logo search
Voprosy_po_kulturologii_k_3_1

Различают три разновидности индийского классического танца

Нритта, или чистый танец - выстроен исключительно на движениях танцовщика. Исполняется непринужденно и весело. Из всех возможных настроений в этом танце может присутствовать только радость. Передать радость - вот смысл танца.

Нриттья - сочетание чистого танца и передача эмоций через жесты и мимику. Нриттья - сплетение разнообразных чувств и настроений. Во время исполнения данного танца зачитываются стихи, а главное - задействованы всевозможные жесты и положение пальцев (хаста) несет смысловую нагрузку.

Натья - разновидность драматического искусства. Танцовщик рассказывает историю или развивает какую-то определенную тему. Чаще это тема взаимоотношений между мужчиной и женщиной (найяка-найика бхава), которая на философском уровне раскрывается как устремленность человеческой души к запредельному.

Чтобы должным образом исполнить нриттью и наттью, необходимо глубокое знание человеческой души, понимание эмоций. В индийской культурной традиции их подразделяют на девять категорий, называемых навараса - девять сущностей. Это любовь, радость, сострадание, отвага, гнев, страх, отвращение, удивление и покой. Каждый танцовщик стремится передать эти эмоции через бхаву, т.е. внешнее проявление эмоций на лице и в телодвижениях. Если бхава выполняется правильно, исполнитель (исполнительница) может раскрыть перед зрителем тончайшие оттенки смысла.

9) Опишите средневековое искусство Индии доисламского и исламского периодов. Расскажите (письменно) о мавзолее Тадж-Махал.

IV — VI века — период расцвета древнего искусства Индии. В это время север Индии (бассейн Ганга) был объединен в могущественное государство, управляемое царями династии Гуптов. Искусство, сложившееся в эти века на севере страны, распространилось и южнее. Замечательные образцы живописи этого периода сохранились в буддийских пещерных храмах и монастырях в Аджанте (штат Махараштра). Там начиная со II в. до н. э. на протяжении девяти веков было создано 29 пещер, стены, потолки и колонны которых расписаны сценами из буддийских преданий и легенд и украшены скульптурой и резьбой. Аджанта была одним из центров не только буддийской религии, но и науки, искусства. Теперь Аджанта — символ величия древней культуры Индии. Там бывает много туристов со всех концов Индии и из всех стран мира.

Росписи в Аджанте — это наглядная энциклопедия жизни Древней Индии, созданная в высокохудожественной и поэтической форме. Сцены быта разных сословий, от князя до нищего, исторические события и предания буддизма изображены на материале окружающей художника жизни. В одной сцене изображается детство Будды. Художник нарисовал обстановку комнаты, птичек в клетках, играющих детей, среди которых и маленький Будда. В другом месте перед нами принцесса Ирандати на качелях. С ней беседует только что примчавшийся на волшебном коне всадник. Как хорошо нарисованы полупрозрачные ткани одежд, жемчужные ожерелья и золотые браслеты, оттеняющие смуглость кожи полуобнаженных фигур!

Радостное восприятие жизни, любовь к человеку и природе, ощущение единства всего живого — отличительные черты искусства Аджанты.

Когда в VII — VIII вв. рабовладельческий строй в Индии сменился феодальным, усилилась власть касты жрецов-брахманов, стремившихся с помощью искусства утвердить свое религиозное учение. Под их воздействием и в связи с новыми условиями жизни сильно изменилась храмовая скульптура Индии.

Все чаще стали появляться символические образы богов, поражающие своей фантастичностью, с несколькими головами и руками. Вместо Будды теперь стали изображать Брахму, Вишну и Шиву, а также многие второстепенные божества религии индуизма, сменившей буддизм.

В пещерном храме VIII в. на острове Элефанта близ гавани Бомбея высечен из скалы гигантский бюст трехликого Шивы почти 6 м высотой. Три лика Шивы означают его троякую природу: его незыблемое бытие, ярость и милость.

Часто Шива представлен танцующим. Шива Натараджан (бог танца) изображается с одной головой, но с третьим глазом во лбу и с четырьмя руками, в одной — символический барабанчик, в другой — пылающий огонь. Ногами он попирает карлика — демона зла, своего врага.

Натараджан изображается вечно танцующим. Он олицетворяет религиозное учение о том, что Вселенная вечно движется, а Шива — ее энергия и источник движения. Много таких замечательных статуэток из бронзы сохранилось в Индии начиная с X в.

С VIII в. появляется тип храма-горы в виде башни, как, например, храм Парсванатха религии джайнизма, возникшей одновременно с буддизмом. Парсванатха был одним из пророков религии джайнизма.

Когда знаменитый русский землепроходец тверской купец Афанасий Никитин в XV в. побывал в Индии, он увидел там храмы другой широко распространенной в Индии религии — мусульманской: это были мечети, а также мавзолеи, которых в Древней Индии не было. Мусульманам запрещалось изображать в искусстве людей и животных. Поэтому в мечетях и мавзолеях нет скульптуры и живописи, но зато они имеют красивые купола, тонкие башенки — минареты, стройные стрельчатые арки и отличаются геометрически правильными- строгими контурами. Эта новая индо-мусульманская архитектура обогатила искусство Индии и сделала его еще более разнообразным по форме и содержанию.

Замечательный образец индо-мусульманской архитектуры — беломраморный мавзолей Тадж-Махал (ок. 1630 — 1652) в Агре. Когда пылает солнце, здание, как зеркало, отражает его блеск, купол мавзолея похож на «облачко, отдыхающее на воздушном троне», как говорят в Индии. А при лунном свете сказочно прекрасное здание очаровывает мягким зеленоватым сиянием.

С этой жемчужиной средневековой индийской архитектуры нас знакомит картина известного русского художника В. В. Верещагина, побывавшего в Индии.

Тадж-Махал, древние буддийские и индуистские храмы и украшающая их скульптура и живопись — гордость индийского народа, создавшего великое самобытное поэтическое искусство.

Тадж-Маха́лмавзолей-мечеть, находящийся в Агре, Индия, на берегу реки Джамна. Построен по приказу потомка Тамерлана — императора Великих Моголов Шах-Джахана в память о жене Мумтаз-Махал, умершей при родах (позже здесь был похоронен и сам Шах-Джахан).

Тадж-Махал считается лучшим примером архитектуры стиля моголов, который сочетает в себе элементы персидского, индийского и исламского архитектурных стилей. В 1983 году Тадж-Махал был назван объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО: «жемчужиной мусульманского искусства в Индии, одним из общепризнанных шедевров наследия, которым восхищаются во всём мире».

Несмотря на то, что белый мраморный купол мавзолея является наиболее известным компонентом, Тадж-Махал — это структурно интегрированный комплекс. Здание начали строить примерно в 1632 году и завершили в 1653 году, работали 20 тысяч ремесленников и мастеров.

Внутри мавзолея расположены две гробницы — шаха и его жены. На самом деле, место их захоронения находится там же, где и гробницы, но под землёй.

Тадж-Махал представляет собой пятикупольное сооружение высотой 74 м на платформе, с 4 минаретами по углам (они слегка наклонены в сторону от усыпальницы для того, чтобы в случае разрушения не повредить её), к которому примыкает сад с фонтанами и бассейном.

Стены выложены из полированного полупрозрачного мрамора (привозившегося на строительство за 300 км) с инкрустацией из самоцветов. Были использованы бирюза, агат, малахит, сердолик и др. Мрамор имеет такую особенность, что при ярком дневном свете он выглядит белым, на заре розовым, а в лунную ночь — серебристым.