Анализ и перспективы развития российских гостиничных сетей
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. В настоящее время для развития мировой гостиничной индустрии характерна глобализация и интеграция бизнеса, проявляющиеся в создании крупных корпораций и гостиничных сетей. Объединение отелей в единую гостиничную сеть с созданием уникального сетевого гостиничного бренда является сегодня наиболее распространенной в мировой практике формой управления гостиничными предприятиями. Практически все международные гостиничные сети, независимо от их рейтинга, испытывая на себе постоянное давление жесткой конкурентной борьбы, ищут любые возможности для увеличения своего потенциала. В мире сложилось более 300 гостиничных сетей, вышедших за рамки национальных границ, на долю которых приходится более 50% гостиничных номеров.
Процесс роста значения гостиничных сетей в управлении мировым гостиничным хозяйством характеризуется существенным противоречием: с одной стороны, - укрупняются международные гостиничные корпорации, с другой, - всё больше стран создают собственные национальные гостиничные сети, которые успешно конкурируют с международными монополиями.
Современные условия конкуренции отечественного гостиничного бизнеса с международными гостиничными сетями вынудили российскую индустрию гостеприимства начать активную работу по адаптации к изменившимся экономическим условиям хозяйствования и поиску эффективных методов формирования конкурентных преимуществ. Причем таких методов, которые бы исключали односложные представления, связанные преимущественно с ценовой или демпинговой политикой, а включали бы комплексные подходы, в которых доминируют качество, профессионализм, уникальность гостиничного продукта, эффективный менеджмент.
Вопросам эффективного управления гостиничными сетями посвящено немало исследований.
Различные аспекты организации, управления и экономики сферы туризма и госте-приимства отражены в трудах: В.И. Азара, А.Ю. Александровой, М.А. Жуковой, Н.А.Зайцевой, В.С. Катькало, Г.А. Папиряна, А.В. Сорокиной, А.Д. Чудновского, В.Н. Шемраковой и других. Данной проблеме посвящены работы таких зарубежных исследователей, как: Дж. Боуэна, Ф. Котлера, Е.Ю. Драгныша, С. Медлика, Дж. Уокера и др.
Вместе с тем, стагнация развития национальных гостиничных сетей в России, рост конкуренции со стороны международных гостиничных компаний, которые активно приходят на российский гостиничный рынок, смена приоритетов в устремлениях туристов (повышение качества жизни, рост доходов, высокие требования к качеству обслуживания и т.д.), требуют решения новых задач, связанных с необходимостью адекватного реагирования российских гостиниц на существенное изменение как внешней, так и внутренней среды их функционирования. К сожалению, исследования в этой области носят разрозненный, фрагментарный характер и далеки пока от разработки комплексного методического обеспечения по формированию конкурентоспособных стратегий развития национальных гостиничных сетей в России в современных и перспективных условиях. Поэтому тема данного исследования является, безусловно, актуальной и имеет как теоретическую, так и существенную практическую значимость.
Цель и задачи исследования. Целью является анализ и изучение перспектив развития гостиничных сетей.
Данная цель определила необходимость постановки и решения следующих основных задач:
- сформулировать особенности гостиницы как объекта стратегического управления;
- определить преимущества сетевой организации гостиничного бизнеса;
- рассмотреть типологию стратегий развития гостиничных цепей;
- провести анализ гостиничного рынка;
- дать краткую характеристику сети гостиниц « Гелиопарк»;
- провести стратегический анализ сети гостиниц «Гелиопарк» ;
- определить основные направления развития сети гостиниц «Гелиопарк»
- дать экономическое обоснование предложенной стратегии развития сети гостиниц «Гелиопарк».
Объектом исследования является международная гостиничная сеть «Гелиопрак».
Предметом исследования являются экономические отношения в сфере гостеприимства, а также процессы взаимодействия экономических субъектов и их функции по совершенствованию управления, как отдельной национальной гостиничной сетью, так и всем российским гостиничным комплексом.
Теоретической и методологической основой исследования послужили труды российских и зарубежных ученых, а также практиков по организационно-экономическим проблемам развития международных и национальных гостиничных сетей и сферы гостеприимства в целом, а также положения экономической теории, менеджмента, теории организации, теории стратегического планирования. В процессе исследования использовались методы экономического и системного анализа, статистические методы, метод экспертных оценок, а также применялись комплексные логические подходы к изучению вопросов развития сетевого гостиничного бизнеса. Работа опирается на законодательство и нормативно-правовые акты Российской Федерации в сфере регулирования гостиничного и туристского комплекса.