2.2 Анализ социально-психологического климата в коллективе
В виду недостаточной разработанности проблемы было проведено конкретное исследование социально-психологических отношений в коллективе. Данное исследование проводилось в течение мая 2008 г. Исследование проводилось методом анкетного опроса, в котором участвовало 45 человек. Была разработана специальная анкета (см. Приложение 2).
В ходе исследования были получены следующие результаты. На вопрос «Нравится ли вам работать в данном коллективе?» представителями отдела были даны следующие ответы: 64% респондентов заявили, что им нравится работать в этом коллективе, 36% респондентов отказались отвечать на данный вопрос, и никто не заявил о негативном отношении к данному коллективу – см. таблицу 2.1.
Таблица 1 Нравиться ли вам работать в вашем коллективе?
варианты ответов | нравиться работать | не нравиться работать | затрудняются отвечать | всего |
% | 64% | 0% | 36% | 100% |
Данные, полученные в ходе анкетирования следует дополнить и результатами интервьюирования, которое показало, что уровень сплочённости мужского коллектива по определенным критериям (межличностные отношения в деловой сфере, в досуговой сфере и кризисной ситуации) оказался средним, при этом уровень групповой разобщённости - очень низким, наиболее высокие показатели были выявлены в деловой сфере.
На вопрос «Есть ли в вашем коллективе неформальные группы?» были получены следующие данные (см. Диграмму 1):
73% - есть неформальные группы
9% - нет неформальных групп
18% - затрудняются отвечать
Диаграмма 1 Наличие неформальных групп
При этом дружеские отношения с коллегами сложились у 0% респондентов, товарищеские отношения - у 18% респондентов, нейтральные отношения - 82%, враждебных и конфликтных отношений с коллегами не сложилось ни у кого.
По результатам интервьюирования можно сделать следующие выводы: в коллективе нет больших постоянных неформальных групп и характер лидерства можно определить как ситуативный. Только в двух случаях об одном члене коллектива были получены резко негативные отзывы, это может свидетельствовать о нейтральном социально-психологическом климате в коллективе.
На вопрос: «Какие факторы играли главную роль при формировании отношений в коллективе?» ответы работников отдела распределились следующим образом (Диаграмма 2.):
3% - личные качества;
3,3% - совместимость характеров;
1% - условия организации труда;
0% - стиль управления;
0,7% - профессионализм сотрудников.
Диаграмма 2 Факторы, формирующие отношения в коллективе
На первое место выходят личные качества сотрудников, на второе - совместимость характеров, третье - условия организации труда, четвёртое - профессионализм сотрудников, вариант «стиль управления» никем не был выбран.
Таким образом, мнение коллектива по основным моментам следующее - главными факторами выделяют «личные качества сотрудников» и «совместимость характеров», т.е. преимущественно психологические характеристики отдельной личности влияют на формирование отношений в коллективе.
Уровень конфликтности коллектива можно проследить по следующим вопросам: «Какие виды конфликтов возникают наиболее часто?» и «Кто обычно выступает инициатором разрешения конфликтов?». В ходе исследования были получены следующие результаты (Таблица 2): в мужском коллективе наиболее частыми являются конфликты «начальник - подчинённый» и «начальник-коллектив», 46% и 36% соответственно, при этом в качестве инициатора разрешения конфликта на первое место выходи руководство - 64%, отдельные работники - 9%, и достаточно распространённым является вариант - «никто» -27%. Что может свидетельствовать о ярком примере авторитарного стиля управления и попытками руководства не замечать проблемы работников. Среди самих работников уровень конфликтности крайне низкий (18%).
Таблица 2 «Какие виды конфликтов возникают наиболее часто?» и «Кто обычно выступает инициатором разрешения конфликтов?»
виды конфликтов инициатор разрешений конфликта | начальник-начальник | начальник-подчиненный | начальник-коллектив | коллектив-работник | работник-работник | всего |
руководство | 0 | 20 | 40 | 10 | 0 | 7/64% |
коллектив | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0/0% |
отдельные работники | 0 | 0 | 0 | 10 | 0 | 1/9% |
никто | 0 | 30 | 0 | 0 | 0 | 3/27% |
сумма | 0/0% | 5/46% | 4/36% | 2/18% | 0/0% | 11/100% |
Таким образом, можно сделать следующий вывод, руководство при решении производственных вопросов применяет авторитарный стиль управления, а для решения вопросов межличностного характера использует методы демократического стиля управления. То есть, социально-психологический климат достаточно благоприятный, но в мужском коллективе наблюдается определённая отчуждённость руководства от коллектива.
Следующая группа вопросов ставила задачу определить на что ориентировались респонденты при выборе места работы и какие ценности наиболее характерны для коллектива. На вопрос «На что вы ориентировались при выборе рабочего места?» представители коллектива отдела ответили следующим образом (Диаграмма 3):
3% - уровень заработной платы;
0% - удобное месторасположение;
0,4 % - возможность карьерного роста;
0% - престижность профессии;
0% - дружеские отношения в коллективе;
0% - руководство
0,6% - не было выбора.
Диаграмма 3 Основные ориентиры при выборе рабочего места
Приоритетным показателем стал уровень заработной платы, на второе место выходит вариант «не было другого выбора», третье место - «возможность карьерного роста», а остальные варианты (место расположения, престиж профессии, дружеские отношения в коллективе, руководство) не получили ни одного выбора.
Интересную картину дают ответы на вопрос: «Отметьте значение отношений в коллективе при выборе вами рабочего места?». При этом представители коллектива (Диаграмма 4) практически единогласно определяют их как «безразлично» - 91%.
Диаграмма 4 Значение отношений в коллективе при выборе рабочего места
Группировка вопросов «Уровень образования» и «Что более всего вы цените в вашем коллективе?» дала следующие результаты. В коллективе отдела наиболее ценным является «взаимопомощь» - 46%, для респондентов со средне-профессиональным (36%) и высшим (28%) образованием. (Таблица3).
Таблица 3 «Уровень образования» и «Что более всего вы цените в вашем коллективе?»
уровень образования ценности коллектива | неполное среднее | среднее | средне професси-ональное | высшее | всего |
взаимопомощь | 20 | 0 | 20 | 10 | 5/46% |
независимость | 0 | 0 | 0 | 10 | 1/9% |
возможность поговорить «по душам» | 0 | 10 | 0 | 0 | 1/9% |
возможность получить информацию | 0 | 0 | 20 | 0 | 2/18% |
ничего | 0 | 10 | 0 | 10 | 2/18% |
сумма | 2/18% | 2/18% | 4/36% | 3/28% | 11/100% |
Подобные ответы отдела в определении основных ценностей коллектива можно также объяснить наличием благоприятного социально-психологического климата в коллективе. При этом на вопрос «Определите состояние климата вашего коллектива?» были получены следующие данные (Диаграмма 5):
21% - отличный,
36% - хороший,
32% - нейтральный,
11% - плохой,
0% -очень плохой.
Диаграмма 5 Общее состояние климата коллектива
В среднем наиболее приоритетным в коллективе является демократический стиль управления (10 из 10 баллов), авторитарный и попустительский стили управления получили соответственно З из 10 и 2 из 10. При этом 91% респондентов определили стиль управления в своём коллективе как авторитарный и 9% - как попустительский, что, по всей видимости, можно определить различным подходом руководства к подчинённым, либо неосведомлённости подчинённых, поскольку из вышеизложенного картина управления данным коллективом даёт возможность говорить о применении руководством авторитарного стиля управления. Из полученных данных видно, что такой подход не в полной мере устраивает работников и приводит к тенденции разобщённости коллектива.
Одной из задач исследования было выявление закономерности влияния стиля управления на формирование благоприятного стиля управления и уровня конфликтности в коллективе. В ходе группировки вопросов: «Оцените климат вашего коллектива?» и «Какой стиль управления в вашем коллективе?», были получены следующие данные: респонденты практически единогласны в том, что при нейтральном климате коллектива (100%) руководство применяет авторитарный стиль управления (91%).
Средний возраст сотрудников составляет 31 год. По уровню образования коллектив делится следующим образом (Диаграмма 6): высшее образование - 27%, средне-специальное - 36%, среднее - 18%, неполное среднее -18%.
Диаграмма 6 Уровень образования членов коллектива «Евроград»
Вывод: в коллективе отдела социально-психологический климат определяется самими рабочими как нейтральный, что подтверждается результатами исследования. Таким образом, можно сделать вывод, что большинство работников устраивает такое положение в коллективе. Межличностных конфликтов практически не наблюдается, наиболее распространёнными являются конфликты работников с руководством, из чего можно сделать вывод, что главная проблема данного коллектива - косность системы управления, что не всегда положительно влияет на формирование благоприятного социально-психологического климата в коллективе.
- Глава 1. Сущность конфликтов на предприятии
- 1.1 Понятие, сущность, причины и виды конфликтов
- 1.2 Технологии разрешения организационными конфликтами
- 1.3 Методы разрешения конфликтов
- Глава 2. Анализ возникновения конфликтов в организации на примере предприятия.
- 2.1 Характеристика предприятия ооо «ролис»
- 2.2 Анализ социально-психологического климата в коллективе
- 3.3 Рекомендации по управлению конфликтами на предприятии