logo
Комольцев В

2.3 Проблемы и перспективы системы расселения населения Крайнего Севера

На Севере России в настоящее время проживает 30 коренных народов (якуты, ненцы, эвенки, ханты, манси, чукчи, эскимосы, коряки и др.). Общая их численность в 2000 г. составила 155 тыс. человек и сократилась по сравнению с 1989 г. на 60%. Она составляет менее 1,5% от общей численности населения Севера. Коренные народы традиционно являлись кочевыми, полукочевыми и сельскими жителями.

В советское время государственная поддержка народов Севера сводилась главным образом к повышению культурного уровня народа. Вместе с тем в эти годы были допущены серьезные ошибки, связанные с переводом кочевого населения на оседлый образ жизни, коренной ломкой хозяйственного и бытового уклада, преобразованием индивидуальных хозяйств в совхозы и переселением коренных народов в более крупные населенные пункты.

Негативные процессы усилились в период перехода страны к рыночным отношениям и привели к разрушению хозяйственных основ их жизнедеятельности и катастрофическому снижению уровня жизни. В настоящее время самая высокая смертность и безработица в России — в северных национальных республиках и автономных округах (на 10—25% выше, чем в других субъектах Федерации). Поэтому к важнейшим хозяйственным проблемам, требующим безотлагательного решения, относится, прежде всего, развитие традиционных отраслей хозяйствования — оленеводства, охотничьего и морского зверобойного промысла, звероводства и др., которые не выдерживают рыночной конкуренции и переживают глубокий кризис. Из-за отсутствия предприятий по комплексной переработке сырья и продукции традиционных отраслей хозяйства, роста тарифов на транспортные услуги значительная часть продукции отраслей и промыслов не доставляется в места потребления и не может быть реализована.

Убыточной стала даже некогда рентабельная отрасль — оленеводство, рассматривавшаяся ранее как одна из самых доходных. Поголовье оленей по сравнению с 1990 г. сократилось почти вдвое. Перспективы развития оленеводства связаны с восстановлением поголовья, организацией повсеместной переработки и увеличением объема мясной продукции, а также с использованием пантового и ферментно-эндокринного сырья в производстве биостимуляторов и новых лекарственных препаратов.

В кризисной ситуации находится морской зверобойный промысел. Основной резерв повышения товарности морского зверобойного промысла составляет переработка первичного сырья для обеспечения коренных народов продовольствием, получение ценного жирового сырья для использования в медицинской и парфюмерной промышленности.

Звероводство также находится в состоянии кризиса, связанного в основном с нехваткой и резким подорожанием кормов, а также падением цен на продукцию этой отрасли.

В результате промышленного освоения Севера нарушился экологический баланс территорий проживания коренных народов. Непоправимый урон окружающей среде наносит загрязнение ее отходами нефтяных и газовых промыслов. Из-за эксплуатации тяжелых транспортных средств разрушается растительный покров тундры, и сокращаются площади выпаса оленей. В связи с ухудшением экологической ситуации уменьшаются запасы рыбы и морепродуктов, пушного и морского зверя.

Кризисное состояние традиционных отраслей хозяйства приводит к обострению социальных проблем. Абсолютное большинство коренных народов живет за чертой бедности.

Особую актуальность для коренных народов Севера представляет создание нормальных условий жизни на маршрутах кочевок и строительство передвижного жилья.

Одной из главных нерешенных проблем этих народов является проблема предоставления земельных участков (территорий) для ведения традиционного природопользования, что подразумевает исторически сложившиеся способы использования объектов животного и растительного мира, других природных ресурсов.

В целях правового регулирования отношений в области охраны и использования территорий традиционного природопользования коренных народов Севера был принят Федеральный закон «О территории традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации» от 7 мая 2001 г. Однако, по информации Ассоциации коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ, закон не выполняется. Повсеместно идут процессы изъятия земельных участков у коренного населения и передача их в долгосрочную аренду крупным землепользователям, выдача лицензий на добычу полезных ископаемых на участках, где в настоящее время ведется традиционное Природопользование коренным населением. Решение всех этих проблем в кратчайшие сроки потребует немалых усилий федеральных и местных органов власти.

Для решения проблем Крайнего Севера предлагаются следующие пути решения:

1) развивать традиционные промыслы путем экспорта продукции Крайнего Севера за рубеж. Для этого регионам Крайнего Севера необходима государственная поддержка и реклама производимой продукции. Также необходимо восстановить флот данного региона для организации прямого сообщения регионов Крайнего Севера с зарубежными странами;

2) решение экологических проблем путем помощи предприятиям в организации современных очистных сооружений;

3) решение социальных проблем путем субсидирования государством строительства жилья и инфраструктуры региона и повышенной оплаты труда жителей регионов Крайнего Севера.

Таким образом, Крайний Север – весьма своеобразный и необычный регион. Конкретного определения регионам Крайнего Севера нет ни в мировой, ни в отечественной литературе. Однако, попытки дать определение предлагались неоднократно. Крайний Север – регион, который имеет множество проблем и нуждается в их решении. Без решения проблем невозможно нормальное функционирование региона.