logo search
ОДТП

24. Договорные отношения между туроператором и поставщиками тур услуг

Отношения между туроператором и поставщиками турист­ских услуг строятся на основании договоров о сотрудничестве в области туризма.Установление взаимовыгодных деловых отношений невоз­можно без достоверной информации о надежности потенциаль­ного поставщика: его правоспособности, кредитоспособности, дееспособности.Правоспособность — это наличие у туристского предприятия юридического основания на ведение туристской деятельности (такими документами признаются свидетельство о государствен­ной регистрации предприятия, а также лицензии на осуществле­ние туристской деятельности, международных перевозок и пр.).Кредитоспособность подразумевает наличие у предприятия необходимых финансовых средств для обеспечения своевремен­ных расчетов. Ее подтверждение может быть осуществлено дву­мя способами:путем анализа финансового состояния предприятия (разме­ров уставного фонда, годового оборота, прибылей и убытков за предыдущие годы);предоставлением банковской гарантий, на основании ко­торой банк принимает на себя всю ответственность за дей­ствия предприятия.Критериями дееспособности предприятия являются его эф­фективная деятельность, положение на рынке, репутация в де­ловом мире, квалификация персонала и т.д. Объективное пред­ставление о потенциальном поставщике возможно лишь на основе комплексного и динамичного анализа.Правильно организованная договорная работа туроператора помогает ему не попасть в зависимость от деятельности различ­ных поставщиков услуг. Крупные туроператоры обычно подпи­сывают долговременные контракты с отелями на определенное количество номеров или обеспечение полной загрузки отеля, что, с одной стороны, дает им низкие цены, но с другой — пред­ставляет определенный риск для владельца отеля (он может по­терять деньги в период высокой инфляции). Риск существует и для туроператора (он теряет деньги в случае, если не все туры будут проданы).Небольшие или специализированные туроператоры, реали­зуя особые, самостоятельные, инклюзивные туры, могут иметь соглашения с отелями о свободной продаже, в которых послед­ние согласны гарантировать размещение для максимального числа туристов. Такие соглашения вполне пригодны для неболь­ших туристских программ, но имеют один существенный недос­таток: иногда владельцы отелей сохраняют за собой право «за­крыть» определенную дату.Взаимоотношения с гостиничными предприятиями опреде­ляются в основном следующими соглашениями:о квоте мест с гарантией заполнения 30—80 %. По такому договору туристское предприятие получает от гостиницы определенное количество мест, которые оно обязано в те­чение периода, оговоренного в контракте, заполнить тури­стами. При этом предприятие гарантирует оплату 30—80 % выделенной квоты мест, даже если они не будут использо­ваны. Остальную часть квоты предприятие имеет право ан­нулировать в установленные сроки. По этому договору предприятие получает на гостиничные места цены более низкие, чем при обычных тарифах;о квоте мест без гарантии заполнения. В этом случае тури­стское предприятие не берет на себя никакой гарантии за­полнения выделенной ей квоты мест. Поэтому в силу вступает обычное правило аннуляции мест, не использо­ванных в установленные сроки. Туристское предприятие рассчитывается с гостиницей по обычным тарифам;о твердой закупке мест с полной оплатой. По такому дого­вору турпредпритие гарантирует гостинице полную оплатувыделенной квоты мест независимо от их заполнения. При таких условиях оно выторговывает более низкие цены на размещение в гостинице, чем обычно;о текущем бронировании. Это наиболее типичный договор для туристских фирм, особенно занимающихся организа­цией индивидуального туризма. По договору предприятие не получает от гостиницы никакой квоты мест. При обра­щении клиента оно направляет гостинице заявку на брони­рование и только после получения от нее подтверждения производит продажу гостиничных услуг. При таком дого­воре действуют обычные тарифы на гостиничные места.В любом варианте договоров следует предусматривать (огова­ривать) следующие условия:стоимость номеров и бронирования;тип номеров и необходимое их количество;продолжительность (сезоны) обслуживания;свободные периоды;графики заездов туристов;сроки и продолжительность разового обслуживания;набор входящих услуг;количество и форма организации питания — варианты предоставления питания в ресторане гостиницы (завтрак, полупансион, полный пансион, шведский стол и т.д.); время обслуживания туристов питанием; специальные удобства на отдыхе (например, для инвалидов, вегетарианцев; при пользовании городским пляжем и т.д.);языки, которыми необходимо владеть персоналу; » сроки подтверждения заезда туристов (бронирования); сроки снятия заездов без предъявления штрафных санкций; » величина штрафных санкций в зависимости от сроков отказа; скидки на большой заезд или постоянную загрузку; материальная ответственность за неполный заезд (количе­ственный), срыв заезда, отказ в размещении гостей и др.; другие специфические вопросы (например, входит ли в стои­мость номера пользование в гостинице сауной, бильярдом и др., время работы бассейна и пр.).Кроме того, важно обратить внимание на гарантии, которые предоставляет поставщик услуги (например, гарантирует ли гос­тиница обещанное размещение).Во взаимоотношениях с поставщиками услуг необходимо пре­дусмотреть (зафиксировать в договоре) условие о невозможности повышения цен (цены можно повышать только на непроданные услуги) и отработать механизм исполнения этого условия.Если питание организуется вне средства размещения тури­стов и не входит в контракт с гостиницей, туристское предпри­ятие заключает соответствующий договор с отдельными предпри­ятиями питания.В таком договоре должны быть отражены:оличество единовременно обслуживаемых туристов;регулярность и величина заказов;вид питания;примерные варианты меню;примерные цены на различные рационы питания;скидки на большое количество клиентов или на постоян­ное обеспечение клиентуры;сроки подачи заявок на питание;предельные сроки снятия заказа без предъявления штраф­ных санкций;материальная ответственность за срыв питания с одной или другой стороны с указанием сроков наступления мате­риальной ответственности и др.Договорные взаимоотношения с автотранспортными пред­приятиями (АТП) строятся на основании договора аренды транспортного средства с экипажем (водителями). По этому Документу арендодатель (АТП) предоставляет арендатору (туристскому предприятию) транспортное средство во временное владение и пользование за плату и оказывает своими силами Услуги по управлению им и его технической эксплуатации.Водители автобуса (их квалификация) должны отвечать обя­зательным для сторон правилам и условиям договора или требо­ваниям обычной практики, так как они являются работниками арендодателя и подчиняются распоряжениям АТП, касающимся управления и технической эксплуатации, а также распоряжени­ям туристского предприятия, касающимся коммерческой экс­плуатации автобуса. Как правило, расходы по оплате услуг води­телей, а также расходы на их содержание несет АТП.Если иное не предусмотрено договором аренды автобуса с эки­пажем, обязанность страховать транспортное средство и ответст­венность за ущерб им или третьим лицам в связи с эксплуатацией автобуса возлагается на АТП в случаях, когда такое страхование является обязательным в силу закона или договора. Например, при организации зарубежных поездок необходимы оформление специальной страховки (зеленой карты) и страхование ответствен­ности за ущерб, причиненный третьим лицам. В договоре с АТП следует оговорить обязательное наличие такой страховки на автобус. Если иное не предусмотрено договором аренды автобуса с экипажем, туристское предприятие обычно несет расходы, возникающие в связи с эксплуатацией транспортного средства, в том числе на оплату топлива и других материалов, расходуемых в процессе эксплуатации, а также сборов (дорожных, стояноч­ных и пр.). Кроме того, в договоре с автотранспортным предпри­ятием необходимо оговорить следующее:марки автотранспортных средств, выделяемых для обслу­живания туристов (автомашин, автобусов);цены и тарифы;графики и сроки работы автотранспорта;маршруты, на которых будет использоваться автотранспорт; » сроки подачи заявок на выделение автотранспорта;сроки отказа от заявок без предъявления штрафных санкций; материальную ответственность АТП за срыв подачи авто­транспорта на обслуживание туристов;материальную ответственность туристского предприятия за нарушение использования автотранспорта;максимальные сроки ожидания автотранспорта при опо­здании туристов;максимальные сроки ожидания туристов при опоздании (неподаче) автотранспорта;основные права и обязанности туристов, гидов, экскурсо­водов при пользовании автотранспортными средствами;скидки и льготы (возможные варианты).В международном и отечественном туризме принимаются меры по обеспечению безопасности туристов на автобусных турах и обес­печению стандартов обслуживания. Так, во многих странах сущест­вует лицензирование автобусных перевозок туристов и экскурсантов.Договоры с авиакомпаниями могут быть трех видов: а) дого­вор на квоту мест на регулярных авиарейсах; б) агентское согла­шение; в) чартер (аренда самолета).Договор на квоту мест на регулярных авиарейсах должен учи­тывать, что она может быть жесткой или мягкой. Это влияет как на условия договора, так и на специальные льготы и скидки. При жесткой квоте мест вся ответственность за их нереализа-цию независимо от причины ложится на туристскую фирму. При мягкой квоте мест устанавливаются сроки возможного отка­за туристской фирмы от квоты или ее части по причине нереали­зации туристских путевок. Эти сроки предусматривают возмож­ность дальнейшей реализации этих мест самой авиакомпанией или ее агентами. Договор с авиакомпанией на квоту мест на ре­гулярных авиарейсах включает:график функционирования туров в направлении «туда» и «обратно» с указанием мест назначения;количество туристов в каждой группе (квота мест); сроки подачи заявок и выкупа авиабилетов; сроки снятия заказов на билеты без удержания штрафов (мягкий блок);виды тарифов на приобретаемые билеты, льготные тарифы, условия предоставления льготных тарифов;скидки и льготы на квоту мест;порядок и сроки возврата выкупленных, но неиспользо­ванных билетов, материальную ответственность, вытекаю­щую из сроков возврата (мягкий блок).Некоторые авиакомпании считают своими агентами все тури­стские фирмы, имеющие с ними договор на квоту мест. Однако в чистом виде агентское соглашение — это работа по реализации авиабилетов, т.е. когда туристская фирма получает возможность самостоятельно выступать как агентство авиакомпании по прода­же авиабилетов, что упрощает и ускоряет процедуру бронирова­ния и оформления проездных документов. Туристская фирма сама выступает в качестве кассы по продаже билетов авиакомпании, т.е. выписывает билеты и имеет соответствующее компьютерное оборудование и право доступа к сети бронирования данной авиа­компании.