23) Сравните традиционный театр «ноо» с театром «кабуки». Когда возникло это искусство? о чем говорит символика театра?
Одним из ранних видов театра стал театр но (яп. но:?, «талант, мастерство»), сложившийся в XIV-XV веках, актёры играли в масках и роскошных костюмах. Театр считается «маскированной» драмой, но маски (о-мотэ) надевают лишь ситэ и ваки.
Драмы Но излагают известные легенды, религиозные притчи и военные повести. Почти весь текст произносят главный персонаж -ситэ («действователь») и ваки («боковой» персонаж).
На масках, которых в спектаклях Но используется более двухсот, сохранились черты лиц эпохи Муромати (начало XIV-XI вв. до н.э.): сбритые и вновь нарисованные у самых корней волос брови - у девушек, начерненные зубы - у молодых воинов-самураев. Независимо от маски актер не меняет свой голос, и молодая девушка может петь хриплым мужским голосом (все роли играют мужчины). К женским маскам надевается длинный черный парик, к личинам демонов - ниспадающий на пол красный, к образам стариков - белый. Выбор костюма тоже задает характеристику персонажа. Благородный белый и красный цвета - к лицу божествам, высокородным особам и красавицам. Сочетание этих цветов означает молодость и силу. Бледно-голубой вместе с коричневым подойдут спокойному персонажу незнатного происхождения. Символика масок и костюмов дополняется символическими жестами, которые обозначают и состояние героя, и место действия. Так, плач выражается медленными движениями руки с закрытым веером к опущенному лицу. По касанию раскрытым веером левого плеча, если лицо поднято и обращено вправо вверх, зритель узнает, что действие происходит лунной ночью. Веер в театре Но обыгрывают всеми возможными способами. Это и пишущая кисть, и меч, и сосуд с вином, и кнут. Взмах «кнута» - «всадник скачет по дороге».
В XVII веке сложился один из наиболее известных видов японского традиционного театра — кабуки (яп. «песня, танец, мастерство»?), актёры этого театра были исключительно мужчины, их лица были сложным образом загримированы. Высоко ценится искусство оннагата (яп. женский образ?), актёров, исполняющих женские роли.
Исходное состояние актера на сцене Кабуки - неподвижность. Он оживает только тогда, когда наступает его черед играть. Движение состоит из перехода от одних поз - миэ - к другим. Когда в миэ застывает целая группа, на сцене образуется живописная картина. Зритель должен спокойно созерцать миэ, подобно тому как он любуется изменчивой неподвижностью сада камней. Сцена миэ сопровождается ритмичными хлопками деревянных брусков - хёсиги - друг о друга. В наиболее драматичные моменты удары хёсиги учащаются. В Кабуки актеры стали впервые выступать без масок. Традиционный грим - кумадори - напоминает черты масок Но и маски кукольного театра. Основные цвета кумадори - красный, синий и черный. Красные полосы обозначают страсть, справедливость и доблесть; синие - зло, страх и потусторонность; черные и алые - божественность и колдовскую силу. Символика цвета дополняется чуть утрированной мимикой: зрачки, сведенные к переносице, означают устремление; поднятые углы губ - надменность и усмешку; приподнятые внешние концы бровей - гнев.
- На каком языке разговаривали в древности? Что такое санскрит?
- Дайте характеристику основных учений в Индии. Как образовались эти учения в художественной культуре.
- Какой период в развитии художественной культуры Древней Индии называется «ведический»?
- 5) О чем рассказывает эпическая поэма «Махабхарата»? Какие религиозные и этические ценности лежат в основе этого сочинения?
- 6) Когда стали возводить ступы? Чем они отличаются от египетских пирамид?
- 7) Когда возникли пещерные храмы и монастыри? Как они строились? Какие памятники изобразительного искусства сохранились в пещерных храмах?
- 8) В чем самобытность музыкального искусства Древней Индии? Как соотноситься танец и музыка, в чем состоит символика танцевальных движений?
- Различают три разновидности индийского классического танца
- 10) Основные периоды становления и развития Китайского государства от древности до 18в и своеобразие китайской художественной культуры.
- 11) Какую роль в возникновении мифологии Китая сыграло земледелие? Как отразились мифологические образы в китайском искусстве?
- 12) Что такое каллиграфия? Какое ее место и значение в искусстве Китая?
- 13) Какую роль сыграло конфуцианство в истории китайской культуры? Как повлияло это учение на искусство?
- 14) Какие памятники искусства Древнего Китая вы знаете?
- 15) Какие жанры китайской живописи вам известны?
- 16) Когда возвели Великую Китайскую стену? Каков ее современный вид?
- 17) Какую роль сыграл буддизм в становлении и развитии китайской художественной культуры средних веков?
- 18) Когда Пекин стал столицей Китая? Опишите его устройство и как выглядит Запретный город.
- 19) Китайские мотивы в русском искусстве.(Дворцы в Спб, в поэзии «серебряного» века)
- 20) Политическая и общественная жизнь Японии с древнейших времен до 19 века и развитие художественной культуры.
- 21) На каком языке созданы памятники письменности в Японии? На каком языке сегодня говорят в Японии?
- 22) Как влияло мировоззрение японцев на формирование художественных традиций? в чем Японские мастера видели идеал красоты?
- 23) Сравните традиционный театр «ноо» с театром «кабуки». Когда возникло это искусство? о чем говорит символика театра?
- 24) Что такое икэбана? Можно ли считать икэбаной простое сочетание цветов и веток, лишенное подтекста?
- 25) Расскажите о японской чайной церемонии.
- 26) Как устроен традиционный японский дом?
- 27) Каковы особенности японской художественной культуры позднего средневековья? Расскажите об императорском дворце и замках Японии.
- 28) Расскажите о японском саде. Что вам известно о пейзажном саде? Значение в нем камней, мхов, воды?