logo
Voprosy_po_kulturologii_k_3_1

7) Когда возникли пещерные храмы и монастыри? Как они строились? Какие памятники изобразительного искусства сохранились в пещерных храмах?

  Только в Аджанте известно более 30 буддийских пещерных храмов, построенных в период II в. до н.э. – VI  в. н.э.

Из пещерных комплексов наиболее интересны комплексы в городе Карле и в Эллоре.

Пещерный храм в Карле имеет почти 14 м в высоту, 14 м в ширину и около 38 м в длину.

Здесь находится большое число скульптур и ступ. В Гуптскую эпоху началось

строительство пещерного комплекса в Эллоре, которое продолжалось в течение

нескольких веков.

Скальные храмы Эллоры вырублены из скального монолита (как и памятники Петры — древнего города в Иордании, воплотившего в себе влияние египетской, греческой, римской архитектуры); например, храм Кайласа в Эллоре хочется назвать одним из чудес света: ведь весь храм — от высокого цоколя, украшенного фигурами слонов и львов в натуральную величину, до пирамидальных башен — все это высечено из одного цельного куска камня на протяжении 150 лет, все это представляет собой не строение, а скульптуру.

Ключом к пониманию искусства Индии принято считать фрески пещер Аджанты и скальные храмы Эллоры. По фрескам Аджанты можно изучать архитектуру древних городов, старинные костюмы, ювелирные изделия, образцы оружия. Это декоративное богатство — поистине энциклопедия индийского национального искусства.

Вся человеческая жизнь, от рождения до смерти, все слои общества, от царя до раба, от святого до грешника, все человеческие чувства: любовь и ненависть, радость и горе, все это нашло отражение в пещерных храмах Аджанты. Они поистине стали зеркалом жизни далеких веков. Стенные росписи Аджанты и прежде всего образы «небесных дев», поража-;ют сходством с китайскими пещерными храмами Дуньхуана. Даже судьбы этих исторических памятников удивительно схожи. Они были почти одновременно оставлены людьми и попали в забвение на много веков.