logo
Религия и туризм / Ислам

О термине «ваххабизм»

 

По сей день среди российских исламоведов не утихают споры относительно правомерности использования в отношении отечественных исламских реформаторов термина «ваххабизм». Есть мнение, что термин «ваххабиты» применительно к ним некорректен, потому что они сами себя так не называют и протестуют против такого названия1. Для их обозначения предлагается термин «салафиты». Некоторые ученые считают, что «термин ваххабиты ввел московский востоковед Милославский» (А. Муминов), другие полагают, что его «ввело КГБ в 70-е годы» (А. Малашенко)2. Я все же считаю, что термин «ваххабиты» можно использовать в научном обиходе. Более подробно моя аргументация изложена в статье «Исламский фундаментализм на Северном Кавказе: к постановке проблемы»3. Здесь отмечу лишь, что термин «ваххабиты», скорее всего, не был придуман в кабинетах КГБ. Термин «аль-ваххабийа» (ваххабиты) прочно утвердился в мусульманском мире; именно этим термином обозначены последователи Мухаммеда ибн Абд аль-Ваххаба в трудах таких известных мусульманских ученых, как Ибн ас-Сувайди, Абдуллах Али аль-Касими, Мухаммед Хамид аль-Факи, Мухаммед Рашид Рида и др. Ввиду того, что хотя не все радикальные фундаменталистские идеи, распространенные сегодня в исламском мире, напрямую имеют отношение к классическому ваххабизму, но при этом стоят с ним на одной идеологической платформе, мусульмане везде называют их носителей «ваххабитами». Не стала в этом плане исключением и Россия, и бывшие республики СССР. Важно лишь понимать, что данный термин обозначает широкий спектр радикально-фундамента-листских (не обязательно и не всегда экстремистских!) подходов к интерпретации исламского вероучения, получивших наиболее полное и систематизированное изложение в трудах Ибн Таймийи (XIII в.) и Мухаммада ибн Абд аль-Ваххаба (XVIII в.). Даже в Саудовской Аравии, на родине «классического» ваххабизма, его уже давно не существует; вместо него среди саудовских мусульман имеется несколько радикально-фундаменталистских группировок с разбросом мнений от умеренного «либерализма» (насколько мо-жно применить этот термин по отношению к фундаменталистам) до крайнего консерватизма4. По сообщениям молодежи, прошедшей обучение в учебных заведениях Саудовской Аравии, вопреки расхожему мнению «классический» ваххабизм сегодня не является официальной идеологией королевства. Улемы, поддерживаемые государством, подчеркнуто не следуют строго одному учению или одной богословско-правовой школе (мазхабу). Строгое следование принципам одного мазхаба воспринимается неодобрительно. В саудовских учебных заведениях учащиеся из России и стран СНГ не раз удостаивались косых взглядов своих преподавателей за столь ревностное изучение принципов одного (чаще ханафитского) мазхаба в ущерб другим богословско-правовым школам. Эта позиция саудовских улемов, несомненно, восходит к взглядам Ибн Таймийи, который первым выступил против таклида, т.е. жесткого следования учению одного из четырех имамов-основа-телей богословско-правовых школ исламского права. Большое место идеи Ибн Таймийи занимают также и в идеологии движения «Братьев-му-сульман»5, относимых в исламском мире к разряду «ваххабитских».

Таким образом, в XIX-XX веках значение термина «ваххабизм» расширилось, став обозначением всех фундаменталистских и радикальных течений в суннизме6. Поскольку среди мусульман Северного Кавказа данный термин широко используется именно в этом смысле, я также буду его использовать в своей работе. Отмечу лишь, что как традиционалисты, так и реформаторы вносят в обозначение противной стороны элемент уничижительности. Так, вместо «ваххабиты» говорят «ваххабисты», а вместо «суфии» — «суфисты» (вариант — «тарикатчики», «тарикатисты»). Используются и другие термины для взаимного обозначения. Например, у карачаевцев ваххабитов называют «къарасакъал» («чернобородые»), а те своих оппонентов именуют «мавлютчу» («мавлидисты») или «сумкачу» («сумочники»)7.

 

 

Причины успеха

ваххабитской пропаганды

 

Ваххабитское движение на Северном Кавказе имеет сравнительно недолгую историю. Первые их общины стали появляться еще в 1970-е годы, постепенно расширяя свое влияние8. Прекращение тотального контроля над религией со стороны государства, наступившее в начале 1990-х годов9, значительно облегчило ведение миссионерской деятельности. Основная масса тех, кто называл себя мусульманами, имела лишь самые общие и не всегда верные представления о своей религии. Полнейшая религиозная неграмотность населения, отсутствие представлений о различных толках привели на первых порах к серьезному численному росту рядов реформаторски настроенных мусульманских общин, призывавших верующих вернуться к «чистому» исламу. Действительно, за 70 лет атеистического господства на Северном Кавказе под видом ислама бытовали верования и обряды, которые порой противоречили духу и букве Корана и сунны Пророка. Многие из них с началом экономических реформ, сопровождавшихся обнищанием большинства населения, стали весьма разорительны для мусульман. Наиболее тяжелым бременем на них ложилась традиционно пышная на Северном Кавказе похоронно-поминальная обрядность, восходящая к тому же своими корнями в значительной мере к доисламским временам. Одним из путей проникновения ваххабитских идей стала учеба молодых людей из республик Северного Кавказа в учебных заведениях Саудовской Аравии, Кувейта. По данным на 1996 год, только из одной Республики Дагестан за границей получало исламское образование свыше 1230 юношей10.

Многих привлекала простота, доступность провозглашаемых идей, здоровый образ жизни членов ваххабитских общин, дух братства (принятое обращение среди членов так называемых «исламских джамаатов» — «брат»)11. Среди причин расширения влияния ваххабитских идей следует также назвать пауперизацию экономически активного населения, рост протестных настроений в связи с усилением коррупции, преступности. Ваххабитские проповедники активно критиковали все эти негативные явления в современном северокавказском обществе, умело использовали в своих целях идеи братства и социальной справедливости, заложенные в исламе, и призывали немедленно и любыми методами установить шариат для устранения всех пороков общества. Успеху ваххабитской пропаганды способствовала также солидная помощь зарубежных негосударственных исламских фондов, в основном из Саудовской Аравии и Кувейта, на средства которых, к примеру, шла активная издательская деятельность12, предпринимались даже попытки теле- и радиовещания (на территории так называемой Кадарской зоны в Буйнакском районе Республики Дагестан). Среди этих фондов и организаций широкую известность получили благотворительные Фонды аль-Харамейн, аль-Игаса, Международная исламская благотворительная организация «Тайба», Всемирная Ассамблея исламской молодежи (WAMY), Общество социальных реформ, Международная исламская организация спасения (МИОС), Фонд «Ибрагим Бин Абдулазиз Аль Ибрагим» и другие.

 

 

Ваххабизм и экстремизм

 

Возможно, противодействие реформаторов-ваххабитов и традиционалистов, выступающих за сохранение традиционных форм исламской религиозности, так и осталось бы внутренним делом мусульманской общины на Северном Кавказе. Вплоть до середины 1990-х годов это была борьба идей, время религиозных диспутов и накопления взаимной неприязни и отчуждения. Однако, начиная с середины 1990-х годов во многом благодаря усилиям Духовного управления мусульман Дагестана (ДУМД), где исключительным влиянием пользуются так называемые «тарикатисты» (последователи местных ответвлений суфийских орденов накшбандия, кадирия и шазилия), в противостояние начинают вовлекаться представители федеральных и региональных властных структур13. После неоднократных обращений представителей ДУМД власть взяла курс на борьбу с ваххабизмом14. С тех пор слово «ваххабизм» потихоньку начинает приобретать отрицательный, а затем и вовсе ругательный смысл15. В Чечне и Дагестане противостояние приняло форму открытых столкновений с применением оружия как с той, так и с другой стороны. Волна репрессий, обрушившаяся на ваххабитов начиная с 1997 года, в Дагестане и Чечне приняла наиболее радикальные формы. В Республике Дагестан с момента принятия 16 сентября 1999 года закона «О запрете ваххабизма и иной экстремистской деятельности на территории Республики Дагестан» все ваххабиты фактически приравнены к экстремистам и террористам и поставлены вне закона. Между тем упомянутый закон был принят поспешно, на волне глубокого народного возмущения вторжением боевиков со стороны Чечни. Будучи во многом эмоциональным, этот документ сильно уязвим с юридической точки зрения. Так, в нем указывается, что «...Закон принимается в целях недопущения ваххабитской и иной экстремистской деятельности на территории Республики Дагестан»16, однако не даются юридические критерии и правовое содержание понятий «ваххабитская деятельность», «ваххабитские организации» и т.д. Между тем те, кто будет контролировать исполнение закона, в основной своей массе совершенно безграмотны в религиозном отношении. Никто так и не удосужился объяснить рядовому дагестанскому милиционеру или чиновнику, чем отличается ваххабит от обычного мусульманина и почему с ним надо бороться столь радикальными мерами. Не всегда отличаются большой религиозной грамотностью также и местные религиозные деятели, которых наряду с представителями местной власти статья 7 упомянутого закона предлагает включать в состав «экспертных советов при местных администрациях».

Между тем анализ источников, имеющихся на сегодня в нашем распоряжении, дает основание сделать вывод о том, что в основе ваххабитского учения имеется ряд положений, которые могут привести и приводят его последователей к экстремистским проявлениям. Некоторые из них переходят эту грань и пытаются обосновать свою позицию. Посмотрим, как они это делают, на примере записей, которые вел один из учеников ваххабитского учебного заведения. Вот что он, в частности, пишет (орфография и пунктуация не изменены):

 

«Ислам религия Джихада и жизни. Ислам предписывает каждому мусульманину не щадить ни своего имущества ни своих сил во имя победы Ислама. Ислам устраняет идейный догматизм и привнесенные идеи портящие чистоту и красоту Ислама таких как ересь - Бид’а17 нововведения, суеверия. (...)

Люди совершают деяния противоречащие Исламу и нарушающие его, если мусульманин совершает хотя бы даже одно из них он впадает в многобожие Ширк18, которая разрушает все его предыдущие добрые дела, и сулит вечное пребывание в Огне Ада. Прощение у Аллаха за подобные дела можно получить только через покаяния – Тавба.

К деяниям противоречащим Исламу относятся:

  1. 1.         Обращение с мольбой ду’а, молитвой к любому кроме Аллаха напр. К Пророкам, святым, умершим, живым и т.д.

  2. 2.         Внутреннее удовлетворение при обращении с молитвой, мольбой, зовом о помощи к пророкам, святым, живым и тем более мертвым и их могилам.

  3. 3.         Жертвоприношение кому бы то ни было помимо Аллаха т.к. жертвоприношение принадлежит только Аллаху.

  4. 4.         Давать ритуальный обет кому либо кроме Аллаха.

  5. 5.         Совершать обход вокруг могилы, костра и т.п. так как обход – Таваф предназначен только для Каабы.

  6. 6.         Надеяться, уповать или полагаться кому либо кроме Аллаха.

  7. 7.         Поклон или упасть на колени выдающимся личностям живым ли мертвым ли так как поклонение только Аллаху.

  8. 8.         Судить или прибегать к суду шайтанских19 законов помимо законов ниспосланных Аллахом – Шариатом.

  9. 9.         Испытывать неудовлетворение и недовольствоваться решением на основе Ислама (Шариатом).

  10. 10.      Предоставление права законотворчества кому либо кроме Аллаха. (Издает законы только Аллах).

  11. 11.      Вера в разрушительные доктрины такие как Атеизм, коммунизм, иудейское еврейское масонство, марксистский социализм, светская демократия, светский подход к жизни лишенный всякой религиозности, национализм отдающий предпочтение арабу-немусульманину по сравнению с мусульманином-неарабом (...).

  12. 12.      Уход из ислама или переход в другую веру.

  13. 13.      Оказание помощи и поддержки кафирам20 – иудеям, христианам, коммунистам, иноверцам.

  14. 14.      Отказ объявить неверными – Кафирами – коммунистов, иудеев, христиан, атеистов, обладателей писания так как они не верят в посланничество пророка Мухаммада [да благословит его Аллах и приветствует]. (...)

  15. 15.      Утверждение суфиев о единственности (единстве) существования, а именно: «Нет ничего во вселенной кроме Аллаха». (...)

  16. 16.      Суждение об отделении религии от государства и правления, и что в Исламе нет политики государственного правления. Это является ложью на Коран, Сунну и жизнеописание Пророка Мухаммада.

  17. 17.      Запрещение того что дозволил Аллах, или разрешение того что запретил Аллах.

Мусульманин совершивший хотя бы одно из этих должен обновить свой Ислам, сделав Тавба вновь принять Ислам т.к. перечисленное яв[ляет]ся выходом из Ислама или тягчайшим грехом. (...)

ДЖИХАД

Джихад – это священная война, вершина столпов религии, ведение джихада обязательно для каждого дееспособного мусульманина.

И в Мекке и в Медине Аллах повелел своему Посланнику вести джихад. (...)

Участие в Джихаде (борьбу за веру) может иметь форму либо материальную, либо физическую (непосредственное участие в боевых действиях против неверных) либо словом и пером т.е. призывами к Джихаду, разъяснениями о необходимости вести вооруженную борьбу против неверных во имя установления законов Аллаха и утверждения религии Истины»21.

 

В одной из листовок, распространя-вшихся в Дагестане так называемым «Центром исламского призыва «Бадр», среди десяти столпов «исламского джамаата» под номером четыре называется джихад (естественно, понимаемый как вооруженная борьба). Интересно, что раскрывая смысл десятого столпа — доверия, автор листовки пишет:

«Под доверием подразумевается уверенность солдата в своем командире, в его способностях и искренности, из которой исходят любовь, почтение и повиновение»22.

Иными словами, конфликтный потенциал содержат два основных положения ваххабитского учения: во-пер-вых, положение о том, что те, кто не согласен с их интерпретацией ислама, являются отошедшими от ислама и, во-вторых, положение о вооруженном джихаде против неверных.

Не удивительно, что радикальные идеи ваххабитского толка были развиты далее и взяты на вооружение лидерами террористов и сепаратистов всех мастей. Они давали возможность идейно обосновать ведение вооруженной борьбы как против федеральной власти, так и против местных властей, хотя последние зачастую возглавляются формально мусульманами. Успешному наполнению радикально-фундамента-листских идей элементами экстремизма способствовала также проводимая в Чечне военная операция, которая преподносится идеологами сепаратистов как война «христианско-иудейской» России против мусульман Кавказа. К сожалению, масла в огонь подобной пропаганды подливают и непрофессиональные действия российских СМИ, демонстрирующих освящение православными священниками личного состава и боевой техники, отправляющейся в Чечню23 и рассуждающих о некоем «исламском терроризме», словно ислам освящает террористическую деятельность.

Между тем поступающие из Чечни данные свидетельствуют о том, что многие из тех, кого сегодня принято громогласно объявлять ваххабитами, на самом деле таковыми вовсе не являются, а лишь ловко используют в своих целях экстремистскую интерпретацию ваххабитского учения. Ни Басаев, ни Удугов, ни Яндарбиев по своему уровню и знаниям не могут сравниться с такими духовными лидерами ваххабитов, как Багаутдин Кебедов или ныне покойный А. Ахтаев. «Ваххабит» Басаев открыто носит нагрудный талисман, что ваххабизмом категорически запрещено24. Среди воюющих против российских войск в Чечне вряд ли наберется много тех, кто основательно сумел вникнуть в идеологию ваххабизма; значительно лучше они владеют автоматом и навыками подрывной работы. Поэтому правильнее их называть террористами, боевиками и бандитами, а не ваххабитами.

Таким образом, мы можем поставить под сомнение, во-первых, правомерность того, что всех, кто сегодня ведет антироссийскую деятельность на Северном Кавказе под прикрытием религиозных лозунгов, можно называть ваххабитами. Во-вторых, некоторые радикальные положения ваххабитского и близких ему по духу учений были переосмыслены и доработаны в духе экстремизма местными и приезжими идеологами с целью дестабилизировать обстановку и дать идеологическое обоснование развязыванию вооруженного противостояния в регионе.

Общая характеристика мусульманского права.

Шариат (мусульманское право) органически связан с исламом, его учением. Согласно юридической энциклопедии «Шариат — свод религиозных и правовых норм, составленный на основе Корана и Сунны (мусульманских священных преданий), содержащий нормы государственного, наследственного, уголовного и брачно-семейного права». Другими словами, шариат — это правовые предписания, неотъемлемые от теологии ислама, тесно связанные с его религиозно-мистическими представлениями. Ислам рассматривает правовые установления как частицу единого божественного закона и порядка. Отсюда велениям и запрещениям, составляющим нормы шариата, также приписывается божественное значение.

Мусульманское право едино: оно не подразделяется на гражданское, уголовное, религиозное. Тесно связанное с религией и определяемое в своих основных принципах авторитетами калама, это право прежде всего религиозное, учитывающие и нормы обычного права, адата. Шариат («намеченный», «предписанный» путь) опирается на Коран и Сунну, своего рода своды и кодексы исламского законодательства.

Основная тенденция шариата—оценка различных жизненных обстоятельств с точки зрения религии. Законы шариата—это правовая систематизация поведения правоверных, их обязательств перед людьми, обществом и Аллахом. Авторизованный догматическими нормами ислама,, кодекс шариата подразделяется на три основные части— ибадат (обязанности, относящиеся к религиозному культу), муамалят (чисто юридические нормы) и укубат (система наказаний).

Предписания шариата многочисленны и строги. Они определяют все нормы взаимоотношений человека в семье и обществе, регламентируют почти все детали его быта и вместе с обычным правом (адатом) создают столь густую сеть обязательных предписаний, что это уже само по себе гарантирует конформность поведения правоверных. Разумеется, не все и не всегда соблюдают нормы шариата. В мусульманском мире, как и ПОВСЮДУ» случаются нарушения и преступления. Однако строгость уголовного законодательства и особенно наказаний шариата не только впечатляет, но оказывает заметное дисциплинирующее воздействие. Так, например, суровые наказания в случае хищений чужой собственности, даже мелкого воровства, достаточно эффективно способствуют как снижению уровня преступности,' так и неприкосновенности собственности. Менее жестоко преследуется убийство—здесь многое решалось по законам адата с его традиционными институтами кровной мести (как сказано в Коране, правоверным разрешается мстить, но в пределах эквивалента: свободного за свободного, раба за раба, женщину за женщину). — Решительно осуждается самоубийство. В Коране среди прочих есть специальный аят, запрещающий убивать новорожденных девочек (обычай, существовавший в Аравии до ислама).

« Шариат регулирует гражданские взаимоотношения, порядок решения имущественных споров, взысканий и наказаний в случае нарушения религиозных предписаний, нормы поведения, отправления культа, ритуала и т. п. Согласно шариату, действия людей подразделяются на пять основных категорий:

обязательные, за невыполнение которых следует наказание;

рекомендуемые (т. е. желательные, но не обязательные);

дозволенные;

предосудительные, (т. е. осуждаемые, но не наказуемые);

запрещенные, наказуемые.

Очень важно при оценке того или иного действия намерение: подчас совершенное действие оценивают не столько с точки зрения свершившегося факта, сколько с точки зрения цели, намерения совершавшего действие.

Признание божественного предопределения в шариате с неизбежностью породила и большую значимость вопроса о свободе воли мусульманина и ее пределах. Столкнувшиеся по этому поводу религиозно-философские школы заняли разную позицию. Так, одна из этих школ (джабариты) вообще отрицала свободу воли человека

Для шариата не к правам мусульманина, а к его обязанностям по отношению к Аллаху. Нормы, содержащие также обязанности, определили всю жизнь правоверного мусульманина (ежедневное совершение молитвы, соблюдение поста и правил захоронения и т. д.). Не случайно особенностью норм, составляющих шариат, является то, что они применяются только к мусульманам и в отношениях между мусульманами. Раннему исламу и шариату были присущи нормы, восходящие еще к общинному строю, содержащие элементы коллективизма, милосердие, заботы о калеках. Но в шариате нашли свое отражение и представлении о бессилии человека перед богом, о вытекающей отсюда созерцательности и покорности. В Коране особенно подчеркивалась необходимость для мусульманина проявлять терпение и смирение: «Терпение, ведь Аллах с терпеливыми» (8.48). Таким же образом в шариате закреплялась обязанность мусульманина подчиняться халифу и государственной власти: «Повинуйтесь Аллаху и повинуйтесь посланнику и обладателям власти среди вас» (4.62).

Одной из характерных черт средневекового мусульманского права была его целостность. Вместе с представлением о едином боге — Аллахе — утвердилась идея единого правового порядка, имеющего универсальный порядок. мусульманское право на первый план выдвигало не территориальный, а конфессиальныЙ принцип. Мусульманин, находясь в любой другой стране, должен был соблюдать шариат, сохранить верность исламу. Постепенно с распространением ислама и превращением его в одну из основных религий мира шариат стал своеобразной мировой системой права.

Как конфиссеональное право шариат отличался от канонического права в странах Европы в том отношении, что он регулировал не строго очерченные сферы общественной и церковной жизни, а выступал в качестве всеохватывающей и всеобъемлющей нормативной системы, утвердившейся в целом ряде стран Азии и Африки. Со временем нормы шариата вышли далеко за пределы Ближнего и Среднего Востока, распространили свое действие на Среднюю Азию и часть Закавказья, на Северную, частично Восточную и Западную Африку, на ряд стран Юго-Восточной Азии. Однако столь бурное и широкое распространение ислама и шариата повлекло за собой и все большее проявление в нем местных особенностей и различий при толковании отдельных правовых институтов. Так, со временем с утверждением двух главных направлений в исламе соответствующим образом произошел раскол в шариате, где наряду с ортодоксальным направлением (суннизм) возникло и другое направление — шиизм

Предписания и запреты ислама. К числу предписании шариата относятся нормы, касающиеся прав и положения женщины. Об этих правах точнее, о бесправии женщин в исламских странах известно немало. Официальная процессуальная норма шариата приравнивает двух женщин к одному мужчине (в частности, при свидетельствовании). Правоверные, по Корану, имеют право брать две, три, даже четыре жены (если имеют средства содержать их), не считая рабынь-наложниц, количество которых практически не ограничено. Кроме того, муж всегда имеет право на развод и тем самым—на замену жен. Жена права па развод не имеет, она обязана соглашаться с любым решением мужа, в том числе и в случае развода. Жена и рабыня должны соблюдать верность своему господину, прелюбодеяние жестоко карается. Правда, практика побивания неверной жены камнями — это более норма адата, чем официально канонизированного шариата. Однако в случае, если неверность жены доказана, подтверждена свидетелями, законы шариата столь же суровы и беспощадны к провинившейся.

Вместе с тем в Коране и нормах шариата зафиксированы и определенные права женщины—как гражданские, так и имущественные. Так, женщину, в том числе и рабыню, нельзя лишить ее ребенка (в случае развода с женой, продажи рабыни), если последний нуждается в ее уходе. Практически это означает, что до семи лет ребенок при любых условиях остается с матерью, в дальнейшем он может быть взят отцом, но не безоговорочно, не при любых обстоятельствах. За женщиной признаются определенные права при разделе имущества, наследовании,, разводе. Жена у мусульман не приносит с собой приданого, но, хотя плата за жену, калым,—это тоже более практика адата, чем каноническая норма шариата, женщин, в том числе и малолетних девочек, их родственники часто продавали, дарили, словом, использовали почти как товар, имевший стоимость и цену.

Нормы шариата и особенно адата предусматривают обязательные затворничество женщин, особенно замужних, обязывает их закрывать лицо на людях. Женщинам практически всегда был закрыт путь к образованию, к какой-либо ответственной деятельности.

Кроме запретов, обращённых к женщине, Коран и шариат налагают ряд ограничений на всех правоверных. Так, мусульманам запрещается употреблять вино, и в этом запрете есть своя логика: пьяный не может совершать намаз, ибо молитву нельзя начинать нечистым, к числу которых всегда относились и пьяные. Хоть этот запрет соблюдался не очень строго, он всё же оказывал своё воздействие и являлся регулирующей нормой и по сей день. Существуют и пищевые запреты. Как и иудеи, мусульмане не должны есть свинину, употреблять в пищу кровь и падаль. Запрещены так же азартные игры: азарт сминает человека, отвлекает его от обязанностей, в том числе и от обязательной пятикратной молитвы.

К числу запретов относится изображение людей и даже животных. Запрет этого рода, ведший своё начало от борьбы с идолопоклонничеством язычников, в исламе был доведён до логического конца. И хотя в живописи он соблюдался очень строго (всегда существовало искусство миниатюры с изображениями небольших фигурок людей и животных), он оказал своё влияние на характер исламского искусства, где живопись и особенно скульптура почти всецело вытеснены архитектурой и орнаментом. Зато и архитектура и орнамент достигли высокого развития: мавзолей Тадж-Махал, многие знаменитые мечети – подлинные шедевры мировой культуры.

2.2 Школы и течения мусульманского права

В VIII-IX вв. в правоверном мусульманском богословии сложились четыре школы: ханифитов, шафиитов, маликитов и ханбалитов (по именам их основателей). Последняя из этих школ была проникнута духом крайнего фанатизма, буквального толкования религиозных догматов; она укрепилась среди отсталого бедуинского населения Аравии; близка к ней была и школа маликитов, получившая господство в Северной Африке. Другие две школы, распространившиеся в более культурных областях мусульманского мира, допускали более свободное толкование учения. Особой взаимной отчужденности и вражды между приверженцами этих четырех богословских школ нет.

В тех же VIII-X вв. в исламе возникло мистическое, полумонашеское течение суфизма (от слова «суфи» — грубая шерстяная ткань). Оно зародилось в недрах шиизма, но проникло и в среду суннитов. В суфийском вероучении сказалось влияние идей маздеизма, буддизма и даже неоплатонизма. Суфии не придавали большого значения внешней обрядности, а искали истинного богопознания, мистического слияния с божеством. Некоторые суфии доходили до пантеистического мировоззрения (бог — во всем мире, весь мир — проявление или эмансипация бога) и тем самым удалялись от грубо антропоморфного представления об Аллахе, какое дано в Коране. Суфии придавали особое значение именам божьим, встречаемым в Коране. Мистико-пантеистическое течение суфизма сначала подверглось гонениям со стороны мусульманских фанатиков-ортодоксов, но постепенно обе стороны пошли на уступки. Последователи суфийского учения стали образовывать ордена странствующих монахов — дервишей — во главе с шейхами, или ишанами. Эти ордена были признаны законными и у суннитов, и у шиитов. Дервиши, хотя они и давали монашеский обет бедности, на деле вскоре превратились в шарлатанов, обирающих и обманывающих народ; руководители же дервишей, ишаны, в свою очередь обирают своих послушников — мюридов.

С суфизмом было исторически связано движение тариката. Это понятие первоначально означало благочестивый путь жизни для общения с богом (слово «тарикат» по-арабски путь). Но впоследствии тарикатом стали называть учение фанатиков, проповедовавших «священную войну» против христиан и других неверных. Под знаменем тариката вели, например, войну имамы на Кавказе (Кази-Мулла, Шамиль) против русских.

В новейшее время усложнение социально-экономических и политических условий вызвали появление новых сект в исламе. Среди бедуинов Аравии в XVIII веке возникло течение ваххабитов (последователей Муххамеда ибн Абдель Ваххаба), в котором отразился стихийный протест против богатства и роскоши городских купцов и богачей. Ваххабиты требовали возвращения к патриархальной простоте жизни первых веков ислама, строгого исполнения предписанных обрядов и запретов, уничтожения роскоши, боролись с европейскими культурными влияниями, не признавали культа святых, поклонялись только одному богу. После жестокой борьбы с противниками ваххабиты к началу ХХ века взяли верх в государстве Неджд (Внутренняя Аравия), а потом подчинили себе Хиджас с городами Меккой и Мединой. В государстве Саудовской Аравии, объединившем обе области, ваххабитизм сделался господствующей религией.

Религиозную оболочку приняло и массовое недовольство городской бедноты и крестьян Персии в середине XIX века. Их идейным вождем выступил Мохаммед Али, принявший прозвище «Баб» («врата» в смысле посредника между людьми и богом). Движение получило название бабистского. Баб проповедовал равенство и братство всех людей, но, конечно, только верующих мусульман. Баб объявил себя преемником пророка, который призван возвестить людям новый закон. Учение Баба было полно мистических представлений и близко пантеизму. Движение бабистов, широко распространившееся в народных массах, было жестоко подавлено власть имущими; главари подверглись суровой казни (1850 год). Однако движение имело своих продолжателей, хотя и лишилось боевого настроя. Один из бывших последователей Баба — Мирза Хусейн Али, принявший прозвище «Бехаулла», существенным образом изменил бабистское учение. Он тоже проповедовал равенство всех людей, право всех людей на плоды земли и пр. Но он не признавал насилия, открытой борьбы, провозглашал любовь, прощение, непротивление злу; в этом, может быть, сказалось влияние христианских идей. Мусульманские догматы и правовые нормы у Бехауллы подверглись смягчению. По имени проповедника новое учение стало называться бехаизмом. Оно уже не отвечало настроениям народных масс и распространялось больше в интеллигентской среде. Бехаизм, как утонченная, реформированная, модернизированная редакция ислама, нашел себе последователей даже в Западной Европе и в Америке.

Характерная особенность мусульманской религии состоит в том, что она энергично вмешивается во все стороны жизни людей. И личная, и семейная жизнь верующих мусульман, и вся общественная жизнь, политика, правовые отношения, суд, культурный уклад — все это должно быть подчинено целиком религиозным законам. В прежние времена в мусульманских странах имело место полное сращивание государственной и церковной власти: глава государства (халиф, падишах) считался преемником пророка, высшее духовенство составляло штат его советников, суд находился целиком в руках духовных лиц. И уголовное, и гражданское право было построено всецело на религиозном законе — шариате. Следили за выполнением норм шариата и толковали их мусульманские богословы.

Поэтому и мусульманское духовенство выполняло и выполняет больше светские, чем чисто религиозные функции. Мулла, состоящий при мечети, это, собственно, учитель в церковной школе. Кади — это судья, знаток шариата. Муфтий — более высокий духовный чин — главный авторитет в вопросах шариата. Улем — ученый богослов, преподаватель в высшей религиозной школе; совет улемов давал свои заключения по вопросам религии и права. Во главе мусульманского духовенства в отдельных странах стоял шейх-уль-ислам — видный богослов, он же советник государя. Даваемые шейх-уль-исламом разъяснения по тем или иным спорным вопросам догматики или политики, права считались непререкаемым законом.

Обучение молодежи в мусульманских странах прежде было тоже чисто религиозным. Низшие школы — мектебы — состояли при мечетях. Высшие школы медресе — представляли собой своего рода духовные академии. В них студенты изучали Коран и прочую религиозную литературу, богословские вопросы. Язык преподавания, язык церковной литературы был арабский. Кстати, арабская система письма была принята и в тюркских, и в иранских языках, хотя она для них и мало приспособлена.

Мусульманская церковь в странах ислама была обычно и крупной экономической силой. Согласно шариату, церковь может владеть имуществом, и это имущество считается неотчуждаемым (вакф, множественное число — вакуф). Вакуфные земли состояли из пожалований от халифов (в эпоху завоеваний), из пожертвований и пр. Они были очень велики: например, в странах Средней Азии до половины всех обрабатываемых земель принадлежало церкви, и они приносили огромные доходы; за счет вакуфных имуществ и кормилось многочисленное духовенство.

Хотя правоверный ислам не идет ни на какие компромиссы с другими религиями (в отличие, например, от буддизма), но в народных массах мусульманские верования очень часто переплетаются с древними, домусульманскими. Почти повсеместно, особенно в слаборазвитых странах, распространен культ местных святых.

ВАХХАБИТЫ, последователи религ.-политич. теченияв исламе, распространившегося в Неджде (Центр. Аравия) в кон. 18 в. Основоположник ваххабизма - Мухаммед ибн Абд аль Ваххаб (1703-1787). Гл. догмат В. - вера в безусловно единого бога(к-рый для В. антропоморфичен); отсюда самоназвание В. - мувахиддун - единобожники. В. отвергали всевозможные "новшества", появившиеся в процессе развития ислама, в т.ч. культ святых, дервишество, боролись с пережитками доисламских культов; придерживались суровой простоты нравов; большое внимание уделяли джихаду (священной войне против иноверцев). Политич. сущность ваххабизма заключалась в стремлении к объединению племен и мелких княжеств Аравии, ликвидации плем. раздоров и феод. анархии в интересах крупных федалов и купцов. К нач. 19 в. почти весь Аравийский п-ов был объединен В. в фед. гос-во, распавшееся после завоевания его Египтом (1811-18). В 1821 гос-во В. было восстановлено в рамках Неджда и существовало до последней четв. 19 в. Вновь воссоздано в нач. 20 в. В результате объединит. войн, к-рые велись в 20-ых гг. по рук. Ибн Сауда (1880-1953) гос-во В. расширилось до совр. границ (с 1932 г. наз. Саудовская Аравия). В Саудовской Аравии ваххабизм яволяется офиц. идеологией. Идеи ваххабизма получили нек-рое распространение в Индии, Афганистане, Индонезии, нек-рых странах Африки.

ИСЛАМ

Третьей (самой поздней по времени возникновения) мировой религией является ислам, или мусульманство. Это одна из самых распространенных религий: приверженцев ее насчитывается около 900 миллионов, преимущественно в Северной Африке, Юго-Западной, Южной и Юго-Восточной Азии. Арабо-язычные народы почти поголовно исповедуют ислам, тюрко-язычные и ирано-язычные — в подавляющем большинстве. Много мусульман также среди северо-индийских народов. Население Индонезии почти целиком придерживается ислама.