«Встреча с городом» как форма организации совмесной деятельности воспитателя с детьми
Авторы:
Солнцева Ольга Викторовна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры дошкольной педагогики Института детства Российского государственного педагогического университета им. А.И.Герцена. Коренева-Леонтьева Екатерина Владиславовна, педагог-психолог ГДОУ № 25 Центра развития ребенка Центрального района г. Санкт-Петербурга.
Краткая аннотация.
Статья раскрывает подходы к организации одной из инновационных форм организации педагогического процесса дошкольного образовательного учреждения. «Встреча с городом» рассматривается как одна из форм совместной деятельности воспитателя и детей, включающая разнообразные способы взаимодействия и обеспечивающая развитие творческого потенциала ребенка старшего дошкольного возраста. Основными методами организации «Встречи с городом» выступают: ситуации игрового моделирования, рассказывание дидактических сказок и историй, ассоциативные игры, детское экспериментирование и пр. Особенностью организации данной формы работы является использование современных электронно-коммуникативных технологий.
Текст статьи.
Реализация Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования предполагает решение задач краеведческого образования детей дошкольного возраста в как в рамках воспитания гражданской принадлежности ребенкак, так и в процессе реализации национально-регионального компонента программы. При реализации содержания краеведческого образования учитываются основные принципы, заложенные «Федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования». Поэтому содержание краеведческого образования соответствует:
принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка;
особенностям наглядно-образного мышления ребенка, способности к использованию в процессе познания творческого воображения, экспериментирования;
может быть реализовано в процессе совместной деятельности воспитателя и ребенка, организуемой еженедельно в течение 10-15 минут (что реализует принцип приближения к разумному «минимуму»);
обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в процессе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые развивают у ребенка дошкольного возраста интерес к родному городу, любовь к своей малой Родине;
строится с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей;
основывается на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса;
предполагает построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой организации краеведческого образования является «Встреча с городом», предполагающая включение игровой деятельности.
Слово «встреча» буквально обозначает собрание, устраиваемое с целью знакомства с кем-нибудь, беседы. Оно происходит от слова «встретить» -воспринять какое-нибудь событие, оказаться его свидетелем, участником. Организуя восприятие ребенком родного города важно, чтобы он включился в сюжетно-событийный контекст, связанный с культурным наследием города, почувствовал себя участником исторических событий. Это обеспечивает развитие у ребенка чувства принадлежности к родному краю, сопричастности его истории.
Встреча с городом» - форма совместной деятельности воспитателя и детей, предоставляющая детям возможность увидеть объекты культурного наследия родного города, узнать о них, проникнуться отношением к ним и выразить его в творческой деятельности – рисовании, речевом творчестве и др.
Встречи с городом для детей дошкольного возраста организуются преимущественно в виртуальном пространстве с использованием компьютерной презентации. Это обусловлено рядом причин:
во-первых, необходимо учитывать, что многие детали городского убранства труднодоступны для обозрения даже с высоты роста взрослого человека.
Ребенок не может рассмотреть то, что видно взрослому, а куда-то просто трудно доехать. Поэтому на помощь ребенку и педагогу, могут придти компьютерные технологии (например, мультимедиа презентации на основе технологии презентации Microsoft Office Power Point 2007);
во-вторых, мультимедиа презентация позволяет не только приблизить объект к ребенку, рассмотреть его с разных точек зрения, дает возможность кругового обзора, что необходимо для правильной организации рассматривания архитектурных сооружений и скульптуры;
в-третьих, мультимедиа презентация помогает в формировании у ребенка зрительного ассоциативного ряда, который необходим для понимания специфики воспринимаемого объекта.
При этом «Встреча с городом» не заменяет непосредственно восприятия ребенком городского пространства, а дополняет и углубляет его. Рассмотрим организацию «Встреч с городом» на примере ознакомления дошкольников с Санкт-Петербургом. «Встреча с городом» имеет трехчастную форму.
Начало встречи обеспечивает первоначальную заинтересованность детей в проблеме, вызывает интеллектуальные эмоции (удивление, предвкушение).
Основная часть встречи посвящена разгадыванию смыслов архитектурных сооружений и городской символики, построению «диалога» с ними. «Диалог» осуществляется через организацию восприятия декоративных элементов, скульптурного убранства зданий, раскрытие их смысла.
Завершение встречи направлено на формулирование итогового вывода, создание мотивации к дальнейшему познанию.
Каждая встреча имеет сюжетную канву, которая постепенно развертывается. Дети переходят от одного маленького открытия к другому. Происходит развитие и активизация интересов детей, творческих способностей, воображения. Создание эмоционально-положительного фона познания, организация поисковой деятельности ребенка, позволяет высказывать предположения, догадки и проверять их. Особое место в ходе «Встречи…» уделяется поиску ассоциаций и установлению ассоциативных связей между образами. Именно эта особенность мышления позволяет детям запоминать материал встречи, а затем извлекать нужное содержание из памяти.
Основой построения диалога между педагогом и ребенком по ходу «Встречи…» выступает проблемное обсуждение. Проблемное обсуждение позволяет педагогу выстроить процесс визуального восприятия культурного наследия города ребенком, делает его интерактивным, вербализует создаваемые ребенком образы и гипотезы. У ребенка развивается способность высказывать предположения и догадки, сравнивать приобретаемые знания с высказываемыми ранее предположениями.
Встреча имеет «открытый» конец, который позволяет продолжать делать открытия и после её завершения. Например, «Найти ближайший к зданию детского сада меандр и раскрыть его тайну», «Найти ближайшего к зданию детского сада льва, и узнать, кто он (символ ума, благородства, великодушия, доблести, справедливости, гордости, триумфа, бдительности и храбрости).
Виды «Встреч с городом» для детей старшего дошкольного возраста:
«Встреча-сказка (история»).
«Встреча-путешествие».
«Встреча-экскурсия».