17. Сертификация туристических услуг, цели и основные понятия.
Важным элементом системы государственного регулирования туризма, обеспечения безопасности услуг и наиболее признанным в мире способом независимого подтверждения (оценки) их соответствия установленным требованиям является сертификация.Использование ее создает предпосылки и условия для успешного решения ряда важнейших социально-экономических проблем и задач, соответствует интеграции отдельных государств в мировую экономику.Слово «сертификация» в переводе с латинского языка означает «сделано верно». Для того чтобы убедиться, что услуга «оказана верно», необходимо знать, каким требованиям она должна соответствовать и каким образом можно получить достоверные доказательства этого соответствия. Общепризнанным способом такого доказательства служит сертификация соответствия.Сертификация продукции (далее — сертификация) — процедура подтверждения соответствия, посредством которой независимая от изготовителя (продавца, исполнителя) и потребителя (покупателя) организация удостоверяет в письменной форме, что продукция соответствует установленным требованиям. Сертификация осуществляется в целях:создания условий для деятельности предприятий, учреждений, организаций и предпринимателей на едином товарном рынке, а также для участия в международном экономическом, научно-техническом сотрудничестве и международной торговле;содействия потребителям в компетентном выборе продукции; защиты потребителя от недобросовестного изготовителя (продавца, исполнителя); контроля безопасности продукции для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества;подтверждения показателей качества продукции, заявленных изготовителем.Сертификация может быть как обязательный, так и добровольной.Обязательная сертификация осуществляется на основании законов и законодательных положений и обеспечивает доказательство соответствия услуг гостеприимства требованиям технических регламентов, обязательным требованиям стандартов. Обязательные требования относятся к безопасности, охране здоровья людей и окружающей среды.Объектами обязательной сертификации являются туристские услуги и услуги средств размещения, оказываемые организациями независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности.При обязательной сертификации должны проверяться характеристики (показатели) услуг, условий обслуживания и использоваться методы проверок (оценок), позволяющие провести идентификацию услуги, в том числе проверить ее принадлежность к классификационной группировке, соответствие техническим документам (паспорту маршрута, информационно-рекламному проспекту, туристской путевке и пр.), а также требованиям безопасности, установленным в нормативных документах.Добровольная сертификация проводится по инициативе юридических или физических лиц на договорных условиях между заявителем и органом по сертификации в системах добровольной сертификации. Решение о последней обычно связано с проблемами конкурентоспособности услуг, продвижением услуг на рынок (особенно зарубежный), предпочтениями потребителей, все больше ориентирующихся в своем выборе на сертифицированные услуги. Наиболее распространенным примером добровольной сертификации в индустрии гостеприимства является сертификация предприятий на соответствие требованиям определенной категории по действующей классификации.Добровольная сертификация услуг не может заменить их обязательную сертификацию.При сертификации туристских услуг и услуг средств размещения применяются схемы (состав и последовательность действий третьей стороны при проведении сертификации)№ 2 — оценка процесса выполнения работ, оказания услуг; № 4 — оценка организации (производства); № 5 — оценка системы качества.На основании Правил сертификации работ и услуг орган по сертификации услуг разрабатывает Порядок проведения сертификации туристских услуг и услуг средств размещения, который утверждает руководитель органа. Порядок сертификации включает:подачу заявки;рассмотрение и принятие решения по заявке; оценку соответствия услуг установленным требованиям;
принятие решения о выдаче (отказе в выдаче) сертификата (документа, выданного по правилам системы сертификации для подтверждения соответствия сертифицированной продукции установленным требованиям); выдачу сертификата и лицензии на применение знака соответствия (зарегистрированного в установленном порядке знака, который по правилам, установленным в данной системе сертификации, подтверждает соответствие маркированной им продукции установленным требованиям); инспекционный контроль сертифицированных услуг. В случае несоответствия услуг установленным требованиям, отказа держателя сертификата от проведения инспекционного контроля орган по сертификации может приостановить или отменить действие сертификата и лицензии на применение знака соответствия. Такое решение принимается в том случае, если путем корректирующих мероприятий, согласованных с органом по сертификации, можно установить обнаруженные причины несоответствия. При проведении корректирующих мероприятий орган по сертификации приостанавливает действие сертификата соответствия и лицензии на применение знака соответствия; информирует об этом соответствующие органы государственного контроля и надзора; устанавливает срок выполнения корректирующих мероприятий; проверяет выполнение корректирующих мероприятий.
После выполнения корректирующих мероприятий и при положительной их оценке (путем проверок и контроля) орган по сертификации принимает решение о возобновлении действия сертификата соответствия и лицензии на применение знака соответствия, а также информирует об этом заинтересованных участников сертификации. В случае невыполнения корректирующих мероприятий или их неэффективности орган по сертификации отменяет действие сертификата соответствия и лицензии на применение знака соответствий и также информирует об этом участников сертификации.
- 1. Основные этапы развития мирового туризма.
- 2. Мотивация и барьеры к путешествиям.
- 3. Международные туристические организации и их деятельность.
- 4. Всемирная туристическая организация, ее структура и функции.
- 7. Классификация туризма по видам.
- 8.Классификация потребителей туристических услуг.
- 9.Понятие туристического предприятия, его внешняя и внутренняя среда.
- 10. Миссии и цели туристического предприятия.
- 14. Организационно-правовые формы туристического предприятия
- 15. Лицензирование туристской деятельности, его цели
- 16. Стандартизация туристических услуг, цели и основные понятия.
- 17. Сертификация туристических услуг, цели и основные понятия.
- 18. Процедура реорганизации, ликвидации туристического предприятия
- 20. Модели взаимодействия туроператоров и турагентов
- 22. Общая характеристика договоров, их разновидности и требования к составителю
- 23. Договорные отношения между туроператором и турагентам.
- 24. Договорные отношения между туроператором и поставщиками тур услуг
- 25. Показатели экономической эффективности туристического предприятия.
- 26. Основные методы ценообразовании в туризме их преимущества и недостатки