1.3 Характеристика информационно-методического отдела Центральной библиотеки МБУК «ЦБС»
Значительную роль в социокультурной сфере играет методическая деятельность.
Методические решения и рекомендации должны быть основаны на глубоком анализе практической деятельности учреждений и достижений науки, т. е. быть результатом научно-исследовательской работы.
Методическое обеспечение социально-культурной деятельности осуществляется на основе принципов научности, оперативности, дифференцированного подхода.
В Центральной библиотеке в информационно-методическом отделе работают 3 сотрудника.
Организационная структура информационно-методического отдела представлена на рис. 1.
Рис. 1. Организационная структура информационно-методического отдела Центральной библиотеки МБУК «ЦБС»
Информационно-методический отдел (ИМО) представляет собой функциональное структурное подразделение Центральной библиотеки и является координирующим методическим и информационным центром для всех библиотек МБУК «ЦБС».
ИМО осуществляет организованное руководство и контроль за основными направлениями профессиональной работы библиотек в сфере библиотечного обслуживания населения, и оказания методической помощи в планировании, реализации и перспективного развития библиотечной работы в библиотеках г. Инты и Интинского района.
· анализ и составление нормативно-правовых документов, регламентирующих деятельность библиотек МБУК «ЦБС» по обслуживанию населения на территории МОГО «Инта»;
· разработка и составление перспективных, текущих статистических планов и отчетов по работе МБУК «ЦБС»;
· осуществление анализа деятельности библиотек МБУК «ЦБС»;
· изучение, обобщение, использование опыта работы с читателями;
· оказание методической помощи библиотекам МБУК «ЦБС» по организации библиотечного обслуживания населения;
· оказание консультативной помощи библиотечным работникам МБУК «ЦБС» по внедрению современных форм обслуживания читателей;
· обеспечение сбора, хранения и предоставления информации по вопросам теории и практики библиотечной работы;
· сотрудничество с образовательными, информационными, культурными учреждениями;
· оказание на договорных условиях методической, информационной, консультативной помощи библиотекам других систем и ведомств;
· формирование позитивного образа библиотек МБУК «ЦБС» в глазах общественности;
· осуществление рекламы библиотечной работы МБУК «ЦБС»;
· организация работы по повышению квалификации библиотечных сотрудников;
· осуществление работы по реализации государственных и муниципальных программ развития библиотечного дела;
· инициирование проектов, программ, конкурсов (авторских и коллективных).
Методическое руководство - это целенаправленный непрерывный и динамичный процесс воздействия методического центра на все звенья подведомственной библиотечной сети. Оно основано на аналитической, обобщающей и организаторской работе по совершенствованию всех направлений деятельности библиотечной системы и каждой отдельной библиотеки.
Оказание централизованной методической помощи способствует унификации библиотечной технологии, стандартизации технических операций, что, в свою очередь, сказывается на качестве библиотечно-библиографического и информационного обслуживания читателей.
Информационно-методическое обслуживание осуществляют на двух этапах. На первом выступают специалисты культурно-просветительных учреждений. Их профессиональные запросы и квалификационный уровень определяют отбор содержания и форм передачи новых знаний в области культурно-просветительной работы. Важнейшим моментом развития функции на этом этапе является установление непосредственных отношений методических органов, методистов с культурно-просветительными работниками. Узнавание и учет профессиональных запросов специалистов служат сближению субъекта и объекта методического руководства,
На втором этапе задачи информационно-методического обслуживания состоят в переходе от удовлетворения запросов специалистов к удовлетворению потребностей культурно-просветительных учреждений, т.е. от обслуживания субъективных потребностей к обеспечению проблем. На этом этане объектом методического обслуживания выступают объективно существующие, актуальные проблемы, которые приходится решать культурно-просветительным учреждениям. Например, такими проблемами в настоящее время являются осуществление интеграции деятельности учреждений, входящих в состав культурно-спортивных комплексов, или поиски методик антиалкогольного воспитания в сфере свободного времени и т.д.
Информационно-методическое обеспечение - это активная форма избирательного взаимодействия органов методического руководства с соответствующими обслуживаемыми категориями работников и организаций.
Совершенствование функции информационно-методического обслуживания и обеспечения чрезвычайно важно, так как ее реализация выступает фактором дальнейшего развития характера потребностей культурно-просветительных учреждений.
Таким образом, очевидно, что, с одной стороны, обеспечивая культурно-просветительных работников знаниями о новом опыте и организуя процессы его внедрения, методические органы тем самым осуществляют методическое обслуживание специалистов. Но, с другой стороны, исходя из актуальности определенных проблем науки и практики методические учреждения расширяют профессиональные представления культурно-просветительных работников, мотивируют будущие их творческие решения в области организации досуга населения, формируют представления о конкретном положении дел, стимулируют творческий поиск, ставят назревшие в области методики культурно-просветительной работы вопросы, указывают на наличие благоприятных возможностей для их разрешения.
Создание некоего «мотивационного поля» и «задела» будущих решений в области построения, организации и осуществления воспитательной работы - важнейшая задача функции стимулирования.
Функция внедрения в целом обеспечивает специалистов полной и своевременной информацией о всех достижениях в методике культурно-просветительной работы. Это создает психологически очень важное настроение для успешной творческой работы, помогает определить направления собственного поиска.
- Введение
- Глава 1. Теория
- 1.1 Общая характеристика предприятия
- 1.2 Основные показатели работы МБУК «ЦБС» в 2014 году
- 1.3 Характеристика информационно-методического отдела Центральной библиотеки МБУК «ЦБС»
- Глава 2. Практика
- 2.1 Обязанности во время прохождения практики
- 2.2 Анализ работы Центральной библиотеки по экологическому просвещению
- 2.3 Отчет по индивидуальному заданию. Методическая разработка авторской экскурсии «По улицам Инты»