logo search
Новиков В

9.6. Вспомогательный счет туризма (вст)

Этот метод оценки роли туризма в экономике, который осваивается во многих странах, можно отнести к базовым инновациям, он основан на сборе и анализе огромного числа статистических данных, которые ранее не принимались во внимание при оценке туризма и его вкладе в экономику каждой страны.

В июне 1999 г. в Ницце с участием Всемирного совета по туризму и путешествиям прошла всемирная конференция "Измерение экономического воздействия туризма", которая предложила методологические направления для определения всеобъемлющего воздействия туризма как на экономику отдельной страны, так и на мировую экономику в целом. Этот консолидированный обсчет получил название "вспомогательный счет туризма" (ВСТ).

В последние годы туризм стал важной экономической сферой благодаря росту его доли в ВВП стран и регионов и воздействию на развитие инфраструктуры и многих секторов хозяйственной деятельности. Туризм является катализатором развития строительства, транспорта и коммуникаций, сельского хозяйства, других отраслей. Особо следует выделить роль туризма в создании новых рабочих мест и оживлении местной экономики.

К сожалению, существующая статистика учитывает и фиксирует лишь число туристов и денежные суммы, затрачиваемые ими на путешествия. Следовательно, экономическое воздействие туризма определяется по заниженным показателям, генерируемые им доходы учитываются в других отраслях, поэтому посчитать общий вклад туризма в экономику можно лишь приблизительно.

Чтобы понять реальную значимость туризма в экономике, следует оценивать такие важные показатели, как, например, влияние отрасли на объем ВВП, занятость населения, эффект перемещения туристов внутри страны с точки зрения перераспределения доходов.

По рекомендациям международной конференции по статистике туризма и путешествий, организованной ЮНВТО, была создана специальная группа экспертов по разработке ВСТ. Перед экспертами стояла задача разработать свод основных понятий, классификаций и агрегированных показателей, которые позволяли бы дать единообразную оценку экономического эффекта влияния спроса на туристские услуги на развитие экономики стран. Требовалось сформулировать этот свод таким образом, чтобы он был сопоставимым с показателями, используемыми в других областях, и был единообразным для различных социально-географических условий.

Разработка показателей ВСТ заняла пять лет (с марта 1994 г. по ноябрь 1999 г.). Результат этой работы изложен в документе "Концептуальные основы вспомогательного счета туризма" (Tourism Satellite Account: The Conceptual Framwork).

После одобрения рекомендуемых методологических основ на 31-й сессии Статистической комиссии ООН в 2000 г. ВСТ стал полноценным статистическим инструментом для оценки экономического значения туризма.

Разработка ВСТ (75 стран разработали или планируют разработать такой счет в ближайшие годы, в их число входят Индия, Испания, Канада, Коста-Рика, Марокко, Мексика, Новая Зеландия, Соединенные Штаты Америки, Франция, Ямайка и др.) вскрыла наличие определенных проблем. Все они связаны с внутренней природой ВСТ в качестве инструмента для сведения воедино разрозненных данных. К числу этих проблем относятся:

отсутствие единообразия в классификациях и определениях, используемых в различных источниках; расхождение между предложением и спросом туристских продуктов, предоставляемых посетителям (как резидентам, так и нерезидентам);

потребности новых пользователей, которые обычно не включаются в основные статистические операции (кто организует поездки, число участников путешествующей группы, однодневные посетители и др.).

Для внедрения ВСТ необходимо совершенствование системы национальной туристской статистики, основанной на информации и данных, получаемых от национальной службы статистики, национальной туристской администрации, Центрального банка, национальных ассоциаций туристских предприятий.

Эти показатели должны дополняться данными департамента (ведомства) перевозок, таможенной и иммиграционной служб.

Так как ВСТ является инструментом, показывающим роль туризма в экономике государства, то важно знать его основные составляющие, дающие представление о необходимой организации государственного статистического наблюдения в туризме. Главная идея ВСТ - детальный анализ спроса на товары и услуги, которые сопрягаются с туризмом в экономике, и измерение этого спроса. С помощью ВСТ можно измерить:

вклад туризма в ВВП;

место туризма среди других секторов экономики;

количество рабочих мест в различных секторах экономики, инициированных развитием туризма;

объемы инвестиций в туризм;

налоговые поступления, генерированные туристской индустрией;

туристское потребление;

влияние туризма на платежный баланс;

людские ресурсы, задействованные в индустрии туризма.

ВСТ позволяет реально оценить экономический вес туристской отрасли. Объем туристских услуг влияет на развитие транспорта, сферы торговли, сети культурных учреждений (музеи, библиотеки и др.), строительства, сельского хозяйства и др.

ВСТ выявляет внутри каждой отрасли составляющие, зависящие от туризма, их экономическую эффективность.

Различают две основные составляющие ВСТ: туристское потребление и туристский спрос.

Туристское потребление. Оно включает стоимость товаров и услуг, потребленных всеми посетителями на территории конкретной страны. Это прежде всего личные расходы на размещение, транспорт, питание, развлечения, финансовые услуги и покупки товаров длительного и краткосрочного пользования, используемые для туристских нужд. Расходы могут быть произведены как до поездки, так и после нее, а также во время путешествия как по стране, так и за ее рубежами.

Деловые поездки. Это командировки представителей государственных и туристических организаций, связанных с развитием отрасли.

Расходы государства на индивидуальное туристское потребление. Это нерыночные услуги, предоставляемые государственными организациями индивидуальным посетителям. К ним относятся ознакомление с культурными и природными ценностями (искусство, музеи, национальные парки и др.), а также различного рода формальности (таможенные, иммиграционные услуги).

Экспорт товаров и услуг посетителями включает расходы иностранных посетителей на товары и услуги на территории принимающей туристов страны.

Туристский спрос. Он включает туристское потребление и оставшиеся неохваченными товары и услуги, связанные с компонентами конечного потребления. К ним относятся:

расходы государственных организаций на коллективное туристское потребление - нерыночные услуги, связанные с туризмом (управление авиацией, обеспечение безопасности, санитарные услуги на курортах и др.);

капитальные вложения - расходы, осуществляемые поставщиками услуг туристской индустрии (частный сектор) и государственными организациями на поставку оборудования, оснащения, создания инфраструктуры для посетителей;

экспорт - потребительские товары, направляемые за границу для туристского пользования [горючее, электроника, средства производства, направляемые за границу для использования поставщиками услуг (самолеты, круизные суда)].

Особенностью ВСТ являются агрегированные показатели, которыми измеряется результат общей экономической деятельности в области туризма. Они отображают: размер потребления во внутреннем туризме (расходы самих туристов и их спонсоров); добавленную стоимость (как в самой туристской, так и в агрегированных отраслях); формирование основного капитала; коллективное туристское потребление и совокупный туристский спрос.

В настоящее время национальные ВСТ составляются на основе местных годовых статистических показателей, однако необходима разработка и создание ВСТ на уровне областей, провинций, городов. Некоторые показатели ВСТ не входят в статистическое наблюдение каждый год, а поэтому рассчитываются на основе усредненных уровней предшествующих лет. По такой методике можно рассчитывать квартальные ВСТ и делать прогнозы.

Задачей ВСТ является оценка экономических последствий посещения туристами конкретной страны, поездок внутри нее и выезда ее граждан в другие государства. В общий экономический счет страны необходимо включать услуги, оказанные в любой точке земного шара.

Например, воздушная перевозка туриста из страны А в страну В, используя самолеты страны С, является показателем для измерения ВСТ в стране С.

Иными словами, надо принимать во внимание не только прямое туристское потребление, но и вторичный эффект от всей другой производственной деятельности.

В этом случае следует использовать институциональную единицу, которая определяется Статистическим комитетом ООН как "экономический субъект, способный в пределах своих прав собственным имуществом нести ответственность по обязательствам, возникающим при осуществлении экономической деятельности и из заключенных сделок с другими субъектами". Использование институциональных единиц позволяет определить степень влияния туризма на платежный баланс, включая доход от собственности, оплаченной иностранными инвесторами.

Предполагается включить в ВСТ систему оплаты труда в туризме (Tourism Labour Accounting System - LAST), методологические основы которой разработаны Международной организацией труда (МОТ). Это позволит оценить количество работающих в сфере туризма, определить уровень материального вознаграждения, выявить наиболее распространенные специальности.