logo
Дима

1. Определение агротуризма

Агротуризм - это вид деятельности, организуемый в сельской местности, при котором формируются и предоставляются для приезжих гостей комплексные услуги по проживанию, отдыху, питанию, экскурсионному обслуживанию, организации досуга и спортивных мероприятий, занятиям активными видами туризма, организации рыбалки, охоты, приобретению знаний и навыков. Агротуризм ориентирован на использование сельскохозяйственных, природных, культурно-исторических и иных ресурсов сельской местности и ее специфики для создания комплексного туристского продукта.

Будем считать понятия сельского, деревенского туризма синонимами агротуризма, не вдаваясь в тонкости и детали существующих зарубежных моделей по разному определяющих этот вид деятельности.

По классификации будем считать агротуризм элементом устойчивого туризма и видом туризма, частично пересекающегося с экотуризмом.

В практике развития туристической отрасли во многих странах экотуризм и агротуризм - взаимодополняющие и взаимосвязанные понятия. Более того, в современной международной практике ряд родственных - "щадящих" по воздействию на среду и местное сообщество и близких по мотивации - видов туризма (включая сельский, фермерский, деревенский, спортивный, кулинарный, приключенческий, экстремальный и др.) нередко объединяется в единую сферу эко-агротуризма.

Под устойчивым туризмом будем понимать туризм, который подразумевает неограниченно долгое поддержание ресурсов, на которых базируется.

Экологический туризм определим как туризм, включающий путешествия в места с относительно нетронутой природой, с целью получить представление о природных и культурно-этнографических особенностях данной местности, который не нарушает при этом целостности экосистем и создает такие экономические условия, при которых охрана природы и природных ресурсов становится выгодной для местного населения.

Агротуризм считают социально-ориентированным туризмом.

Ему присущи следующие признаки:

индивидуальность, семейность, поездки в кругу друзей;

большая длительность пребывания в туре;

применение медленных и умеренно быстрых средств передвижения;

спонтанные решения по элементам программы;

мотивация изнутри;

стиль жизни в соответствие с культурой посещаемой территории;

"впечатления";

активность и разнообразие;

территория - цель путешествия изучается заранее;

язык территории изучается заранее - хотя бы на простейшем уровне;

путешественник познает новую культуру;

покупки - это памятные подарки для друзей;

после поездки остаются знания, эмоции и воспоминания;

путешественник рисует с натуры или фотографирует сам;

тактичность.

При наличии разнообразных видов и особенностей агротуризма, его классическая модель предполагает, что организацией туризма на селе занимаются исключительно фермеры или члены их семей, извлекающие из этого дополнительный доход, но не меняющие при этом своего производственного профиля. Главная особенность в том, что клиенту-гостю предлагают проживание в сельской местности и знакомство с жизнью и бытом фермеров.

Туристы некоторое время ведут сельский образ жизни среди природы, знакомятся с ценностями народной культуры, прикладного искусства, с национальными песнями и танцами, местными обычаями, принимают участие в традиционном сельском труде, народных праздниках и фестивалях.

Агротуризм ориентирован на ознакомление со спецификой (с особенностями) местного сельскохозяйственного природопользования, традиционным деревенским бытом и создает экономические предпосылки для развития дружественных природе методов ведения сельского хозяйства.

В последнее время сельский туризм становится все популярнее среди владельцев небольших предприятий и все востребованнее среди туристов. В Европе существует примерно 190 тыс. структур размещения в сельской местности и практически каждый четвертый турист, в основном горожанин среднего достатка, проводит каникулы в селе. Среди факторов, повлиявших на развитие этой формы туризма, следует отметить:

рост мобильности граждан за счет увеличения количества личного транспорта;

более эффективная организация свободного времени (выходные, более частые и короткие каникулы);

рост динамичности и уровня стрессов в современной городской жизни;

разнообразие и рост качества услуг, предлагаемых владельцами туристических структур в сельской местности, их специализация.

Сельский туризм возник как следствие быстрого развития гостиничной индустрии в крупных курортных зонах (приморские курорты, порты, санаторные центры). Эта форма туризма стала привлекательна для туристов, которые предпочитают покой, природную естественность, непосредственные контакты с местными традициями. В последнее время сельские туристические направления становятся все популярнее, а сельский туристический бизнес регистрирует из года в год все больший объем продаж, привлекая все большее количество бизнесменов в эту сферу деятельности. В настоящее время в динамике международных туристических потоков наблюдаются тенденции, благоприятные для сельского туризма:

ориентация туристов на небольшие и комфортабельные структуры размещения, в которых господствует семейная атмосфера;

активное времяпровождение вне городских зон (экскурсии, прогулки, специфические виды спорта);

повышенный интерес к культурным ценностям, традициям, местным праздникам.

Развитие сельского туризма основывается на уравновешенном менеджменте потребностей сельской местности. Надо отметить, что развитые страны в этом смысле используют широкую гамму инструментов и механизмов отслеживания и направления туристических потоков. В некоторых странах Европы в национальных планах по развитию туризма есть специальные пункты, связанные с национальными парками и охраняемыми территориями, в целях роста числа организованных туристов.

Туристическое предложение в сельской местности складывается из нескольких компонентов:

неповторимость местного характера;

конкретные преимущества для туриста;

преобладание естественного начала;

экономическая эффективность;

специализированный маркетинг;

отлично вписывается в местный архитектурный стиль.