logo search
Voprosy_po_kulturologii_k_3_1

27) Каковы особенности японской художественной культуры позднего средневековья? Расскажите об императорском дворце и замках Японии.

В японском искусстве с конца 16 века возросла тяга к многоцветности, зрелищности, праздничности. Уже не храмы и монастыри играли главную ведущую роль в архитектуре. Стремясь утвердить свою власть и свое могущество, сёгуны на протяжении сменившего период Муромати периода Момояма(1573-1614)возвели по всей стране небывалые по величине и прочности замки, победно возносящиеся ввысь дозорные башни.

При многих чертах сходства с другими, каждый замок имел неповторимый облик и по-своему вписывался в японскую природу.

Лишившись оборонного значения, замки со временем превратились в парадные дворцовые сооружения. Главное внимание стало уделяться не отделке башен, а оформлению дворцовых покоев. Обширные комплексы резиденций сёгунов в Киото строились по типу павильонов сёин, но были гораздо богаче и торжественнее прежних. Главное здание дворца объединяло цепь асимметрично составленных одноэтажных павильонов, сращенных друг с другом переходами. Интерьеры каждого из них со скользящими перегородками, полами, татами, располагались подобно пологой лестнице на разных уровнях и как бы перетекали один в другой, завершаясь главным приёмным залом, в глубине которого на почетном месте в виде своеобразной сценической площадки восседал в дни приемов хозяин, уподобленный в своих пышных шелковых одеяниях статуе в алтаре храма.

С развитием монументального дворцового зодчества значительно активнее стала деятельность живописцев придворной школы Кано, декоративная манера которых была созвучна стилю парадной архитектуры периода Момояма. Художникам приходилось расписывать большие поверхности не только стен, но и многостворчатых бумажных складных ширм, которые играли в помещении роль и картин, и переносных перегородок. Особенностью творческой манеры таких талантливых мастеров, как Кано Эйтоку(1543-1590гг), стало выделение на обширной плоскости стенной панели или ширмы крупной, многоцветной детали пейзажа. Исполненные Кано Эйтоку на золотых сияющих фонах густыми и сочными пятнами композиции цветов, трав, деревьев и птиц обобщали новые представления о мощи и великолепии мироздания.

Монохромные пейзажные свитки с их неяркой красотой, конечно, не могли соответствовать стилю дворцовых покоев. Но они сохранили сове значение как непреложная часть чайного павильона-тясицу, по-прежнему предназначенного для духовного сосредоточения и умиротворения.

К концу 16 века окончательно сложились правила чайной церемонии, в которой все, начиная от архитектурных деталей и кончая картиной и утварью, было продумано в своем единстве.

Скромному оформлению чайного ритуала противопоставлялось оформление парадной жизни, требующей праздничной утвари. В 16 веке особенно красочно оформляются изделия из лака. Столики, шкатулки и ларцы отличаются броскостью, контрастной яркостью узоров, в которые вводятся росписи золотом, сочетающиеся с инкрустацией перламутром пышными растительными мотивами. Золото вводится в узоры тканей, становится необходимой принадлежностью все парадной утвари.

Такое единство простоты и пышности можно заметить и в стиле искусства последующего, позднефеодального этапа - периода Эдо(1614-1868), получившего свое название по имени новой японской столицы

Хотя изоляция страны, продолжавшаяся с 17 до середины 19 века, и искусственная консервация феодальной культуры не могли не сказаться на развитии духовной атмосферы Японии, жизненная сила, энергия и яркое восприятие явлений жизни ощутимы в позднесредневековых видах и жанрах городского искусства - новелле, театре Кабуки, массовой гравюре на дереве.

Так в архитектуре 17 века выявилось соотношение двух основных стилистических направлений: парадного и уединенного.

Но все же развитие японского искусства 17 века определялось большей тягой к праздничной зрелищности. В развитии декоративной живописи 17 века особо важную роль сыграли мастера, чье творчество сформировалось в Киото, где живопись соприкасалась со всей сферой художественных ремесел

Эти качества нашли воплощение и в таком новом для Японии виде искусства, как гравюра на дереве. Нарядная и яркая, дешевая и легко тиражируемая, она явилась одним из важных звеньев в позднесредневековом искусстве, способствующих его обновлению. Центром ее изготовления стала столица Эдо, где уже в конце 17 века сформировались основные жанры этого искусства. Гравюра охватила все сферы жизни горожан. Она служила и театральной афишей, и книжной иллюстрацией и поздравительной открыткой, и украшением быта. Впервые актеры театра Кабуки, прачки, ремесленники за работой и торговцы в своих лавочках стали героями японского искусства. Изготовление гравюры быстро приобрело широкий размах. Усовершенствовались и технические приемы. В художественном процессе участвовало несколько человек. Художник выполнял рисунок, резчик резал и подготавливал доски(из вишни, груши, японского самшита) для каждого цвета, печатник вручную делал оттиски, подбирая и проверяя оттенки. Коллективность выполнения каждого штриха, общей композиции, четкость и ясность силуэтов, изысканная и звучная гамма чистых цветов роднили гравюру и с живописью "ямато-э", и с миром декоративных искусств.

Одно из самых известных архитектурных сооружений Токио – это императорский дворец, Кокё. Кокё является резиденцией ныне здравствующей императорской фамилии, и открывается для посетителей только два раза в год: в День рождения Императора, 23 декабря, и в день встречи Нового года. 

В конце XVI века эту местность облюбовал военачальник и правитель Токугава Иэясу, первый из сёгунской династии Токугава. Он переехал во дворец в 1590 году, с этого времени начинается период его активного развития и обустройства. Дворец правителей был окружен внутренней крепостью, Хонмару, оборонительная стена которой насчитывала 20 ворот и 11 сторожевых башен. Внутри были размещены 15 казарм и главная замковая башня высотой около 50 м. Однако почти все строения внутренней крепости были разрушены в 1868 году во время ликвидации сёгунской власти императором Мейдзи. Кроме башни Фудзими и расположенной возле неё казармы остались одни руины и фундаменты. 

Внешняя крепость, которая составляла вторую линию защиты, была еще более внушительна. Хотя ни дворца, ни соответствующих построек периода сёгунов здесь не сохранилось, о былом величии напоминают массивные стены, крепостные рвы, ворота. Сейчас здесь раскинулись Восточные сады в традиционном японском стиле. В них нередко проводятся церемонии при участии императорской семьи.

 

Этот дворец стал императорской резиденцией, начиная с 1868 года, когда его захватил император Мейдзи. Сейчас на территории этого древнего дворцового комплекса располагаются несколько основных строений: Императорская резиденция, Императорский концертный зал, дворец, здания Министерства Двора и дворец Фукиагэ Омия. Кроме Восточных садов здесь раскинулись и прекрасные Внутренние сады, закрытые от посторонних глаз почти круглый год. Но даже в Восточных садах есть территория, куда посетителям вход запрещен – Пространство Внутреннего дворца. С живописной площади Коё Гайэн можно видеть лишь часть дворцовой крыши и два каменных моста: Мэганэбаси и Нидзюбаси.