logo search
Voprosy_po_kulturologii_k_3_1

19) Китайские мотивы в русском искусстве.(Дворцы в Спб, в поэзии «серебряного» века)

Серебряный век - феномен русской культуры рубежа XIX - XX вв. в самых разных сферах искусства - в музыке, живописи, архитектуре, театре, литературе... - представил колоссальное разнообразие всевозможных стилей и течений, среди которых, пожалуй, нет смысла выявлять ведущие, так как это многообразие и было главным отличием эпохи.

Свободными переложениями восточной поэзии, такими как "Фарфоровый павильон. Китайские стихи", был увлечён Николай Гумилёв (1886-1921). Восточные мотивы слышны и в творчестве Велимира Хлебникова (1885-1922) - главы литературной группы футуристов-будетлян.

  1. Китайский кабинет петровского Монплезира в Петергофе.

2. Китайская деревня в Александровском парке Царского села.

Китайская деревня была построена в 1782 - 1796 годах архитекторами Ч. Камероном и В. Нееловым.

Идея сооружения Китайской деревни в Александровском парке была ненова. Подобные деревушки в XVIII веке были построены в Швеции, в парке королевского замка Дротнингхольм близ Стокгольма и в Германии, в Вильгельмсхёе, близ Касселя, и в других местах.

Первоначально стены домиков были облицованы глазурованной фаянсовой плиткой, изготовленной на фабрике А. Конради в Красном Селе. Однако они потрескались от морозов, и в 1780 году Ч. Камерон приказал здания оштукатурить и расписать орнаментальными восточными мотивами. Украшением домиков являлись расписанные драконами, "шахматами" и "под рыбью чешую" изогнутые крыши, декорированные фигурами фантастических животных. Нарядный декор Китайской деревни сохранялся недолго и был в значительной степени утрачен при неудачной перестройке в 1817 - 1822 годах В. Стасовым.

Со смертью императрицы Екатерины II работы в Китайской деревне были прекращены. Император Павел I в 1798 году отдал приказ о разборке уже построенных домиков для получения материала на постройку Михайловского замка в Петербурге. К счастью, это распоряжение выполнено не было.