logo search
Voprosy_po_kulturologii_k_3_1

23) Сравните традиционный театр «ноо» с театром «кабуки». Когда возникло это искусство? о чем говорит символика театра?

Одним из ранних видов театра стал театр но (яп. но:?, «талант, мастерство»), сложившийся в XIV-XV веках, актёры играли в масках и роскошных костюмах. Театр считается «маскированной» драмой, но маски (о-мотэ) надевают лишь ситэ и ваки.

  Драмы Но излагают известные легенды, религиозные притчи и военные повести. Почти весь текст произносят главный персонаж -ситэ («действователь») и ваки («боковой» персонаж).

   На масках, которых в спектаклях Но используется более двухсот, сохранились черты лиц эпохи Муромати (начало XIV-XI вв. до н.э.): сбритые и вновь нарисованные у самых корней волос брови - у девушек, начерненные зубы - у молодых воинов-самураев. Независимо от маски актер не меняет свой голос, и молодая девушка может петь хриплым мужским голосом (все роли играют мужчины). К женским маскам надевается длинный черный парик, к личинам демонов - ниспадающий на пол красный, к образам стариков - белый. Выбор костюма тоже задает характеристику персонажа. Благородный белый и красный цвета - к лицу божествам, высокородным особам и красавицам. Сочетание этих цветов означает молодость и силу. Бледно-голубой вместе с коричневым подойдут спокойному персонажу незнатного происхождения. Символика масок и костюмов дополняется символическими жестами, которые обозначают и состояние героя, и место действия. Так, плач выражается медленными движениями руки с закрытым веером к опущенному лицу. По касанию раскрытым веером левого плеча, если лицо поднято и обращено вправо вверх, зритель узнает, что действие происходит лунной ночью. Веер в театре Но обыгрывают всеми возможными способами. Это и пишущая кисть, и меч, и сосуд с вином, и кнут. Взмах «кнута» - «всадник скачет по дороге».

В XVII веке сложился один из наиболее известных видов японского традиционного театра — кабуки (яп. «песня, танец, мастерство»?), актёры этого театра были исключительно мужчины, их лица были сложным образом загримированы. Высоко ценится искусство оннагата (яп. женский образ?), актёров, исполняющих женские роли.

Исходное состояние актера на сцене Кабуки - неподвижность. Он оживает только тогда, когда наступает его черед играть. Движение состоит из перехода от одних поз - миэ - к другим. Когда в миэ застывает целая группа, на сцене образуется живописная картина. Зритель должен спокойно созерцать миэ, подобно тому как он любуется изменчивой неподвижностью сада камней. Сцена миэ сопровождается ритмичными хлопками деревянных брусков - хёсиги - друг о друга. В наиболее драматичные моменты удары хёсиги учащаются.     В Кабуки актеры стали впервые выступать без масок. Традиционный грим - кумадори - напоминает черты масок Но и маски кукольного театра. Основные цвета кумадори - красный, синий и черный. Красные полосы обозначают страсть, справедливость и доблесть; синие - зло, страх и потусторонность; черные и алые - божественность и колдовскую силу. Символика цвета дополняется чуть утрированной мимикой: зрачки, сведенные к переносице, означают устремление; поднятые углы губ - надменность и усмешку; приподнятые внешние концы бровей - гнев.