logo
Тема 9

1. Роль информационных систем в работе туристических предприятий

Суть информационных технологий составляют методы и средства формирования и поддержки информационных потоков в системах управления любыми объектами, в том числе предприятиями индустрии гостеприимства.

Индустрия туризма за последние два-три десятилетия испытала огромное влияние научно-технического прогресса. В настоящее время даже "мелкие" турагенты и туроператоры используют вычислительную технику для автоматизации как основных, так и вспомогательных функций.

Сфера туризма идеально приспособлена для внедрения современных информационных технологий. Для нее нужны системы, которые в кратчайший срок предоставляют сведения о доступности транспортных средств и возможности номерного фонда, обеспечивают быстрое резервирование, внесение корректив, высвобождения средств и автоматизацию решения вспомогательных задач при предоставлении туристических услуг; параллельное формирование таких документов, как билеты, счета и путеводители, обеспечение расчетной и справочной информацией.

Все эти функции компьютерных систем доступны для турагентств.

Современные программно-технические системы по технологическим признакам можно условно разделить на три класса:

1) системы, созданные в среде локальных вычислительных сетей, которые обеспечивают деятельность подразделений туристических фирм, расположенных в одном здании, без автоматизации их внешнего взаимодействия с использованием информационных каналов. Сетевой вариант построения допускает одновременное обращение к центральной базе нескольких пользователей, которые работают на разных автоматизированных рабочих мест. Базы данных располагаются на центральной, достаточно мощной, сетевой машине — сервере, доступ пользователей с их автоматизированных рабочих мест обеспечивается сетевым оборудованием;

2) системы, которые включают возможности программных комплексов, описанных в п. 1, но дополнительно к ним реализуется модемная связь туроператора в пакетном режиме с отделами реализации турпродукта или турагентствами, а в отдельных случаях — с поставщиками услуг, расположенными в других районах (регионах);

3) туроператорские системы, которые базируются на использовании действующих или вновь создаваемых глобальных телекоммуникационных сетях. В этом случае основные файлы (базы данных) о турпродукте той или иной фирмы размещаются в информационных центрах (узлах) глобальной сети, и для всех пользователей сети реализуется отдаленный доступ к ним в режиме он-лайн.

По функциональному признаку компьютерные системы в турфирмах разделяют на три класса:

1) основные технологические системы, которые обеспечивают выполнение заказов клиентов. В этих системах оператор действует за счет доступа к главным компьютерным системам резервирования;

2) вспомогательные системы, которые автоматизируют служебные функции турфирм по формированию документов — счетов, ваучеров, билетов и путеводителей, а также взаиморасчёты с главными компьютерными и транспортными системами;

3) системы управления, которые актуализируют данные о деятельности фирм и предоставляют руководителям информацию, необходимую для принятия решений.

Интернет повлиял на маркетинг туризма больше любых других технологий со времени изобретения телевидения. Он уже утвердился как основной - канал распределения и продвижения продукта на рынке туристических услуг, однако только сейчас начинает раскрывать свои огромные возможности.

Значение Интернета и других новых интерактивных мультимедийных платформ для развития туризма трудно переоценить.

Первым шагом на пути развития компьютерных систем бронирования стало установление терминалов в офисах самих авиакомпаний, что дало возможность резко улучшить качество и увеличить эффективность работы персонала авиакомпаний, не уменьшив при этом количество принятых телефонных звонков и телеграмм с заявками на бронирование от турагентов и физических лиц.

Следующим шагом было установление авиакомпаниями несколько лет назад терминалов бронирования в больших туристических агентствах. Быстро оценив эффективность новой технологи бронирования, турагенты начали настойчиво требовать от авиакомпаний существенного расширения как спектра предоставленной в системах бронирования информации, так и функциональных возможностей этих систем. Как следствие, сначала ориентированные на отдельную авиакомпанию программные комплексы объединялись в системы, которые обслуживали группы авиакомпаний, предоставляя информацию уже не только о наличии мест на том или ином рейсе, но и общую информацию о рейсе, детальное описание тарифов, а также сведения о смежных отраслях туристического бизнеса — прокат автомобилей, размещения в гостиницах, продаже железнодорожных билетов и др.

Постепенно компьютерные системы бронирования авиакомпаний превратились в глобальные дистрибьюторские системы туруслуг — ГДС (Global Distribution Systems — GDS).