logo search
диплом 18 июня

2.1.1 Формирование двухкомпонентных связей между результатами обучения

Обучение навыкам игры в баскетбол рассматривается как успешное лишь в том случаи, если занимающиеся могут результативно использовать свой двигательный потенциал в условиях игрового противоборства. Формирование взаимосвязей между отдельными компонентами подготовленности составляет основу обучения игровой деятельности. Задача педагога:

Соответственно после достижения положительных результатов в обучении основам техники, тактики игры и развитии базовых физических качеств педагогическая деятельность должна быть направлена, прежде всего, на взаимосвязанное совершенствование значимых компонентов игровой деятельности [24].

Поэтому в данном параграфе мы остановимся на формировании двухкомпонентных взаимосвязей между навыками техники игры и значимыми для их эффективного использования в игровых условиях физическими способностями.

Как уже отмечалось, специфической особенностью игры в баскетбол является комплексное проявление практически всех физических качеств. Однако воспроизведение отдельных приемов техники игры происходит под знаком реализации базовых для них компонентов физического потенциала. Так, например, наиболее значимыми для ловли мяча являются координационные способности; передачи мяча связаны с достаточным уровнем развития скоростно-силовых качеств верхних конечностей и разновидностей быстроты; эффективное использование ведения мяча требует высокой степени развития координационных способностей и скоростных качеств, а для бросков мяча в корзину главенствующими выступают координационные способности и скоростно-силовые качества [46].

К формированию взаимосвязей между компонентами технической и физической подготовки занимающихся следует приступать по мере развития на должном уровне базовых физических способностей и овладения рациональной структурой технических приемов.

Формирование взаимосвязей между навыками техники игры и физическими качествами.

1. Ловля мяча – кординационные способности:

- поочередная ловля нескольких мячей, посланных одним или несколькими партнерами;

2. Передача мяча – скоростно-силовые качества:

3. Передача мяча – быстрота:

4. Ведение мяча – координационные способности:

- ведение с переводом мяча с руки на руку вокруг одной или двух ног по кругу или по «восьмерке» из различных и. п.: стоя в широкой параллельной стойке, стоя в выпаде, стоя на одном или двух коленях;

- ведение мяча по скамейке, передвигаясь сбоку от нее в одном направлении или вокруг нее;

5. Ведение мяча – быстрота:

. ведение мяча на месте в сочетании с бегом, высоко поднимая бедра или захлестывая голени назад с максимальной частотой движений ног;

- по разметке площадки: трехсекундная трапеция, полукруг в области штрафного броска и т.п.;

- по «восьмерке» между двумя полукругами области штрафного броска и центральным кругом баскетбольной разметки;

- с оббеганием переносных фишек, используя ударный семенящий бег с максимальной частотой беговых шагов;

Организационно-методические указания.

  1. Во всех заданиях контролировать технику выполнения разновидностей игровых приемов, не допускать ее искажения.

  2. Сложность заданий увеличивать постепенно, учитывать уровень подготовленности занимающихся: задания должны быть посильными.

  3. По мере усвоения упражнений проводить их в виде состязаний на качество и быстроту выполнения, включать освоенные задания в эстафеты и подвижные игры.

  4. Для совершенствования передач использовать набивные мячи весом 1-2 кг; чередовать упражнения баскетбольным и набивным мячами.

  5. Продолжительность и количество повторений заданий, включающих комплексное развитие координационных способностей, варьировать в зависимости от возраста занимающихся и уровня их подготовленности.

  6. При формировании навыков скоростной техники уровень владения игровыми приемами должен позволять выполнять задания на близких к предельным скоростях.

  1. В заданиях, ориентированных на комплексное совершенствование скоростной техники, предлагается: число повторений упражнений в каждый серии – 5-6, количество серий – 3-4, интервалы отдыха между повторениями – 1-2 мин, между сериями – 3-5 мин.

  2. При направленном развитии быстроты двигательной реакции применять многообразие звуковых и зрительных сигналов и их сочетаний, постоянно варьировать и. п. стартующих.

  3. Для повышения эффективности развития быстроты перемещений в структуре игровых приемов применять эффект предварительного растяжения мышц: скоростным перемещениям должны предшествовать прыжковые задания.

  1. Применению ударного метода (прыжков в глубину) при развитии скоростно-силовых качеств в рамках совершенствования техники приемов должна предшествовать достаточная прыжковая работа и соответствовать определенный уровень подготовленности; начальная высота спрыгивания не может превышать 30 см, в дальнейшем она постепенно доводится до уровня высоты выпрыгивания; количество прыжков в глубину с последующим взрывным пружинящим отталкиванием не должно превышать 5-6 раз в серии, количество серий – не более 2-3.

  2. Паузы активного отдыха между выполнением заданий полезно заполнять упражнениями на месте на технику с элементами жонглирования мячом.

Исходя из этого, можно сделать выводы, что результатом процесса обучения игровой деятельности в баскетболе является усвоение занимающимися игровых действий (сочетание приемов), технико-тактических действий и тактических взаимодействий [48].