В Республике Беларусь
1.1 Понятие об олимпийском образовании.
1.2 Ценности и функции олимпийского образования.
1.3 Методологические, системообразующие и инфраструктурные
основания олимпийского образования в Республике Беларусь.
1.1 Понятие об олимпийском образовании. Появление человечества на планете земля предопределило наличие огромного количества проблем, которые характерны для каждой эпохи. Не является исключением и ХХI столетие, где наряду с великими открытиями и культурным наследием (живопись, музыка, литература, освоение космоса, передовые технологии и повсеместная компьютеризация и др.) соседствуют глобальные катаклизм, разрушения и бездуховность (войны, межнациональные распри, ядерная и экологическая опасности, диктатуры, технико-технологические катастрофы, международный терроризм, наркомания, духовна деградация, автономизация стран, народов, сообществ, семей, отдельных людей и т.п.). Мировое человеческое сообщество постоянно ищет пути устранения, а точнее – снижения степени риска для земной цивилизации. Именно поэтому возникают всевозможные международные структуры (ООН, ЮНЕСКО, ВОЗ, МАГАТЭ), общественные движения (Гринпис, Врачи за мир, Красный крест и др.), проводятся форумы, конгрессы, конференции. Все это, несомненно, оказывает свое положительное влияние на решение отмеченных выше проблем, но при этом выполняет функции косметолога, устраняющего лишь последствия более глубинных, сущностных и внутренних процессов, ставящих под угрозу сохранение цивилизации, флоры и фауны на Земле.
Гарантом снижение степени риска в масштабах планеты может выступать образование, которое в состоянии оказывать определяющее влияние на изменение хода событий в мире, устранить негативные последствия в духовной, экологической и технико-технологической деятельности человека – жителя планеты Земля. Именно поэтому образование несет ответственность как за прогресс, так и регресс человеческой цивилизации.
Образование является довольно сложной и многогранной системой. Есть, например математическое, естественно - научное, гуманитарное, технологическое образование. Середина ХХ века ознаменована появлением идеи олимпийского образования. Эта идея прошла стремительный путь приобретения своей формы и превратилась в особую отрасль мировой педагогики.
Олимпийское движение в настоящее время стало едва ли не самым, а может быть и самым массовым движением современности. Без преувеличения можно сказать, что сегодня оно объединяет в своих рядах лучшую часть человечества. Олимпийское движение не знает государственных, религиозных, рассовых границ и благодаря своей гуманистической сущности стремительно завоевывает умы и сердца все новых поколений жителей нашей планеты, создавая единую культуру и идеологию цивилизации.
Успех Олимпийского движения не только в возрождении и создании грандиозного всемирного праздника Олимпийских игр, он значительно глубже – в гуманистической философии олимпизма, которая является его акмеологической вершиной. В середине прошлого века к олимпийской идее обратили свой взор крупнейшие ученые и специалисты современности: философы, идеологи, педагоги, культурологи. Она стала объектом большого числа научных работ и исследований. Эти исследования и их результаты позволили не только укрепить теоретический базис олимпийского движения, заложить прочный фундамент современного олимпизма, но и накопить новые знания и опыт, которые в свою очередь легли в основу создания уникальной научно – педагогической деятельности – олимпийского образования («Olympic Edycation»).
Олимпийское образование возникло, прежде всего, как основной инструмент разрешения важнейшей проблемы, назревшей внутри самого олимпийского движения, заключающейся в следующем: высокий уровень развития спорта вступил в противоречие с низким уровнем усвоения и присвоения спортсменами и спортивными руководителями идеалов и принципов олимпизма. Изначально олимпийское образование несло в себе функцию своеобразного заслона на пути проникновения в олимпийское движение негативных явлений, таких, как использование допинга, нечестные методы спортивной борьбы, проникновение коррупции и др. Его основными методами стали пропаганда и распространение олимпийских идеалов и принципов во всем мире.
С целью преодоления возникшей проблемы МОК принял решение о создании специального научно – исследовательского и образовательного центра – Международной олимпийской академии (МОА), главными задачами которого стали:
привлечение международного научного потенциала к изучению проблем олимпийского движения;
всестороннее обсуждение этих проблем на ежегодных сессиях МОК с приглашением на них спортивных руководителей, специалистов, журналистов, молодых ученых из различных уголков планеты;
распространение олимпийского образования во всем мире;
С другой стороны, национальные олимпийские комитеты получили рекомендации МОК о создании национальных олимпийских академий на местах. С начала 90-х годов в мире появилось более 70 национальных олимпийских академий, которые сегодня пропагандируют олимпийское образование в своих странах.
За истекшие тридцать лет активной деятельности МОА и национальных олимпийских академий, рамки олимпийского образования значительно расширились не только в географическом, но и понятийном планах. Например, российская педагогическая наука привнесла в эту сферу новые идеи и взгляды, наполнила сущность олимпийского образования более широким содержанием. С одной стороны, олимпийское образование представляется как самостоятельная научная дисциплина, раскрывающая закономерности возникновения, развития и взаимодействия олимпийского движения с другими областями жизнедеятельности общества. С другой стороны, оно несет в себе уникальную социально – педагогическую функцию, рассматриваемую с различных сторон:
как средство спортивно – гуманистического образования, воспитания и обучения детей и молодежи;
как идея всестороннего гуманитарного образования и человеческой самореализации;
как условие формирования взаимопонимания между народами;
как фактор гармонизации интересов олимпийского движения;
как средство формирования здорового образа жизни;
как основа профессиональной подготовки специалистов по физической культуре и спорту и др.
Такое многообразие научных подходов к теме олимпийского образования характеризует его как педагогический феномен современности.
Естественно, гуманистические принципы олимпийской идеи «завораживают» своей чистотой и возвышенностью. Они постоянно проникают во все новые умы мировой педагогической общественности и открывают новые горизонты. Но, в целом, в международном масштабе, в развитии олимпийского образования прослеживается стихийный характер. Это порождает противоречивые точки зрения ученых и специалистов, необоснованную критику, различное толкование терминов, приводит к принятию не всегда верных практических шагов. Такое положение дел, в первую очередь, вызвано отсутствием единой международной концепции развития олимпийского образования и соответствующего понятийного инструментария.
Однако новая отрасль педагогики не стоит на месте. Благодаря усилиям ученых различных стран формируются концептуальные подходы к олимпийскому образованию на национальном уровне, возникают разнообразные модели включения олимпийского образования в национальные системы образования, проводятся различные образовательные эксперименты, издаются олимпийские учебники и научно – методическая литература и т. п. В некоторых странах олимпийское образование начинает рассматриваться как составная часть общенациональных педагогических процессов.
Таким образом, олимпийское образование как универсальная педагогика не только вошла в современный мир, но и стоит на пороге активного включения в педагогические процессы формирования личности. Созданные олимпийские образовательные программы организуют молодежь и направлены на укрепление мотивов к занятию спортом, они создают условия для укрепления и совершенствования спортивной сферы, поиска и отбора новых спортивных талантов, способных добиваться олимпийских вершин. Посредством олимпийского образования человечество широко вовлекается в процессы оздоровления и самосовершенствования. Неся в себе мощный идеологический фактор, олимпийское образование объединяет и целеустремляет людей, создает условия для отбора и совершенствования молодых лидеров, оказывает серьезное воздействие на развитие общества в целом.
1.2 Ценности и функции олимпийского образования. Для Республики Беларусь олимпийское образование является новой, можно сказать, неизвестной сферой, так как многие годы наша страна в силу ряда объективных причин была практически оторвана от соответствующих международных процессов. В тоже время в нашей республике есть все условия для начала успешной и плодотворной работы в этом направлении. Главное – это высокий рейтинг белорусского спорта в мире, большое количество олимпийских чемпионов и призеров, достаточный научный и педагогический потенциал.
Распространение идеи олимпийского образования в нашей стране закономерно и плодотворно, поскольку сформировавшаяся в лоне олимпизма олимпийская культура во всех отношениях приобрела мировую ценность: во-первых, как органическая часть истории культуры человечества, и, во-вторых, как совокупность достижений, признаваемых и интегрируемых в национальные культурные фонды. Ни в одной другой сфере человеческой жизнедеятельности явления диалога культур не носят столь яркий и очевидный характер. Всемирные олимпиады были и остаются настоящим духовным праздником для каждого, кто так или иначе в качестве участника или болельщика, реально или виртуально – соприкасается с этим уникальным явлением.
Олимпийская культура обладает огромным воспитательным зарядом во всех отмеченных смыслах, но особую значимость в контексте олимпийского образования приобретают ценностные установки, подчеркивающие баланс свободы и ответственности, т.е. внутреннее самоограничение как необходимое условие достижения подлинной свободы, а также демонстрируемый олимпийцами опыт сохранения и укрепления человеческого достоинства вопреки внешним обстоятельствам.
Таким образом, ценности олимпийского образования как средства распространения и пропоганды олимпийской культуры, можно объединить в две группы в зависимости от значимости их для общества и индивидуума: демократические и гуманистические.
Первая группа представлена общечеловеческими ценностями: свобода, солидарность, справедливость. Применительно к олимпийскому образованию, названные ценности реализуются в том, что олимпийский дух партнерского сотрудничества, честного соревнования, уважения к чистой победе, общественной поддержки олимпийцев, совместная радость и участие в их победах, олимпийские принципы равенства условий спортивной борьбы, являясь содержанием образования, становятся условием присвоения этих нравственных норм учащимися.
Ценности второй группы: гармоничность развития индивидуума, благородство, самоотверженность, здоровье тела, духа и разума – возвеличивают человека, дают ему уверенность в себе, прививают стремление к постоянному самосовершенствованию и являются целевым ориентиром в процессе саморазвития.
Олимпийское образование через систему целенаправленных знаний усиливает мотивацию молодежи к систематическим занятиям физической культурой и спортом, к укреплению здоровья, что повышает работоспособность людей и сосредотачивает их внимание на достижение поставленных целей.
Широкий диапазон интерпретации понятия олимпийской культуры актуализирует дву-единство воспитательной направленности олимпийского образования, которое состоит как в объективизации высот человеческого духа, воли в победе и преодоления границ физических возможностей человека, так и в утверждении основ достойной человека обыденной жизнедеятельности. С этих позиций, олимпийское образование может стать средством интеграции культуры, научных знаний и духовного опыта мирового сообщества, внести полноценный вклад в формирование таких характеристик образованного человека, как способность к сопереживанию, готовность к гуманистически ориентированному выбору, волевому усилию и культурному действию, личное достоинство и солидарность, открытость для равноправного диалога, уважение к представителям других культур, государств и национальностей.
В свете ведущих характеристик современной социокультурной и образовательной ситуации олимпийское образование в нашей стране сможет успешно выполнять целый ряд разномасштабных функций. Среди них:
геополитическая, в рамках которой олимпийское образование способно выступать в качестве условия формирования взаимопонимания между народами, сближения целевых и ценностных ориентиров развития, объединения образовательного пространства;
экологическая, направленная на сознание природного начала человека, укрепление его ответственности за чистоту и полноценность жизненной среды обитания для себя и своих потомков, развитие активной природоохранительной деятельности;
культурно – историческая, предполагающая становление олимпийского образования как фактора укрепления межпоколенных связей, формирования чувств патриотизма сопричастности к высоким достижениям своих предшественников и современников, поддержания духовных основ величия Родины;
конструктивно – регулирующая, подразумевающая рассмотрение олимпийского образования как средства духовно – нравственного сопротивления деструктивным воздействиям негативных социальных явлений, формирования опыта нравственного выбора в пользу милосердия, любви, разума и добра в противовес насилию, злу, ненависти и вражде;
развивающая, составляющая основу для ценностно – смыслового самоопределения, саморазвития и самореализации личности, формирования культуры потребностей по вектору их развития от сферы физиологии к зонам информации, эмоций, интеллекта, нравственности и эстетика;
инновационно – педагогическая, обуславливающая новые подходы к организации и осуществлению олимпийского образования, приоритет воспитания над обучением, мета – предметный характер образовательного процесса, т.е. введение культурологических элементов олимпизма в уже существующие учебные дисциплины в целях удержания целостности складывающейся у учащихся картины мира, усиления эмоциональной компоненты в восприятии мира растущим человеком через шкалу ценностей олимпийской культуры.
В духе отечественных просветительских традиций в качестве инофрмы олимпийского образования с полным правом может выступать олимпийское просвещение, раздвигающее пределы официального образовательного процесса, вовлекающее в свои ряды широкие массы населения, использующее богатейшие возможности средств массовой информации, общественных объединений и организаций.
Для Беларуси, находящейся в условиях резкого внешнего дезадаптационного воздействия, отрицания многих прежних нравственных идеалов и поиска новых, олимпийское образование способно в значительной степени заполнить создавшийся идеологический вакуум и расширить горизонты знаний современного человека в сложном, меняющемся мире, создать более благоприятные условия социальной адаптации молодежи.
Олимпийское образование, основанное на вышеперечисленных ценностях и призванное реализовать стоящие перед ним функции, сможет обогатить познавательно – педагогическое и социокультурное поле образовательной системы страны, создать условия для раскрытия человеческого потенциала.
В тоже время, на пути становления и развития олимпийского образования в Беларуси возникают проблемы, которые требуют своего научного разрешения, а именно:
отсутствует научное обоснование сущности, роли и места олимпийского образования в существующей образовательной системе;
не определены целе-ценностные основания олимпийского образования;
не сформированы его структура и содержание;
не разработана научное, методическое, оргуправленческое, технологическое и кадровое сопровождение рассматриваемого процесса;
не определены конкретные задачи и функции, стоящие перед каждым участником процесса развития олимпийского образования.
Разрешение данных проблем возможно только на основе создания такой инновации, как единая система олимпийского образования в Республике Беларусь.
1.3 Методологические, системообразующие и инфраструктурные основания олимпийского образования в Республике Беларусь. Определяя цель олимпийского образования, его следует рассматривать в двух аспектах – как систему образовательных институтов и как процесс воздействия на личность. Таким образом, цель предлагаемой инновации – создание постоянно развивающей системы олимпийского образования Республики Беларусь, обеспечивающей тесное непрерывное взаимодействие всех ее инфраструктур и направленной на приобщение населения страны к идеалам и принципам олимпизма и воспитание его на основе гуманистической идеологии.
Достижение данной цели возможно на основе системного и культурно – исторического подходов.
Системный подход предполагает рассмотрение явлений действительности как сложного единства элементов, обладающих определенной структурой и организацией.
Институциональная система олимпийского образования, созданная на основе системного подхода, представляет собой соответствующую инфраструктуру, состоящую из существующих и вновь сформированных структур, с определенными механизмами функционирования и взаимодействия, четкими задачами, стоящими пред каждой из них. Деятельность созданной системы должна строится на принципах:
соответствия идеалам олимпизма;
системности и последовательности, предполагающего системное отражение всех аспектов этого движения и его влияния на формирование всех сторон человеческого бытия, развития по периодам обучения и последовательного расширения от функций иноформирования до феномена, активно влияющего на формирование личности учащегося;
демократичности.
В основу организации процесса олимпийского образования должен быть положен культурно – исторический подход. Обусловлено это следующими обстоятельствами:
олимпийское движение не есть некий застывший феномен, оно вписано в исторический процесс по самой своей сути, является одним из наиболее адекватных отражений взглядов человечества на этику взаимоотношений в условиях жесткой борьбы за победу;
олимпийское движение и олимпийские игры стали неотъемлемой частью мировой культуры, инструментом и ареной взаимодействия региональных и национальных культур.
Сущность культурно – исторического подхода в олимпийском образовании заключается в идее осознания истории олимпизма как цепи усложняющихся нравственных задач. Данный подход не требует коренного пересмотра содержания образования, но настаивает на его ценностном переосмыслении. Олимпийское образование фиксирует не только спортивные успехи и достижения, но и духовную реальность, рассматривая под этим углом зрения события и явления олимпийской истории и культуры.
Данный подход конкретизируется системой принципов, являющихся регулятивами построения процесса олимпийского образования:
культуросообразность – способность образования выражать суть олимпийской культуры, ее динамику, содержание и компоненты в целом, способность создать условия для культурного самоопределения личности в ней;
продуктивность – способность образования выразить творческую, продуктивную сущность олимпийской культуры и создать условия для творческой практической деятельности учащегося;
мультикультурность – способность образования выразить разнообразие и многообразие олимпийской культуры, отразить ее как сложный процесс взаимодействия всех типов локальных культур, способность создать условия для формирования культурной толерантности;
метапредметность – то есть надпредметность, включенность его не в один, а в целый ряд учебных предметов.
Олимпийское образование не может быть отдельным предметом или группой предметов, а должно являть собой метапредмет, с одной стороны, входящий своими отдельными элементами в содержание образования практически во все предметы учебного плана, а с другой – организующей все эти разрозненные предметные знания в единое представление об общечеловеческой культуре.
Не отрицая важности и необходимости научных методов познания, олимпийское образование должно осознанно восстановить в правах мифоэпический способ постижения мира, распространяя его не только на все ступени непрерывного образования, но и на другие сферы (иноформы), затрагивающие общественное сознание. Чрезвычайную ценность в контексте культурно – исторического подхода приобретает трагический, но благотворный опыт стремления к спортивной победе, опыт сохранения и преображения человеческого достоинства вопреки обстоятельствам. Подобный опыт, запечатленный в духовной, мемуарной и биографической литературе, должен стать основой содержания метапредмета «олимпийское образование».
Принимая во внимание новизну такого метапредмета для Беларуси, процесс его создания и внедрения должен охватывать широкий спектр системообразующих направлений, каждое из которых должно иметь ясно поставленные цели, соответствующие способы и методы их достижения, четкие взаимосвязи, обеспечивающие координацию подготовительной и организационной работы.
Цели главных системообразующих направлений концепции следующие:
научное направление – создание национальной научной базы, формирующей сущность метапредмета «Олимпийское образование» на основе углубленного изучения идеалов и принципов олимпизма, международного теоретического наследия и опыта в сфере олимпийского образования, анализа общей картины распространения и развития олимпийского образования во всем мире;
образовательное – создание системы «сквозного» образовательно – воспитательного процесса от школы до вуза, разработка и написание учебно – методического пособия «Олимпийская культура»;
нормативно – правовое – обеспечение законодательных основ, регулирующих отношения между всеми элементами системы и участниками создаваемого процесса развития;
кадровое – централизация научно – исследовательских работ, создание ВНК, организация системы подготовки и переподготовки кадров;
финансово – экономическое – формирование прочного финансового базиса системы на основе привлечения как бюджетных источников, так и постоянной группы коммерческих (спонсорская поддержка, хозрасчетная деятельность и т.п.);
международное сотрудничество – создание постоянных связей со структурами международного олимпийского движения, организация обмена опытом, проведение совместных научных исследований и мероприятий;
управленческое (координационное) – формирование единого координационного центра системы и процесса развития олимпийского образования на базе Белорусской олимпийской академии.
Для достижения поставленных целей должна быть создана соответствующая инфраструктура, представляющая собой развитие существующих и формирование новых структур и механизмов их функционирование и взаимодействия.
Создаваемая инфраструктура включает в себя следующие блоки и стоящие перед ними задачи:
Национальный олимпийкой комитет:
активная работа постоянной комиссии олимпийского образования и культуры, направленная на предоставление самых благоприятных условий для создания системы и процесса развития олимпийского образования;
всесторонняя поддержка работы координационного центра – Белоруской олимпийской академии - как на республиканском, так и на международном уровнях.
Белорусская олимпийская академия:
целенаправленная работа как координационного центра;
обеспечение взаимодействия между всеми элементами системы и участников процесса;
разработка программы развития олимпийского образования;
организация и выполнение целенаправленных мероприятий;
организационно – финансовое обеспечение.
3 Международная олимпийская академия и другие структуры МОК:
обеспечение образовательных программ на своей базе в г. Олимпии (Греция);
организация научно – исследовательских проектов на базе Олимпийского музея в Лозанне;
предоставление грантов для поддержки отдельных образовательных проектов белорусских ученых и специалистов по олимпийской проблематике.
4 Министерство образования:
создание благоприятных условий для включения в республиканскую систему образования, подсистемы «Олимпийское образование»;
участие в процессе развития на правах организационно – методологического центра;
закрепление методологических функций за отдельным специалистом или подразделением.
5 Белорусский государственный университет физической культуры:
создание кафедры «олимпийского образования»;
организация научно – исследовательской работы по олимпийской проблематике;
преподавание курса лекций под общим названием «Цивилизация и олимпизм».
6 Вузы:
подготовка и привлечение специалистов по олимпийскому образованию для работы на факультетах физической культуры;
организация научно – исследовательской деятельности по проблемам развития олимпизма;
создание условий для приобщения студентов к теме олимпийского образования.
7 Ссузы:
создание условий для приобщения учащихся к теме олимпийского образования;
оформление стендов по олимпийской тематике.
Спортивные школы:
организация преподавания углубленного тематического курса «Олимпизм сегодня».
Образовательные школы:
преподавание «сквозного» курса занятий от 4 до 11 класса предмета «Олимпийская культура».
ременные научные коллективы:
выполнение углубленных научно – исследовательских проектов, направленных на создание республиканской системы олимпийского образования, на развитие связанных с этим процессом, на разработку образовательных программ, учебно – методических комплексов, учебных планов и т.п.
Главными организационными документами, обеспечивающими интегративность и целостность работы всех задействованных и заинтересованных структур, всей системы в целом, является Концепция и Программа развития олимпийского образования.
- Содержание
- Литература…………………………………………….…….…….
- Приложение г Достижения белорусских спортсменов на Олимпийских играх………………………………..…………
- Лекция 1 Олимпийские игры Древней Греции
- Лекция 2 Возрождение Олимпийских игр
- Барон Пьер де Кубертен умер 2 сентября 1937 г. Его тело, согласно завещанию, было похоронено в Швейцарии, а сердце в специальной урне в Олимпии.
- Лекция 3
- Олимпийское движение:
- От II до хv Олимпийских игр
- Лекция 5 Олимпийские игры с участием спортсменов ссср
- Лекция 6 Олимпийские игры с участием спортсменов Объединенной команды снг и Республики Беларусь
- Лекция 7 Современное олимпийское движение
- На Играх спортсмены соревнуются по так называемым олимпийским видам спорта. Отбор их проводился постепенно и не одно десятилетие.
- Лекция 8 Генезис олимпийского движения в Республике Беларусь
- Лекция 9
- Концептуальные подходы к становлению
- И развитию олимпийского образования
- В Республике Беларусь
- Литература
- Приложение а Хронология Олимпийских игр
- Приложение б
- Чемпионы и призеры Олимпийских игр, представлявшие республику в составе команд: ссср (1952 – 1988 гг.), ок снг (1992 г.),
- Республики Беларусь (1994 – 2006 гг.)
- Чемпионы
- Серебряные призеры
- Бронзовые призеры
- Приложение в Чемпионы и призеры Олимпийских игр Республики Беларусь (новейшая история с 1994 г. По 2006 г.)
- Золото (6 медалей)
- Серебро (18 медалей)
- Бронза (29 медалей)
- Более одной медали завоевали:
- Приложение г
- 1992 Г. Барселона
- 1996 Г. Атланта
- 2000 Г. Сидней
- 2004 Г. Афины
- Хронология Паралимпийских игр
- Спортивные федерации по летним и зимним олимпийским видам спорта
- Приложение к Олимпийские Общественные объединения Республики Беларусь
- Положение о представительстве нок в областях и городе Минске
- Приложение м Устав Национального Олимпийского комитета Республики Беларусь
- 1 Общие положения.
- 2 Цели, задачи и методы деятельности нок.
- 3 Права и обязанности нок.
- 4 Члены нок, их права и обязанности.
- 5 Структура, выборные органы нок, их компетенция.
- Приложение н Маркетинговая программа Национального олимпийского комитета Республики Беларусь на 2005 – 2008 годы
- Для заметок и дополнений
- Учебное издание Иванов Сергей Анатольевич цивилизация и олимпизм
- 246019, Г. Гомель, ул. Советская, 104