logo search
ОДТП

17. Сертификация туристических услуг, цели и основные понятия.

Важным элементом системы государственного регулирования туризма, обеспечения безопасности услуг и наиболее признан­ным в мире способом независимого подтверждения (оценки) их соответствия установленным требованиям является сертификация.Использование ее создает предпосылки и условия для успешно­го решения ряда важнейших социально-экономических проблем и задач, соответствует интеграции отдельных государств в миро­вую экономику.Слово «сертификация» в переводе с латинского языка озна­чает «сделано верно». Для того чтобы убедиться, что услуга «ока­зана верно», необходимо знать, каким требованиям она должна соответствовать и каким образом можно получить достоверные доказательства этого соответствия. Общепризнанным способом такого доказательства служит сертификация соответствия.Сертификация продукции (далее — сертификация) — процеду­ра подтверждения соответствия, посредством которой независи­мая от изготовителя (продавца, исполнителя) и потребителя (по­купателя) организация удостоверяет в письменной форме, что продукция соответствует установленным требованиям. Сертификация осуществляется в целях:создания условий для деятельности предприятий, учрежде­ний, организаций и предпринимателей на едином товарном рынке, а также для участия в международном экономиче­ском, научно-техническом сотрудничестве и международ­ной торговле;содействия потребителям в компетентном выборе продукции; защиты потребителя от недобросовестного изготовителя (продавца, исполнителя); контроля безопасности продукции для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества;подтверждения показателей качества продукции, заявлен­ных изготовителем.Сертификация может быть как обязательный, так и добро­вольной.Обязательная сертификация осуществляется на основании за­конов и законодательных положений и обеспечивает доказатель­ство соответствия услуг гостеприимства требованиям технических регламентов, обязательным требованиям стандартов. Обязатель­ные требования относятся к безопасности, охране здоровья людей и окружающей среды.Объектами обязательной сертификации являются туристские услуги и услуги средств размещения, оказываемые организация­ми независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности.При обязательной сертификации должны проверяться харак­теристики (показатели) услуг, условий обслуживания и использо­ваться методы проверок (оценок), позволяющие провести иден­тификацию услуги, в том числе проверить ее принадлежность к классификационной группировке, соответствие техническим документам (паспорту маршрута, информационно-рекламному проспекту, туристской путевке и пр.), а также требованиям безо­пасности, установленным в нормативных документах.Добровольная сертификация проводится по инициативе юри­дических или физических лиц на договорных условиях между заявителем и органом по сертификации в системах доброволь­ной сертификации. Решение о последней обычно связано с про­блемами конкурентоспособности услуг, продвижением услуг на рынок (особенно зарубежный), предпочтениями потребителей, все больше ориентирующихся в своем выборе на сертифициро­ванные услуги. Наиболее распространенным примером добро­вольной сертификации в индустрии гостеприимства является сертификация предприятий на соответствие требованиям опре­деленной категории по действующей классификации.Добровольная сертификация услуг не может заменить их обязательную сертификацию.При сертификации туристских услуг и услуг средств разме­щения применяются схемы (состав и последовательность дейст­вий третьей стороны при проведении сертификации)№ 2 — оценка процесса выполнения работ, оказания услуг; № 4 — оценка организации (производства); № 5 — оценка системы качества.На основании Правил сертификации работ и услуг орган по сертификации услуг разрабатывает Порядок проведения серти­фикации туристских услуг и услуг средств размещения, который утверждает руководитель органа. Порядок сертификации вклю­чает:подачу заявки;рассмотрение и принятие решения по заявке; оценку соответствия услуг установленным требованиям;

принятие решения о выдаче (отказе в выдаче) сертификата (документа, выданного по правилам системы сертифика­ции для подтверждения соответствия сертифицированной продукции установленным требованиям); выдачу сертификата и лицензии на применение знака со­ответствия (зарегистрированного в установленном порядке знака, который по правилам, установленным в данной си­стеме сертификации, подтверждает соответствие маркиро­ванной им продукции установленным требованиям); инспекционный контроль сертифицированных услуг. В случае несоответствия услуг установленным требованиям, отказа держателя сертификата от проведения инспекционного контроля орган по сертификации может приостановить или от­менить действие сертификата и лицензии на применение знака соответствия. Такое решение принимается в том случае, если пу­тем корректирующих мероприятий, согласованных с органом по сертификации, можно установить обнаруженные причины несо­ответствия. При проведении корректирующих мероприятий ор­ган по сертификации приостанавливает действие сертификата соответствия и лицензии на применение знака соответствия; ин­формирует об этом соответствующие органы государственного контроля и надзора; устанавливает срок выполнения корректи­рующих мероприятий; проверяет выполнение корректирующих мероприятий.

После выполнения корректирующих мероприятий и при по­ложительной их оценке (путем проверок и контроля) орган по сертификации принимает решение о возобновлении действия сертификата соответствия и лицензии на применение знака со­ответствия, а также информирует об этом заинтересованных участников сертификации. В случае невыполнения корректи­рующих мероприятий или их неэффективности орган по серти­фикации отменяет действие сертификата соответствия и лицен­зии на применение знака соответствий и также информирует об этом участников сертификации.