24. Договорные отношения между туроператором и поставщиками тур услуг
Отношения между туроператором и поставщиками туристских услуг строятся на основании договоров о сотрудничестве в области туризма.Установление взаимовыгодных деловых отношений невозможно без достоверной информации о надежности потенциального поставщика: его правоспособности, кредитоспособности, дееспособности.Правоспособность — это наличие у туристского предприятия юридического основания на ведение туристской деятельности (такими документами признаются свидетельство о государственной регистрации предприятия, а также лицензии на осуществление туристской деятельности, международных перевозок и пр.).Кредитоспособность подразумевает наличие у предприятия необходимых финансовых средств для обеспечения своевременных расчетов. Ее подтверждение может быть осуществлено двумя способами:путем анализа финансового состояния предприятия (размеров уставного фонда, годового оборота, прибылей и убытков за предыдущие годы);предоставлением банковской гарантий, на основании которой банк принимает на себя всю ответственность за действия предприятия.Критериями дееспособности предприятия являются его эффективная деятельность, положение на рынке, репутация в деловом мире, квалификация персонала и т.д. Объективное представление о потенциальном поставщике возможно лишь на основе комплексного и динамичного анализа.Правильно организованная договорная работа туроператора помогает ему не попасть в зависимость от деятельности различных поставщиков услуг. Крупные туроператоры обычно подписывают долговременные контракты с отелями на определенное количество номеров или обеспечение полной загрузки отеля, что, с одной стороны, дает им низкие цены, но с другой — представляет определенный риск для владельца отеля (он может потерять деньги в период высокой инфляции). Риск существует и для туроператора (он теряет деньги в случае, если не все туры будут проданы).Небольшие или специализированные туроператоры, реализуя особые, самостоятельные, инклюзивные туры, могут иметь соглашения с отелями о свободной продаже, в которых последние согласны гарантировать размещение для максимального числа туристов. Такие соглашения вполне пригодны для небольших туристских программ, но имеют один существенный недостаток: иногда владельцы отелей сохраняют за собой право «закрыть» определенную дату.Взаимоотношения с гостиничными предприятиями определяются в основном следующими соглашениями:о квоте мест с гарантией заполнения 30—80 %. По такому договору туристское предприятие получает от гостиницы определенное количество мест, которые оно обязано в течение периода, оговоренного в контракте, заполнить туристами. При этом предприятие гарантирует оплату 30—80 % выделенной квоты мест, даже если они не будут использованы. Остальную часть квоты предприятие имеет право аннулировать в установленные сроки. По этому договору предприятие получает на гостиничные места цены более низкие, чем при обычных тарифах;о квоте мест без гарантии заполнения. В этом случае туристское предприятие не берет на себя никакой гарантии заполнения выделенной ей квоты мест. Поэтому в силу вступает обычное правило аннуляции мест, не использованных в установленные сроки. Туристское предприятие рассчитывается с гостиницей по обычным тарифам;о твердой закупке мест с полной оплатой. По такому договору турпредпритие гарантирует гостинице полную оплатувыделенной квоты мест независимо от их заполнения. При таких условиях оно выторговывает более низкие цены на размещение в гостинице, чем обычно;о текущем бронировании. Это наиболее типичный договор для туристских фирм, особенно занимающихся организацией индивидуального туризма. По договору предприятие не получает от гостиницы никакой квоты мест. При обращении клиента оно направляет гостинице заявку на бронирование и только после получения от нее подтверждения производит продажу гостиничных услуг. При таком договоре действуют обычные тарифы на гостиничные места.В любом варианте договоров следует предусматривать (оговаривать) следующие условия:стоимость номеров и бронирования;тип номеров и необходимое их количество;продолжительность (сезоны) обслуживания;свободные периоды;графики заездов туристов;сроки и продолжительность разового обслуживания;набор входящих услуг;количество и форма организации питания — варианты предоставления питания в ресторане гостиницы (завтрак, полупансион, полный пансион, шведский стол и т.д.); время обслуживания туристов питанием; специальные удобства на отдыхе (например, для инвалидов, вегетарианцев; при пользовании городским пляжем и т.д.);языки, которыми необходимо владеть персоналу; » сроки подтверждения заезда туристов (бронирования); сроки снятия заездов без предъявления штрафных санкций; » величина штрафных санкций в зависимости от сроков отказа; скидки на большой заезд или постоянную загрузку; материальная ответственность за неполный заезд (количественный), срыв заезда, отказ в размещении гостей и др.; другие специфические вопросы (например, входит ли в стоимость номера пользование в гостинице сауной, бильярдом и др., время работы бассейна и пр.).Кроме того, важно обратить внимание на гарантии, которые предоставляет поставщик услуги (например, гарантирует ли гостиница обещанное размещение).Во взаимоотношениях с поставщиками услуг необходимо предусмотреть (зафиксировать в договоре) условие о невозможности повышения цен (цены можно повышать только на непроданные услуги) и отработать механизм исполнения этого условия.Если питание организуется вне средства размещения туристов и не входит в контракт с гостиницей, туристское предприятие заключает соответствующий договор с отдельными предприятиями питания.В таком договоре должны быть отражены:оличество единовременно обслуживаемых туристов;регулярность и величина заказов;вид питания;примерные варианты меню;примерные цены на различные рационы питания;скидки на большое количество клиентов или на постоянное обеспечение клиентуры;сроки подачи заявок на питание;предельные сроки снятия заказа без предъявления штрафных санкций;материальная ответственность за срыв питания с одной или другой стороны с указанием сроков наступления материальной ответственности и др.Договорные взаимоотношения с автотранспортными предприятиями (АТП) строятся на основании договора аренды транспортного средства с экипажем (водителями). По этому Документу арендодатель (АТП) предоставляет арендатору (туристскому предприятию) транспортное средство во временное владение и пользование за плату и оказывает своими силами Услуги по управлению им и его технической эксплуатации.Водители автобуса (их квалификация) должны отвечать обязательным для сторон правилам и условиям договора или требованиям обычной практики, так как они являются работниками арендодателя и подчиняются распоряжениям АТП, касающимся управления и технической эксплуатации, а также распоряжениям туристского предприятия, касающимся коммерческой эксплуатации автобуса. Как правило, расходы по оплате услуг водителей, а также расходы на их содержание несет АТП.Если иное не предусмотрено договором аренды автобуса с экипажем, обязанность страховать транспортное средство и ответственность за ущерб им или третьим лицам в связи с эксплуатацией автобуса возлагается на АТП в случаях, когда такое страхование является обязательным в силу закона или договора. Например, при организации зарубежных поездок необходимы оформление специальной страховки (зеленой карты) и страхование ответственности за ущерб, причиненный третьим лицам. В договоре с АТП следует оговорить обязательное наличие такой страховки на автобус. Если иное не предусмотрено договором аренды автобуса с экипажем, туристское предприятие обычно несет расходы, возникающие в связи с эксплуатацией транспортного средства, в том числе на оплату топлива и других материалов, расходуемых в процессе эксплуатации, а также сборов (дорожных, стояночных и пр.). Кроме того, в договоре с автотранспортным предприятием необходимо оговорить следующее:марки автотранспортных средств, выделяемых для обслуживания туристов (автомашин, автобусов);цены и тарифы;графики и сроки работы автотранспорта;маршруты, на которых будет использоваться автотранспорт; » сроки подачи заявок на выделение автотранспорта;сроки отказа от заявок без предъявления штрафных санкций; материальную ответственность АТП за срыв подачи автотранспорта на обслуживание туристов;материальную ответственность туристского предприятия за нарушение использования автотранспорта;максимальные сроки ожидания автотранспорта при опоздании туристов;максимальные сроки ожидания туристов при опоздании (неподаче) автотранспорта;основные права и обязанности туристов, гидов, экскурсоводов при пользовании автотранспортными средствами;скидки и льготы (возможные варианты).В международном и отечественном туризме принимаются меры по обеспечению безопасности туристов на автобусных турах и обеспечению стандартов обслуживания. Так, во многих странах существует лицензирование автобусных перевозок туристов и экскурсантов.Договоры с авиакомпаниями могут быть трех видов: а) договор на квоту мест на регулярных авиарейсах; б) агентское соглашение; в) чартер (аренда самолета).Договор на квоту мест на регулярных авиарейсах должен учитывать, что она может быть жесткой или мягкой. Это влияет как на условия договора, так и на специальные льготы и скидки. При жесткой квоте мест вся ответственность за их нереализа-цию независимо от причины ложится на туристскую фирму. При мягкой квоте мест устанавливаются сроки возможного отказа туристской фирмы от квоты или ее части по причине нереализации туристских путевок. Эти сроки предусматривают возможность дальнейшей реализации этих мест самой авиакомпанией или ее агентами. Договор с авиакомпанией на квоту мест на регулярных авиарейсах включает:график функционирования туров в направлении «туда» и «обратно» с указанием мест назначения;количество туристов в каждой группе (квота мест); сроки подачи заявок и выкупа авиабилетов; сроки снятия заказов на билеты без удержания штрафов (мягкий блок);виды тарифов на приобретаемые билеты, льготные тарифы, условия предоставления льготных тарифов;скидки и льготы на квоту мест;порядок и сроки возврата выкупленных, но неиспользованных билетов, материальную ответственность, вытекающую из сроков возврата (мягкий блок).Некоторые авиакомпании считают своими агентами все туристские фирмы, имеющие с ними договор на квоту мест. Однако в чистом виде агентское соглашение — это работа по реализации авиабилетов, т.е. когда туристская фирма получает возможность самостоятельно выступать как агентство авиакомпании по продаже авиабилетов, что упрощает и ускоряет процедуру бронирования и оформления проездных документов. Туристская фирма сама выступает в качестве кассы по продаже билетов авиакомпании, т.е. выписывает билеты и имеет соответствующее компьютерное оборудование и право доступа к сети бронирования данной авиакомпании.
- 1. Основные этапы развития мирового туризма.
- 2. Мотивация и барьеры к путешествиям.
- 3. Международные туристические организации и их деятельность.
- 4. Всемирная туристическая организация, ее структура и функции.
- 7. Классификация туризма по видам.
- 8.Классификация потребителей туристических услуг.
- 9.Понятие туристического предприятия, его внешняя и внутренняя среда.
- 10. Миссии и цели туристического предприятия.
- 14. Организационно-правовые формы туристического предприятия
- 15. Лицензирование туристской деятельности, его цели
- 16. Стандартизация туристических услуг, цели и основные понятия.
- 17. Сертификация туристических услуг, цели и основные понятия.
- 18. Процедура реорганизации, ликвидации туристического предприятия
- 20. Модели взаимодействия туроператоров и турагентов
- 22. Общая характеристика договоров, их разновидности и требования к составителю
- 23. Договорные отношения между туроператором и турагентам.
- 24. Договорные отношения между туроператором и поставщиками тур услуг
- 25. Показатели экономической эффективности туристического предприятия.
- 26. Основные методы ценообразовании в туризме их преимущества и недостатки