эффективность, считает Верхошанский Ю.В.[2].

Педагогический контроль является одним из важных факторов повышения эффективности управления процессом физического воспитания учащихся общеобразовательной школы. Систематическое наблюдение за двигательной подготовленностью каждого отдельного ученика позволяет своевременно наблюдать картину развития двигательных качеств и навыков, выявлять отстающие и, на основе дифференцированного подхода с помощью специальных педагогических воздействий, достигать необходимого эффекта в решении задач физического воспитания детей школьного возраста.

Исходя из этого, вытекают следующие вопросы по дипломной теме:

Цель данной темы: исследовать физическую подготовленность школьников старших классов.

Задачи:

1. дать общую характеристику физической подготовленности школьников старших классов;

2. разработать комплексные упражнения для развития физической подготовленности (силы, выносливости, быстроты, гибкости, ловкости и т.д.);

3. определить физические показатели школьников 11 класса и школьников 10 и 11 классов занимающихся в секции баскетбола.

Предмет исследования: организация и проведение исследований по развитию физической подготовленности школьников и школьников-баскетболистов как фактор повышения уровня физического развития старшеклассников и в особенности детей занимающихся в спортивных секциях.

Объект исследования: Сборная команда по баскетболу средней школы №22 из учащихся 10-11 классов г. Костаная и учащиеся 11 классов этой же школы.

Физическое развитие детей школьного возраста эффективно стимулирует процесс естественных морфофункциональных свойств всего организма в течение индивидуальной жизни, и в особенности в период 15-17 лет, где происходит процесс изменения форм и функций организма, либо под воздействием естественных условий (питания, труда и быта), либо под воздействием целенаправленного использования специальных физических упражнений.

Что те физические упражнения по различным дисциплинам (видам спорта), которые преподаются в школе, согласно учебной, программы по 2-3 часа в неделю, недостаточно влияют на нормальное физическое развитие детей, тем более, если взять то, что до 40-50 % являются освобожденных от физической культуры. Поэтому наши исследования показали, что те школьники, которые занимаются в секции баскетбола, опережают на 10-15 %. тех школьников, которые посещают только урок физкультуры. Общее количество применяемых упражнений, в тренировочном процессе в секции баскетбола различных модификаций, для различных групп мышц, несколько разнообразней и в большем количестве.