20. Модели взаимодействия туроператоров и турагентов
Туристический продукт формируется из услуг организаций, причастных к обслуживанию населения на отдыхе и в путешествии. Это транспортные фирмы и компании, гостиницы, рестораны, кафе, экскурсионные фирмы, музеи и выставочные залы, парки аттракционов, азартные мероприятия и заведения, спортивные и курортные организации.Комплектацией туристического продукта, то есть формированием набора услуг под названием «тур», занимаются туроператоры.Туроператор составляет дифференцированные туристические продукты из составляющих услуг в соответствии с требованиями и пожеланиями клиентов.Туроператор разрабатывает туристические маршруты, насыщает их услугами посредством взаимодействия с поставщиками услуг, обеспечивает функционирование туров и предоставление услуг, подготавливает рекламно-информационные издания по своим турам, рассчитывает цены на туры, передает туры турагенту для их последующей реализации туристам.Главной рыночной ролью этих организаций является соединение поставщиков услуг с клиентами-туристами. Это специфический туристический вид бизнеса. Здесь важен правильный выбор поставщиков услуг, основанный на профессиональных знаниях туристического рынка, бизнеса, особенностей и рычагов его развития и управления.На практике бывает очень трудно определить различие между туроператорами и турагентами. Чаще всего обе две функции выполняет одна организация, которая может сама разрабатывать маршруты как туроператор и продавать их туристам и другим турагентам, одновременно как турагент, приобретать туры у других фирм для своих клиентов.Интенсивное развитие индустрии туризма, возникновение и усиление конкуренции повлияли на формирование структуры туроператоров и предопределили их дальнейшую специализацию.По виду деятельности туроператоры бывают:- операторами массового рынка – они продают большое число туристических пакетов, в которые часто включаются чартерные авиарейсы в определенные пункты назначения, главным образом в места развития массового туризма.- специализированными операторами – они специализируются на определенном продукте или сегменте рынка (на определенной стране, на определенном виде туризма и так далее).В свою очередь, специализированные операторыподразделяются на туроператоров:- специального интереса (например, организация сафари в Африке);- специального места назначения (например, фирмы, специализирующиеся только на Англии или Испании);- определенной клиентуры (молодежные, бизнес - туры, семейные туры и так далее);- специальных мест назначения (например, турбазы и тому подобное);- использующих определенный вид транспорта (автобусы, теплоходы и так далее);По месту деятельности туроператоры бывают:- местными (внутренними) – они ориентируют туристические пакеты в пределах Российской Федерации;- выездными – они ориентируют туристические пакеты на зарубежные страны;- операторами на приеме – они базируются в месте назначения (в стране назначения) и обслуживают прибывающих иностранных туристов в пользу других операторов и агентов.Кроме того, туроператоров можно подразделить на инициативных и рецептивных.Инициативные туроператоры – это операторы, отправляющие туристов за рубеж или в другие регионы по договоренности с принимающими (рецептивными) операторами или с туристскими организациями. Отличием их от туристских агентств, занимающихся исключительно продажей чужих туров, является то, что они занимаются комплектацией туристического продукта, состоящего из не менее чем трех услуг- размещение;- транспортировка туристов;- любая другая, не связанная с вышеназванными, услуга.Классический инициативный туроператор формирует сложные маршрутные туры, комплектуя их из услуг местных туроператоров в разных местах посещения (по маршруту), обеспечивает проезд к месту начала путешествия и обратно и организует предоставление внутримаршрутного транспорта. К таким туроператорам относятся выездные туроператоры и внутренние туроператоры, занимающиеся отправкой внутренних туристов в другие регионы страны.Рецептивные туроператоры – это туроператоры на приеме, то есть комплектующие туры и программы обслуживания туристов с использованием прямых договоров с поставщиками услуг (гостиницами, организациями питания, досугово - развлекательными учреждениями и так далее).Согласно действующему международному и российскому законодательству за качество предоставленной услуги полную ответственность перед туристом несет та организация, которая сформировала и продала ему пакет услуг, независимо от того, сама она предоставляет эти услуги или третье лицо (поставщик услуг).Турагенты.Турагент реализует туристический продукт клиенту в виде комплексов (инклюзив-туров) или свободного набора услуг (заказных туров).Турагент – это посредник, занимающийся продажей сформированных туроператором туров, действующий на основе посреднических договоров или продавец, действующий на основе договоров купли – продажи туристических продуктов.Турагент добавляет к приобретаемому туру проезд туристов от места их проживания до первого по маршруту пункта размещения, от последнего на маршруте пункта размещения и обратно.Турагентство – достаточно распространенный вид бизнеса в туризме. Значительная часть фирм действует как розничные турагентства, работая с клиентами напрямую.Основные задачи турагентства:- полное и широкое освещение возможностей отдыха и путешествий по всем имеющимся турам, курортам, туристическим центрам и так далее;- продвижение этой информации с помощью рекламы;- организация продажи туристического продукта в соответствии с современными методами торговли, а также используя специфику и особенности туристического бизнеса.Туристические агентства могут иметь разнообразные формы:- чисто туристические агентства по продаже туров, сформированных туроператорами, на условиях комиссионного вознаграждения;- транспортно-туристические агентства по организации транстуров. Здесь есть перспективы для создания совместных фирм с транспортными организациями: авиационно-транзитными организациями, авиакомпаниями, железными дорогами. Вариантом взаимодействия с перевозчиками также являются агентские соглашения по реализации транспортных билетов.С точки зрения специфики деятельности, турагентства могут быть:- многопрофильными (наиболее распространены), то есть осуществляющими комплексное обслуживание любых клиентов, включая отпускников, командированных и прочих;- специализированными, наиболее распространенными из них являются коммерческие турагентства, организующие деловые поездки для крупных компаний, включая конгрессное обслуживание, а также специализирующиеся в организации отдыха.Турагенты и туроператоры могут иметь разнообразные формы собственности. Главной рыночной задачей как турагента, так и туроператора остается обеспечение устойчивого положения на туристском рынке и получение прибыли.Турагенты и туроператоры различаются между собой:- по системе доходов.Туроператор имеет некоторый туристический продукт, и его прибыль формируется из разницы между затратами на его формирование и ценой продажи. Часто туроператор приобретает отдельные услуги, из которых затем формирует комплексный туристический продукт со своим механизмом ценообразования.В то же время, турагент действует как розничный продавец, и его прибыль получается из комиссионных за продажу чужого туристического продукта; либо разницы между ценой покупки и ценой продажи. Турагент реализует туристический продукт (часто и отдельные услуги: авиабилеты, номера в гостиницах и так далее) по реальным ценам туроператоров.- по принадлежности туристического продукта.Туроператор всегда имеет запас туристического продукта для продажи, а турагент запрашивает определенный продукт (услугу), только тогда, когда клиент выражает покупательский интерес.
- 1. Основные этапы развития мирового туризма.
- 2. Мотивация и барьеры к путешествиям.
- 3. Международные туристические организации и их деятельность.
- 4. Всемирная туристическая организация, ее структура и функции.
- 7. Классификация туризма по видам.
- 8.Классификация потребителей туристических услуг.
- 9.Понятие туристического предприятия, его внешняя и внутренняя среда.
- 10. Миссии и цели туристического предприятия.
- 14. Организационно-правовые формы туристического предприятия
- 15. Лицензирование туристской деятельности, его цели
- 16. Стандартизация туристических услуг, цели и основные понятия.
- 17. Сертификация туристических услуг, цели и основные понятия.
- 18. Процедура реорганизации, ликвидации туристического предприятия
- 20. Модели взаимодействия туроператоров и турагентов
- 22. Общая характеристика договоров, их разновидности и требования к составителю
- 23. Договорные отношения между туроператором и турагентам.
- 24. Договорные отношения между туроператором и поставщиками тур услуг
- 25. Показатели экономической эффективности туристического предприятия.
- 26. Основные методы ценообразовании в туризме их преимущества и недостатки