logo
туризм 16-22

20Туристский продукт. Составные части туристского продукта.

Предметом купли-продажи на туристском рынке является – туристский продукт.

В литературе этому понятию дается классическое определение.

Туристский продукт – это совокупность вещественных (предметы потребления), невещественных (услуги) потребительских стоимостей, необходимых для полного удовлетворения потреб¬ностей туристов, возникающих во время их путешествия.

Товарной формой туристского продукта является потребительский комплекс, состоящий из трех частей:

– тура;

– дополнительных туристских услуг;

– туристских товаров.

1. Туры являются базовой составляющей туристского продукта.

Тур – первичная единица туристского продукта, реализуемая клиенту как единое целое, продукт труда туроператора на опре-деленный маршрут и в конкретные сроки.

Тур – поездка (путешествие), обусловленная определенной целью, в течение установленного срока и по определенному маршруту, осуществляемая физическими лицами самостоятельно или организуемая туристскими организациями, а также лицами, осуществляющими экскурсионную деятельность.

Обязательную программу – то есть тур, туроператор оформит в виде договора о реализации туристского продукта, туристской путевки или туристского ваучера – документа, в котором гарантированы все обязательные для фирмы и клиента услуги.

2. Дополнительные туристско-экскурсионные услуги. Деление услуг на основные и дополнительные условно, поскольку существенных отличий с точки зрения потребительских свойств между ними нет.

Разница между основными и дополнительными услугами состоит в их соотношении с первоначально приобретенным пакетом услуг.

Услуги, включенные в основную программу и оформленные путевкой, относятся к основным, а дополнительные услуги турист приобретает самостоятельно за дополнительную плату в месте пребывания, стоимость этих услуг не входит в стоимость путевки.

Таким образом, дополнительные туристско-экскурсионные услуги – услуги, не предусмотренные договором, ваучером или путевкой, доводимые до потребителя в режиме его свободного выбора.

К ним часто относятся:

– услуги по страхованию туристов;

– услуги по прокату;

– телефон;

– бытовое обслуживание;

– почта;

– обмен валюты;

– дополнительное питание;

– общественный транспорт;

– аренда автомобиля;

– хранение вещей и.т.п.

3. Туристские товары. Кроме услуг туристу могут быть предоставлены специфические товары. Товары туристского спроса являются:

Специфической материальной частью туристского продукта – к ним относятся: туристские планы и карты городов, открытки, буклеты, сувениры, туристское снаряжение и т. п., выпускаемые с целевым назначением для туристов;

Неспецифической частью туристского продукта – к ним относятся: товары, которые являются дефицитными или более дорогими в местах постоянного проживания туристов (шопинговые).

21. Тур – первичная единица туристского продукта

В Законе РФ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» понятие тура определяется как «комплекс услуг по перевозке и размещению, оказываемых за общую цену (независимо от включения в общую цену стоимости экскурсионного обслуживания и (или) других услуг) по договору о реализации туристского продукта».

В структуре тура можно выделить следующие элементы:

– туристский пакет;

– комплекс услуг на маршруте.

Туристский пакет. Если клиент просит организовать ему путешествие, то первое, что предлагает туроператор – туристский пакет

Туристский пакет – обязательный комплекс услуг, предоставляемый в путешествии по индивидуальному или групповому плану, который имеет серийный характер, предлагается в широкую продажу по более низкой цене.

Туристский пакет включает четыре обязательных элемента: туристский центр, транспорт, трансфер, услуги размещения.

1. Туристский центр – место отдыха туриста, включающее все его рекреационные возможности:

– природные;

– культурно-исторические;

– экологические;

– этнические;

– социально-демографические;

– инфраструктурные.

Этот элемент относится к обязательным, поскольку без объекта интереса невозможно организовать путешествие, его нужно обязательно выбрать.

Туристский центр представляет собой интегральный символ интереса, соединяющий в себе все мотивы индивидуума относительно рекреационных ресурсов.

Когда один человек приходит в туристское бюро и говорит, что он хотел бы поехать во Францию, другой – в Крым, а третий – в Пушкинские горы, то независимо от масштаба территории каждый турист выбирает свой объект. Для одного – это страна, для другого – регион, а для третьего – конкретное место. Независимо от индивидуального масштаба потребителя туроператор обязан свести его к единичному варианту – туристскому центру. Это связано с тем, что он обязан доставить туриста в конкретное место отдыха, потому что именно туда будет заказан транспорт, именно там будет заказана гостиница.

Поэтому если клиент говорит, что он хотел бы посетить Францию, то необходимо уточнить, какой именно район Франции его интересует, а затем помочь ему выбрать конкретный туристский центр. При этом будем помнить, что даже в одном городе, например в Москве, есть несколько туристских центров, поскольку проживание в самом центре города, или в районе Измайловского парка, или на Юго-Западе – это разный комплекс рекреационных возможностей, которые нельзя перенести в любое другое место.

2. Транспорт – средство передвижения, с помощью которого можно добраться до туристского центра.

Наиболее широко используется в качестве средства передвижения, без сомнения, самолет. На короткие расстояния – поезд, туристский автобус, автомобиль.

Большую часть затрат, обусловливающую стоимость турпакета, составляют затраты на перевозку. Чем более комфортабельный и скоростной вид транспорта используется, тем выше стоимость путешествия. В отношении скоростных видов транспорта необходимо заметить, что, несмотря на их дороговизну по сравнению с другими видами, они также используются на короткие расстояния, так как позволяют экономить время туристов для рекреационных целей.

3. Трансфер – доставка туриста от места прибытия, расположенного в стране пребывания (аэропорт, гавань, ж/д станция), к месту размещения (отель), где он будет проживать, и обратно.

Трансферы осуществляются с использованием автобусов, иногда такси или лимузинов, если такого типа трансферы включены в турпакет или затребованы туристом.

Строго говоря, трансфер – это любая перевозка туриста в границах туристского центра. Поэтому сюда относят также поездки из отеля в театр и обратно, в музей и т. п. Но эти трансферы обычно не включаются в туристский пакет, поскольку клиенты их не всегда воспринимают как обязательную услугу.

4. Услуги размещения – это конкретный отель, который предлагается туристу в туристском центре на время путешествия.

Размещение в отелях различается в соответствии с типом услуг гостеприимства, которые предлагают туристу. Это могут быть отели, мотели, виллы, апартаменты, ботели, кемпинги и т. д.

Услуги питания не включаются отдельным элементом в туристский пакет, поскольку в туризме они составляют часть услуг размещения. Принятые в туризме комбинации размещения и питания:

ВВ – гарни: размещение + завтрак;

НВ – полупансион: размещение + завтрак + ужин;

FP – полный пансион: размещение + завтрак + обед + ужин;

AI – «все включено»: предоставление постояльцу четырехразового питания и употребления закусок (кроме напитков) в течении всего светового дня (обычно до 00.00 часов);

UAI – «ультра-все-включено»: предоставление постояльцу четырехразового питания и возможности употребления закусок, включая безалкогольные напитки и алкогольные напитки местного производства в течении светового дня (обычно до 00.00 часов);

EAI – «экстра-все-включено»: предоставление постояльцу четырехразового питания и возможности употребления закусок, включая безалкогольные напитки и алкогольные напитки в течении светового дня (обычно до 00.00 часов).

Обычно турист имеет возможность выбрать и заказать любую из этих комбинаций, при этом, заказывая ВВ как вариант обслуживания, турист выбирает его отнюдь не из-за соображений экономии.

Действительно, туроператор получает значительные скидки при пакетировании услуг размещения и питания, поскольку гарантирует загрузку отелей и ресторанов. При этом «пакетные цены» могут быть в три-четыре раза ниже розничных.

Что же приобретает турист, выкупая комбинацию ВВ или НВ? Прежде всего, свободу выбора, поскольку в этом случае он может сам моделировать программу пребывания в туристском центре, по собственному усмотрению выбирая ресторан, или может отправиться на экскурсию, в которой обычно предусмотрен обед.

Таким образом, если клиент просит организовать ему путешествие, то первое, что предлагает туроператор – туристский пакет.

К примеру, если клиент просит организовать ему путешествие в Париж, то первое, что предлагает туроператор – туристский пакет (дата, время вылета и номер рейса из «Шереметьево-2»; дата и время прилета в аэропорт «Шарль-де-Голь»; название фирмы или имя встречающего лица; проезд от аэропорта до отеля «Риц»; размещение в двухкомнатном номере отеля по категории «ВВ»; дата и время выезда из отеля в аэропорт; дата, время вылета и номер рейса из аэропорта «Шарль-де-Голь»).

И только потом, туроператор интересуется, есть ли еще какие-то обязательные услуги, которые клиент хотел бы иметь в Париже во время его посещения. Клиент просит включить в обязательную программу: обзорную экскурсию по Парижу «Пари-визвон»; поездку в Версаль с обедом; посещение ночного шоу «Лидо» или «Мулен Руж» с ужином; экскурсию на Эйфелеву башню с обедом; посещение Лувра и ужин в одном из ресторанов Сити; прогулку на теплоходе по Сене с обедом на теплоходе.

Это те условия, которые туроператор должен выполнить обязательно. Эти обязательные условия в туризме принято называть комплексом услуг на маршруте.

Комплекс услуг на маршруте – это комплекс услуг, включаемый туроператором в тур в зависимости от основной цели путешествия.

22. Классификация туров и маршрутов.

Существует много возможностей, позволяющих классифицировать туры и маршруты:

1. По формированию и содержанию пакета услуг тура при продаже различают:

– пакетные туры (пакет-туры, пэкидж-туры);

– инклюзив-туры;

– заказные туры.

Пакетный тур – серийный тур, предлагаемый в широкую продажу по более низкой цене и включающий только 4 базовых обязательных элемента: туристский центр, транспорт, услуги размещения, трансфер.

Турпакет является обязательной частью любого тура. Тур может быть больше турпакета или равен ему.

Инклюзив-тур (IT) – жесткий, заранее спланированный набор услуг, сориентированный на определенный вид туризма, а также на социальный класс туристов и их возраст. Состав услуг на инклюзив-туре при реализации не меняется. Турист вправе купить его целиком или вообще отказаться от него. Такой тур отличается единой для всех программой, единым графиком путешествия (автобусные, круизные туры).

Существуют следующие обозначения инклюзив-туров:

ITC – инклюзив-тур с чартерным авиарейсом;

ITX – инклюзив-тур с экскурсионной программой.

Наиболее распространенными инклюзив турами можно назвать маршрутные туры, когда на автобусе группа туристов совершает путешествие по нескольким городам и странам. Особенности подготовки и проведения такого тура (единая для всех программа, строго увязанная со сроками и графиком путешествия) не позволяют сделать его заказным. Инклюзивами являются также круизные туры, хобби-туры.

Инклюзив-туры организуются и предлагаются на популярных маршрутах (например, «Классическая Италия» или «Автобусом по Европе» и др.), в известные места туризма и отдыха, пользующиеся устойчивым спросом.

Инклюзив-туры дают возможность рассчитывать на специальные авиационные тарифы, предоставляемые авиакомпаниями турагентствам именно для этих туров. Инклюзив-тур для туристского тарифа в соответствии с требованиями Международной ассоциации воздушного транспорта (IATA) должен включать не менее трех услуг: авиаперелет, размещение в гостинице по всему маршруту путешествия и еще одну, любую, не связанную с первыми двумя (экскурсию, аренду автомобиля и т. д.).

Несмотря на колебания спроса на такие туры, они имеют определенные преимущества для дальнейшего их развития:

– в целом комплексная поездка стоит дешевле, чем набор услуг, покупаемых отдельно;

– турагентству легче советовать клиенту, какой выбрать маршрут, поскольку программа и цены услуг известны заранее;

– больше возможности показать привлекательность своего продукта.

К недостаткам инклюзив-туров относятся:

– наличие в таком туре услуг, не интересующих клиента;

– чрезмерная насыщенность программы;

– реклама такого тура привлекает не всех потребителей, а только определенную их часть.

Заказной тур – комплектуется по желанию и при непосредственном участии туриста. Это многовариантный тур, который состоит из турпакета и комплекса услуг на маршруте.

Турист имеет возможность выбирать вариант обслуживания по каждому виду услуг. Ему предлагают на выбор разные варианты обслуживания по каждому из видов услуг в предполагаемом им месте отдыха:

– размещение – разные по уровню, типу и месту расположе¬ния гостиницы;

– питание – разные варианты (полный или полупансион, или совсем без питания), шведский стол или «а ля карт» с обслужи¬ванием и т. д.;

– экскурсии, досугово-развлекательные услуги на выбор;

– транспортные услуги – варианты авиаперелета, железнодорожного проезда, аренды автомашины и т. д.;

– спортивные и курортные услуги – пользование такими программами на выбор, а также возможность трекинга или похода;

– визовые услуги, а также услуги страхования (в необходимых случаях) и т. д.

Как уже было сказано, турист сам участвует в составлении программы своего отдыха или путешествия. Выбранные туристом услуги формируются в программу тура, рассчитывается цена, которую турист оплачивает при приобретении пакета тура (турпутевки).

Обычно такие заказы формируются в агентствах и поступают затем для реализации к туроператору. Для обеспечения качественного и оперативного исполнения заказов в настоящее время в международном туризме широко используются компьютерные коммуникационные системы, пользователями которых являются многие турагентства и операторские компании мира. В международном туризме широко используется компьютерная и телефаксная связь, позволяющая оперативно (в течение полутора часов) решить проблему комплектации пакета, обсчета цены и продажи тура.

При заказных турах туроператору необходимо постоянно держать квоту неподтвержденных мест в гостиницах. При продаже могут быть разные запросы. Ему приходится работать с туристами, размещенными в разных гостиницах. Гораздо проще разместить туристов в одной гостинице и тем самым облегчить организацию их обслуживания.

Все туристские поездки совершаются на групповой или на индивидуальной основе в зависимости от личного характера туриста и его бюджета, а также от особенностей тура.

Индивидуальные поездки (как правило, это заказные туры) предоставляют туристу больше независимости и самостоятельности, но они более дорогие.

Групповые поездки (чаще всего инклюзив-туры), наоборот, более дешевые и доступны массовому туристу, но в них каждый участник обязан подчиняться установленному порядку путешествия.

Организация заказных индивидуальных поездок, как уже говорилось, является очень трудоемким процессом, требующим использования компьютерной техники для осуществления бронирования, диспетчеризации, расчетов и других операций.

Заказной индивидуальный туризм с экономической точки зрения очень выгоден для туристских фирм, так как дает более высокие валютные доходы в расчете на одного туриста по сравнению с доходами от групповых туристов. Поэтому в стратегии маркетинга российского туроперейтинга необходимо найти должное место мерам по развитию заказного индивидуального туризма на территории России, проведя в этом направлении соответст¬вующие исследования.

2. По построению трассы маршрута туры подразделяются на:

– линейные;

– радиальные (стационарные);

– кольцевые.

Линейные туры – с посещением нескольких пунктов обслуживания и несовпадением точек начала и завершения обслуживания (например, Сочи – Гагра – Сухуми)

Радиальные (стационарные) туры – как правило, с посещением одной точки обслуживания – одного города или места (например Москва – Санкт-Петербург – Москва

Кольцевые туры – с посещением нескольких пунктов обслуживания и совпадением точек начала и завершения обслуживания (например, тур «Золоток Кольцо»).

3. По сезонности туры подразделяются на:

– сезонные – это туры, которые испытывают значительные колебания туристской активности в течение года;

– полисезонные (круглогодичные) – это туры, которые не испытывают значительных колебаний туристской активности в течение года.

4. По продолжительности путешествия туры подразделяются:

1 – 3 ночи – туры выходного дня;

4 – 7 ночей – непродолжительные туры;

8 – 14 ночей – отпускные туры;

15 – 28 ночей и более – многодневные туры;

5. По возрастному составу участников путешествия туры подразделяются на:

– детские;

– подростковые (13 – 17 лет);

– молодежно-студенческие (18 – 33 года);

– туры для людей среднего возраста (34 – 49 лет);

– туры для людей старшего возраста (50 – 69 лет);

– туры для людей третьего возраста (от 70 лет и старше).

6. ГОСТ Р 50690-2000 «Туристские услуги. Общие требования» подразделяет туры на:

– оздоровительные (с отдыхом и лечением);

– познавательные (туры с экскурсионной программой);

– профессионально-деловые (участие в конференциях, конгрессах, семинарах, выставках, ярмарках и др.);

– спортивные (туры для занятия непрофессиональным спортом);

– религиозные (паломнические туры, участие в религиозных мероприятиях, посещение святых мест);

– туры с другими целями.

7. По виду транспорта туры подразделяются на:

7.1 Авиатуры – это путешествия организованных групп туристов и/или туристов индивидуалов по разработанным маршрутам с использованием авиатранспорта. Они могут быть организованы на:

– регулярных рейсах;

– чартерных рейсах.

Регулярные рейсы – полеты, запланированные на основании разрешения (лицензии) по эксплуатации воздушной линии и выполняемые в соответствии с опубликованным расписанием, а также дополнительные рейсы. Регулярные рейсы имеют следующие характеристики:

– установленные даты и время вылета;

– строго фиксированный маршрут полета;

– вылет гарантирован вне зависимости от заполняемости лайнера;

– установленные авиаперевозчиком тарифы, скидки, льготы.

Чартерные рейсы – это рейсы вне расписания, которые имеют следующие характеристики:

– чартерный рейс выполняется по чьему-то заказу, то есть в отношения с авиакомпанией вступает другая сторона, готовая полностью оплатить стоимость чартерной перевозки и в полном объеме взять риск по продаже билетов на себя;

– чартерные авиарейсы могут назначаться на любую дату и время вылета по требованию заказчика рейса, с согласованием со службами движения воздушных судов указанных аэропортов (вылета и назначения) и самой авиакомпанией;

– дестинация чартерного авиарейса указывается заказчиком, но требует дополнительного согласования возможностей аэропорта назначения;

– обычно возможно приобретение билетов на чартерные авиарейсы только в оба конца;

– правом на распространение авиабилетов на чартерный рейс обладает только его заказчик или уполномоченные агенты и представители заказчика;

– политика ценообразования, предоставления скидок и льгот на чартерных авиалиниях находится в ведении заказчика рейса. Он назначает размер тарифа, исходя из собственных коммерческих интересов, а также размеры льгот, скидок для различных категорий граждан.

7.2 Автобусные туры – это путешествия организованных групп туристов и/или туристов индивидуалов по разработанным маршрутам с использованием автобуса в качестве основного средства передвижения между пунктами маршрута. Они могут быть:

– маршрутными (туристско-экскурсионные) – это туры продолжительностью более 24 часов;

– прогулочными – это автобусные туры продолжительностью менее 24 часов.

7.3 Железнодорожные туры – это путешествия организованных групп туристов и/или туристов индивидуалов по разработанным маршрутам с использованием железнодорожного транспорта. Они включают:

– туристско-экскурсионные поезда – это туры продолжительностью более 24 часов, осуществляемые на специально арендованных поездах под туристские цели;

– прогулочные – это туры продолжительностью менее 24 часов, осуществляемые на специально арендованных поездах под туристские цели;

– графиковые – это туры, осуществляемые на регулярных поездах.

7.4 Теплоходные туры – туры организованные на борту теплохода. Подразделяются на морские и речные, которые в свою очередь подразделяются на:

– прогулочные – в пределах акватории порта, продолжительностью менее 24 часов,

– круизные – туры с продолжительностью более 24 часов. Основной чертой, отличающей круиз от других туров, является единство места передвижения, проживания, питания и досуга – круизное судно. Поэтому современный круизный лайнер должен обладать инфраструктурой, необходимой для эффективного предоставления услуг проживания, питания и организации досуга его пассажирам.

Принято различать три основные системы организации круизов:

– европейская система – это путешествие по воде, предполагающее заходы в порты различных стран (одной страны) с организацией в них экскурсий;

– американская система – это путешествие по воде, предполагающее заходы в порты различных стран (одной страны) с организацией в них отдыха на природе;

– «круизы в никуда» – это круизы выходного дня, не предполагающие заходы лайнера в порты.