1.3 Сенситивные периоды развития скоростно-силовых качеств баскетболистов
В процессе индивидуального развития человека (онтогенеза) происходит неравномерный прирост физических качеств. Кроме того, установлено, что в отдельные возрастные этапы некоторые физические качества не только не подвергаются качественным изменениям (развитию) в тренировочном процессе, но даже уровень их может снижаться. Отсюда ясно, что в эти периоды онтогенеза тренировочные воздействия на воспитание физических качеств должны строго дифференцироваться. Те возрастные границы, при которых организм юного спортсмена наиболее чувствителен к педагогическим воздействиям тренера, называются «сенситивными» периодами. Периоды стабилизации или снижения уровня физических качеств получили название «критических». По мнению ученых, эффективность управления процессом совершенствования двигательных возможностей в ходе спортивной подготовки будет значительно выше, если акценты педагогических воздействий будут совпадать с особенностями того или иного периода онтогенеза. Итак, основные физические качества должны подвергаться целенаправленному воспитанию в следующие возрастные периоды:
координационные способности – наибольший прирост с 5 до 10 лет;
быстрота – развитие происходит от 7 до 16 лет, наибольшие темпы прироста в 16-17 лет;
сила – развитие происходит с 12 до 18 лет, наибольшие темпы прироста в 16-17 лет;
скоростно-силовые качества – развитие происходит с 9 до 18 лет, наибольшие темпы прироста в 14 -16 лет;
гибкость – развитие происходит в отдельных периодах с 9 до 10 лет, 13-14 лет, 15-16 лет (мальчики), 7 -8 лет, 9-10 лет, 11 -12 лет, 14 -17 лет (девочки);
выносливость ‑ развитие происходит от дошкольного возраста до 30 лет, а к нагрузкам умеренной интенсивности, и старше, наиболее интенсивные приросты наблюдаются с 14 до 20 лет [44, 47].
В процессе обучения двигательным действиям сенситивным периодом считают 5-10 лет. Для более успешного совершенствования в технической подготовке в дошкольном и младшем школьном возрасте следует, как можно больше накапливать двигательный потенциал у детей, т. е. создать базовую подготовленность. Критерием такой подготовленности должны быть объем применяемых средств и их разносторонности [1].
Особую роль в технической подготовке имеют врожденные функциональные связи и приобретенные. Следует учитывать генетически ведущие части тела юного спортсмена, которые являются сильной стороной развития организма. В педагогическом отношении здесь необходим на первых порах свободный выбор. В противном случае будет угнетаться генетическая предопределенность. Отсюда очевидно, что переучивание «левши» на противоположную ведущую нецелесообразно [17].
- Выпускная квалификационная работа Развитие скоростно-силовых качеств обучающихся средне специальных учебных заведений средствами баскетбола
- Оглавление
- Введение
- Глава 1. Теоретико-методические основы обучения технике игры в баскетбол
- 1.1 Характеристика баскетбола, как средства физического воспитания
- 1.2 Характеристика проявлений скоростно-силовых качеств в спортивной деятельности баскетболиста
- 1.3 Сенситивные периоды развития скоростно-силовых качеств баскетболистов
- 1.4 Физиологическая характеристика скоростно-силовых качеств
- 1.5 Характеристика современных тренировочных программ по увеличению уровня развития скоростно-силовых качеств
- Глава 2. Организация и результаты исследования
- 2.1 Организация исследования
- 2.1.1 Формирование двухкомпонентных связей между результатами обучения
- 2.1.2 Формирование многокомпонентных связей между результатами обучения
- 2.1.3 Развитие скоростно-силовых способностей
- 2.2 Результаты исследования
- Заключение
- Список литературы