logo
2

Театрализованные праздники и обряды

– это многогранное общественное явление, отражающее наше прошлое и настоящее. Главное преимущество театрализованного действа перед обычной экскурсией – это активная и обязательная задействованность участников непосредственно в происходящих событиях. В социально-культурном туризме используется чаще всего одна из форм театрализованного действия – игровая. Возникающая игровая ситуация ставит человека в положение участника, а не зрителя театрализованного действия. Надо подчеркнуть, что верно найденная организаторами с помощью игры ассоциативная образность создает необходимую для театрализованного действия атмосферу, помогает создать активный эмоциональный настрой у собравшихся. Для создания игровой театрализации характерно образное решение, как правило, с удовольствием развивающееся всеми участниками во время воплощения действия в жизнь.

Ощущение праздничности – это ощущение радости, бодрости, приподнятости духа, т. е. настоящий положительный эмоциональный подъем. Способствование развитию положительных эмоций – очень важная задача на сегодня, так как в основном со всех сторон на современного человека оказывается отрицательное воздействие большинством средств массовой информации. А театрализованные праздники не только в процессе действия дают участникам какую-либо новую интересную информацию, но и поднимают эмоциональный фон. Участие в театрализованном шоу отвечает потребностям людей, особенно молодых, в широком социальном общении.

Таким образом, театрализация является особым видом социально-культурной деятельности с постоянно возрастающим спросом на нее в туристическом бизнесе. При организации театрализованного действия необходимо строго дифференцированно подходить к участникам мероприятия, т. е. учитывать их возраст, профессию, место проживания и, насколько это возможно, интересы, жизненный опыт.

Праздничное общение особенно тем, что сочетает межличностное общение с массовым. Массовое общение в театрализованном действии – не механический, а общественный момент. В отличие от спектаклей, где зрители – только зрители, в театрализованном празднике они непосредственные участники. Поэтому успех театрализованного действия в большой степени зависит от того, насколько предусмотрены в его сценарном замысле возможности общения как участников друг с другом, так и участников экскурсии с актерами.

Театрализованное массовое действие предполагает несколько основных этапов.

Первый этап

– подготовка к мероприятию. Она включает в себя широкое информирование, разнообразную рекламу театрализованного шоу, разработку сценария, подбор исполнителей, выбор места действия и многое другое.

Второй этап

– непосредственное проведение праздника, т. е. воплощение в жизнь сценария театрализованной экскурсии: организация праздника, вступительная часть, цепь эпизодов, кульминация и финал.

Третий этап

– активизация участников праздника после окончания театрализованного действия, включающая в себя проведение различных конкурсов, соревнований, а также проведение самодеятельных выступлений и т. д.

Метод театрализации – это не только одна из новых форм туристического обслуживания, но и значительное социально-педагогическое явление, представляющее собой сложное произведение сценического искусства. Конкретные театрализованные праздники проводятся для конкретной аудитории, как правило, только один раз. Поэтому организаторы должны именно с этого первого и единственного раза так воздействовать на участников мероприятия, чтобы все поставленные задачи были решены. В данном виде искусства репетиций на зрителях не бывает.

Особое место в театрализованном празднично-обрядовом действии занимают народные традиции и фольклор, которые являются богатством, выработанным поколениями и передающим в эмоционально-образной форме исторический опыт, культурное наследие.

Можно предложить следующие довольно простые приемы для привлечения участников в театрализованное действие, такие как:

1) костюмирование участников, которое стимулирует их активность и выступает своеобразной движущей силой всего происходящего. Кроме того, костюмирование позволяет ускорить процесс адаптации в нем участников праздника за счет ролевого общения, что импонирует как взрослым, так и детям всех возрастов;

2) коллективная импровизация, представляющая собой спонтанную художественную реакцию человека на происходящее действо;

3) различные формы состязаний в форме игрового конкурса. Конкурсы могут быть интеллектуальной, спортивной, музыкальной направленности. Желательно, чтобы они имели шуточный характер с вручением небольших, но символических, знаковых призов;

4) ритуальное действие — является обязательным структурным элементом, специфической особенностью любого театрализованного празднично-обрядового мероприятия, опирающегося на народные традиции. Использование ритуального действия связано как с календарными праздниками (такими как встреча весны, приход лета, проводы зимы), так и с выполнением определенных обрядовых действий исторического характера;

5) создание исторического фона с помощью особенностей (архитектурных, географических и др.) места проведения праздника. Если театрализованное шоу проводится просто в красивом природном уголке, но должно воспроизвести конкретное историческое событие, следует использовать, кроме костюмирования артистов и участников экскурсии, определенные приемы: символическое воссоздание древних жилищ (юрты, шатра, палатки, шалаша), старинных ярмарок с использованием реконструированных или стилизованных предметов.

Театрализованный праздник позволяет молодежи самовыразиться, получить большое положительное эмоциональное воздействие в результате непосредственного участия в празднике. Особо интересны на сегодняшний день в воспитательном значении исторические шоу и мероприятия, в которых ребята и взрослые знакомятся с уникальными традициями и обычаями народов нашей страны. Наиболее эффективным по своей эмоциональной силе в праздниках детей и подростков является игровое действие. Недаром известный педагог А. Макаренко

рассматривал праздники в первую очередь как организованную детскую игру, доставляющую радость ребенку.

Развивающая функция театрализованных мероприятий реализуется через воспитание. В результате участия в профессиональных театрализованных мероприятиях происходит эффективное усвоение молодыми людьми достижений национальной и мировой культуры, общечеловеческих знаний, способов поведения и деятельности.

В наш механизированный и электронный век театрализованные праздники являются просто жизненной необходимостью. Игровое действие строится на использовании эмоционального заряда и вызывает неподдельный интерес как у взрослых, так и особенно у детей. Несомненно, сильное эмоциональное воздействие на ребят оказывают театрализованные праздники, в которых удается найти сочетание яркой ассоциативной образности и активного реального коллективного действия.

Театрализованные праздники в качестве инновационных приемов в туризме могут служить серьезной основой и развивающего, и коммуникативного, и эмоционального воздействия на участников представления.

Мечта любого туриста – увидеть. Желательно увидеть живьем. Такую возможность как раз и предоставляют бренды событийного туризма.