logo
Лекции по спецкурсу ЦиО

В Республике Беларусь

1.1 Понятие об олимпийском образовании.

1.2 Ценности и функции олимпийского образования.

1.3 Методологические, системообразующие и инфраструктурные

основания олимпийского образования в Республике Беларусь.

1.1 Понятие об олимпийском образовании. Появление человечества на планете земля предопределило наличие огромного количества проблем, которые характерны для каждой эпохи. Не является исключением и ХХI столетие, где наряду с великими открытиями и культурным наследием (живопись, музыка, литература, освоение космоса, передовые технологии и повсеместная компьютеризация и др.) соседствуют глобальные катаклизм, разрушения и бездуховность (войны, межнациональные распри, ядерная и экологическая опасности, диктатуры, технико-технологические катастрофы, международный терроризм, наркомания, духовна деградация, автономизация стран, народов, сообществ, семей, отдельных людей и т.п.). Мировое человеческое сообщество постоянно ищет пути устранения, а точнее – снижения степени риска для земной цивилизации. Именно поэтому возникают всевозможные международные структуры (ООН, ЮНЕСКО, ВОЗ, МАГАТЭ), общественные движения (Гринпис, Врачи за мир, Красный крест и др.), проводятся форумы, конгрессы, конференции. Все это, несомненно, оказывает свое положительное влияние на решение отмеченных выше проблем, но при этом выполняет функции косметолога, устраняющего лишь последствия более глубинных, сущностных и внутренних процессов, ставящих под угрозу сохранение цивилизации, флоры и фауны на Земле.

Гарантом снижение степени риска в масштабах планеты может выступать образование, которое в состоянии оказывать определяющее влияние на изменение хода событий в мире, устранить негативные последствия в духовной, экологической и технико-технологической деятельности человека – жителя планеты Земля. Именно поэтому образование несет ответственность как за прогресс, так и регресс человеческой цивилизации.

Образование является довольно сложной и многогранной системой. Есть, например математическое, естественно - научное, гуманитарное, технологическое образование. Середина ХХ века ознаменована появлением идеи олимпийского образования. Эта идея прошла стремительный путь приобретения своей формы и превратилась в особую отрасль мировой педагогики.

Олимпийское движение в настоящее время стало едва ли не самым, а может быть и самым массовым движением современности. Без преувеличения можно сказать, что сегодня оно объединяет в своих рядах лучшую часть человечества. Олимпийское движение не знает государственных, религиозных, рассовых границ и благодаря своей гуманистической сущности стремительно завоевывает умы и сердца все новых поколений жителей нашей планеты, создавая единую культуру и идеологию цивилизации.

Успех Олимпийского движения не только в возрождении и создании грандиозного всемирного праздника Олимпийских игр, он значительно глубже – в гуманистической философии олимпизма, которая является его акмеологической вершиной. В середине прошлого века к олимпийской идее обратили свой взор крупнейшие ученые и специалисты современности: философы, идеологи, педагоги, культурологи. Она стала объектом большого числа научных работ и исследований. Эти исследования и их результаты позволили не только укрепить теоретический базис олимпийского движения, заложить прочный фундамент современного олимпизма, но и накопить новые знания и опыт, которые в свою очередь легли в основу создания уникальной научно – педагогической деятельности – олимпийского образования («Olympic Edycation»).

Олимпийское образование возникло, прежде всего, как основной инструмент разрешения важнейшей проблемы, назревшей внутри самого олимпийского движения, заключающейся в следующем: высокий уровень развития спорта вступил в противоречие с низким уровнем усвоения и присвоения спортсменами и спортивными руководителями идеалов и принципов олимпизма. Изначально олимпийское образование несло в себе функцию своеобразного заслона на пути проникновения в олимпийское движение негативных явлений, таких, как использование допинга, нечестные методы спортивной борьбы, проникновение коррупции и др. Его основными методами стали пропаганда и распространение олимпийских идеалов и принципов во всем мире.

С целью преодоления возникшей проблемы МОК принял решение о создании специального научно – исследовательского и образовательного центра – Международной олимпийской академии (МОА), главными задачами которого стали:

С другой стороны, национальные олимпийские комитеты получили рекомендации МОК о создании национальных олимпийских академий на местах. С начала 90-х годов в мире появилось более 70 национальных олимпийских академий, которые сегодня пропагандируют олимпийское образование в своих странах.

За истекшие тридцать лет активной деятельности МОА и национальных олимпийских академий, рамки олимпийского образования значительно расширились не только в географическом, но и понятийном планах. Например, российская педагогическая наука привнесла в эту сферу новые идеи и взгляды, наполнила сущность олимпийского образования более широким содержанием. С одной стороны, олимпийское образование представляется как самостоятельная научная дисциплина, раскрывающая закономерности возникновения, развития и взаимодействия олимпийского движения с другими областями жизнедеятельности общества. С другой стороны, оно несет в себе уникальную социально – педагогическую функцию, рассматриваемую с различных сторон:

Такое многообразие научных подходов к теме олимпийского образования характеризует его как педагогический феномен современности.

Естественно, гуманистические принципы олимпийской идеи «завораживают» своей чистотой и возвышенностью. Они постоянно проникают во все новые умы мировой педагогической общественности и открывают новые горизонты. Но, в целом, в международном масштабе, в развитии олимпийского образования прослеживается стихийный характер. Это порождает противоречивые точки зрения ученых и специалистов, необоснованную критику, различное толкование терминов, приводит к принятию не всегда верных практических шагов. Такое положение дел, в первую очередь, вызвано отсутствием единой международной концепции развития олимпийского образования и соответствующего понятийного инструментария.

Однако новая отрасль педагогики не стоит на месте. Благодаря усилиям ученых различных стран формируются концептуальные подходы к олимпийскому образованию на национальном уровне, возникают разнообразные модели включения олимпийского образования в национальные системы образования, проводятся различные образовательные эксперименты, издаются олимпийские учебники и научно – методическая литература и т. п. В некоторых странах олимпийское образование начинает рассматриваться как составная часть общенациональных педагогических процессов.

Таким образом, олимпийское образование как универсальная педагогика не только вошла в современный мир, но и стоит на пороге активного включения в педагогические процессы формирования личности. Созданные олимпийские образовательные программы организуют молодежь и направлены на укрепление мотивов к занятию спортом, они создают условия для укрепления и совершенствования спортивной сферы, поиска и отбора новых спортивных талантов, способных добиваться олимпийских вершин. Посредством олимпийского образования человечество широко вовлекается в процессы оздоровления и самосовершенствования. Неся в себе мощный идеологический фактор, олимпийское образование объединяет и целеустремляет людей, создает условия для отбора и совершенствования молодых лидеров, оказывает серьезное воздействие на развитие общества в целом.

1.2 Ценности и функции олимпийского образования. Для Республики Беларусь олимпийское образование является новой, можно сказать, неизвестной сферой, так как многие годы наша страна в силу ряда объективных причин была практически оторвана от соответствующих международных процессов. В тоже время в нашей республике есть все условия для начала успешной и плодотворной работы в этом направлении. Главное – это высокий рейтинг белорусского спорта в мире, большое количество олимпийских чемпионов и призеров, достаточный научный и педагогический потенциал.

Распространение идеи олимпийского образования в нашей стране закономерно и плодотворно, поскольку сформировавшаяся в лоне олимпизма олимпийская культура во всех отношениях приобрела мировую ценность: во-первых, как органическая часть истории культуры человечества, и, во-вторых, как совокупность достижений, признаваемых и интегрируемых в национальные культурные фонды. Ни в одной другой сфере человеческой жизнедеятельности явления диалога культур не носят столь яркий и очевидный характер. Всемирные олимпиады были и остаются настоящим духовным праздником для каждого, кто так или иначе в качестве участника или болельщика, реально или виртуально – соприкасается с этим уникальным явлением.

Олимпийская культура обладает огромным воспитательным зарядом во всех отмеченных смыслах, но особую значимость в контексте олимпийского образования приобретают ценностные установки, подчеркивающие баланс свободы и ответственности, т.е. внутреннее самоограничение как необходимое условие достижения подлинной свободы, а также демонстрируемый олимпийцами опыт сохранения и укрепления человеческого достоинства вопреки внешним обстоятельствам.

Таким образом, ценности олимпийского образования как средства распространения и пропоганды олимпийской культуры, можно объединить в две группы в зависимости от значимости их для общества и индивидуума: демократические и гуманистические.

Первая группа представлена общечеловеческими ценностями: свобода, солидарность, справедливость. Применительно к олимпийскому образованию, названные ценности реализуются в том, что олимпийский дух партнерского сотрудничества, честного соревнования, уважения к чистой победе, общественной поддержки олимпийцев, совместная радость и участие в их победах, олимпийские принципы равенства условий спортивной борьбы, являясь содержанием образования, становятся условием присвоения этих нравственных норм учащимися.

Ценности второй группы: гармоничность развития индивидуума, благородство, самоотверженность, здоровье тела, духа и разума – возвеличивают человека, дают ему уверенность в себе, прививают стремление к постоянному самосовершенствованию и являются целевым ориентиром в процессе саморазвития.

Олимпийское образование через систему целенаправленных знаний усиливает мотивацию молодежи к систематическим занятиям физической культурой и спортом, к укреплению здоровья, что повышает работоспособность людей и сосредотачивает их внимание на достижение поставленных целей.

Широкий диапазон интерпретации понятия олимпийской культуры актуализирует дву-единство воспитательной направленности олимпийского образования, которое состоит как в объективизации высот человеческого духа, воли в победе и преодоления границ физических возможностей человека, так и в утверждении основ достойной человека обыденной жизнедеятельности. С этих позиций, олимпийское образование может стать средством интеграции культуры, научных знаний и духовного опыта мирового сообщества, внести полноценный вклад в формирование таких характеристик образованного человека, как способность к сопереживанию, готовность к гуманистически ориентированному выбору, волевому усилию и культурному действию, личное достоинство и солидарность, открытость для равноправного диалога, уважение к представителям других культур, государств и национальностей.

В свете ведущих характеристик современной социокультурной и образовательной ситуации олимпийское образование в нашей стране сможет успешно выполнять целый ряд разномасштабных функций. Среди них:

В духе отечественных просветительских традиций в качестве инофрмы олимпийского образования с полным правом может выступать олимпийское просвещение, раздвигающее пределы официального образовательного процесса, вовлекающее в свои ряды широкие массы населения, использующее богатейшие возможности средств массовой информации, общественных объединений и организаций.

Для Беларуси, находящейся в условиях резкого внешнего дезадаптационного воздействия, отрицания многих прежних нравственных идеалов и поиска новых, олимпийское образование способно в значительной степени заполнить создавшийся идеологический вакуум и расширить горизонты знаний современного человека в сложном, меняющемся мире, создать более благоприятные условия социальной адаптации молодежи.

Олимпийское образование, основанное на вышеперечисленных ценностях и призванное реализовать стоящие перед ним функции, сможет обогатить познавательно – педагогическое и социокультурное поле образовательной системы страны, создать условия для раскрытия человеческого потенциала.

В тоже время, на пути становления и развития олимпийского образования в Беларуси возникают проблемы, которые требуют своего научного разрешения, а именно:

Разрешение данных проблем возможно только на основе создания такой инновации, как единая система олимпийского образования в Республике Беларусь.

1.3 Методологические, системообразующие и инфраструктурные основания олимпийского образования в Республике Беларусь. Определяя цель олимпийского образования, его следует рассматривать в двух аспектах – как систему образовательных институтов и как процесс воздействия на личность. Таким образом, цель предлагаемой инновации – создание постоянно развивающей системы олимпийского образования Республики Беларусь, обеспечивающей тесное непрерывное взаимодействие всех ее инфраструктур и направленной на приобщение населения страны к идеалам и принципам олимпизма и воспитание его на основе гуманистической идеологии.

Достижение данной цели возможно на основе системного и культурно – исторического подходов.

Системный подход предполагает рассмотрение явлений действительности как сложного единства элементов, обладающих определенной структурой и организацией.

Институциональная система олимпийского образования, созданная на основе системного подхода, представляет собой соответствующую инфраструктуру, состоящую из существующих и вновь сформированных структур, с определенными механизмами функционирования и взаимодействия, четкими задачами, стоящими пред каждой из них. Деятельность созданной системы должна строится на принципах:

В основу организации процесса олимпийского образования должен быть положен культурно – исторический подход. Обусловлено это следующими обстоятельствами:

Сущность культурно – исторического подхода в олимпийском образовании заключается в идее осознания истории олимпизма как цепи усложняющихся нравственных задач. Данный подход не требует коренного пересмотра содержания образования, но настаивает на его ценностном переосмыслении. Олимпийское образование фиксирует не только спортивные успехи и достижения, но и духовную реальность, рассматривая под этим углом зрения события и явления олимпийской истории и культуры.

Данный подход конкретизируется системой принципов, являющихся регулятивами построения процесса олимпийского образования:

Олимпийское образование не может быть отдельным предметом или группой предметов, а должно являть собой метапредмет, с одной стороны, входящий своими отдельными элементами в содержание образования практически во все предметы учебного плана, а с другой – организующей все эти разрозненные предметные знания в единое представление об общечеловеческой культуре.

Не отрицая важности и необходимости научных методов познания, олимпийское образование должно осознанно восстановить в правах мифоэпический способ постижения мира, распространяя его не только на все ступени непрерывного образования, но и на другие сферы (иноформы), затрагивающие общественное сознание. Чрезвычайную ценность в контексте культурно – исторического подхода приобретает трагический, но благотворный опыт стремления к спортивной победе, опыт сохранения и преображения человеческого достоинства вопреки обстоятельствам. Подобный опыт, запечатленный в духовной, мемуарной и биографической литературе, должен стать основой содержания метапредмета «олимпийское образование».

Принимая во внимание новизну такого метапредмета для Беларуси, процесс его создания и внедрения должен охватывать широкий спектр системообразующих направлений, каждое из которых должно иметь ясно поставленные цели, соответствующие способы и методы их достижения, четкие взаимосвязи, обеспечивающие координацию подготовительной и организационной работы.

Цели главных системообразующих направлений концепции следующие:

Для достижения поставленных целей должна быть создана соответствующая инфраструктура, представляющая собой развитие существующих и формирование новых структур и механизмов их функционирование и взаимодействия.

Создаваемая инфраструктура включает в себя следующие блоки и стоящие перед ними задачи:

  1. Национальный олимпийкой комитет:

  1. Белорусская олимпийская академия:

3 Международная олимпийская академия и другие структуры МОК:

4 Министерство образования:

5 Белорусский государственный университет физической культуры:

6 Вузы:

7 Ссузы:

  1. Спортивные школы:

  1. Образовательные школы:

  1. ременные научные коллективы:

Главными организационными документами, обеспечивающими интегративность и целостность работы всех задействованных и заинтересованных структур, всей системы в целом, является Концепция и Программа развития олимпийского образования.