1.3. Роль предпринимателя в инновационных процессах
Впервые описание качеств, необходимых предпринимателю, появилось в работах французского экономиста Жана Батиста Сея, который считал, что предприниматель должен выделяться стремлением создавать новые способы производства и управления, при этом понимать людей и рисковать. Это лицо, которое "перемещает ресурсы из области низкой производительности и низких доходов в область высокой производительности и прибыльности".
С тех пор трактовка понятия "предприниматель" не претерпела значительных изменений, хотя по мере развития общества менялся не только тип, но и психология предпринимателя. Вначале он владел и управлял своим капиталом, совмещая эти функции с личным производительным трудом. Со временем стал организатором производства, не всегда являясь владельцем капитала.
Нынешнее представление о предпринимателе и его функциях сложилось только к середине XX в. Современный предприниматель преследует цели: стремится к экспансии, расширению своего бизнеса, выживанию в условиях конкурентной борьбы и передаче своего дела наследникам.
Еще на рубеже XIX-XX вв. деятельностью предприятий и фирм начинают управлять менеджеры - люди, которые, работая в условиях нестабильности рынка и неопределенности возможных результатов, берут на себя бремя рисков и добиваются успеха, выступая в качестве преобразователя и созидателя в осуществлении проектов, в том числе национального и международного значения.
Помимо изменений в социальной базе предпринимательства происходит также расчленение и специализация, вместо одного появляются несколько типов предпринимателей:
поставщик капитала - финансист;
поставщик нового знания - "изобретатель" технической или маркетинговой идеи;
поставщик организационной схемы - эксперт (юрист или экономист), предлагающий организационно-правовые формы для создания или трансформации предприятия;
поставщик управленческих технологий - менеджер, разрабатывающий структуру внутренних и внешних связей нового предприятия.
Конечно, возможно совмещение некоторых функций, однако с течением времени оно все более затрудняется даже на средних предприятиях. Люди, способные выполнять непростые предпринимательские функции, должны обладать определенными качествами: интуицией и чутьем на новые нестандартные пути; энергией и волей, чтобы отказаться от устоявшихся порядков и преодолевать инерцию экономических и социальных процессов.
Профессор Даремской школы бизнеса в Англии Алан Гибб считает, что предприниматель - это энергичная личность, демонстрирующая определенные черты и стандарты активного поведения и мышления, причем обычно в сфере деловой жизни.
По утверждению известного американского специалиста по управлению Питера Друкера (1909 - 2005), предприниматели видят экономический ресурс там, где другие его не замечают. Они "пытаются создать новые и отличные от старых ценности, превратить "материалы" в "ресурс" или облечь существующие ресурсы в новую и более продуктивную форму". В основе предпринимательской деятельности лежит систематизированная инновационная деятельность, т.е. поиск и использование новых возможностей удовлетворения желаний и потребностей человека.
Предприниматель, по Й.Шумпетеру, должен соединять, комбинировать факторы производства; он ищет новые формы его организации, усовершенствования в коммерческих комбинациях.
Речь идет о функции, осуществляемой периодически разными субъектами, которая неразрывно связана с новшествами. Предприниматель не обязательно сам изобретает "новые комбинации", часто он заимствует чужой хозяйственный опыт. Мотивами его деятельности являются: саморазвитие личности, достижение успеха, преодоление трудностей.
Участие предпринимателя в инновационных процессах определяет его психология. Во-первых, он имеет склонность к творчеству, созиданию и инновациям. Это позволяет ему постоянно искать новые идеи и стремиться к их внедрению у себя на предприятии. Во-вторых, предприниматели испытывают жажду экспансии и расширения своей деятельности. В-третьих, им присущ хозяйственный оптимизм - они всегда верят в удачу своего дела. В-четвертых, при отсутствии достоверной информации о будущем необходимо обладать такими чертами, как расчетливость и аналитический стиль мышления. Тогда можно оценить вероятности различных исходов (благоприятных и неблагоприятных), преобразуя неопределенность в предпринимательский риск.
Подчеркивая роль предпринимателя в инновационном процессе, И.Шумпетер исходил из теории, что исходное положение экономической системы - чистое равновесие. По его мнению, в условиях рыночной экономики предприниматель-новатор выступает движущей силой изменений, возмущающих равновесие экономической системы. При внедрении инноваций привычный порядок взаимоотношений нарушается действиями предпринимателей-новаторов, которые вытесняют "консерваторов" с поля экономических взаимодействий и занимают освободившиеся пространства.
Однако и "новаторы", и "консерваторы" выполняют в хозяйственной деятельности определенную позитивную функцию. Наличие "консерваторов" позволяет выявить и определить новацию. Кроме того, они обеспечивают сохранение сложившихся стандартов до того момента, пока под влиянием "новаторов" не начнет происходить переход к новым стандартам, которые постепенно становятся все более привлекательными.
Модель поведения "новатора" при внедрении новаций требует большего денежного обеспечения по сравнению с консервативной. Издержки "новатора" складываются из затрат на поиск и обработку информации, на заключение контрактов по разработке новой идеи, на производство продукта и продвижение его на рынке, а также на возможное внедрение новой организационной формы. "Новатор", несмотря на убытки в начальной фазе, за счет роста объема продаж и расширения рыночных ниш успешно движется в сторону повышения уровня рентабельности. С течением времени "новатор" может превратиться в "консерватора" или раскрыть новаторский потенциал в смежных областях.
Общая величина издержек "консерватора" ниже издержек "новатора". Однако, чтобы "защитить" рыночную нишу, вести поддерживающую рекламу, компенсировать расходы на дорожающие ресурсы при сохранении цен на выпускаемые изделия без сокращения объема продаж, "консерватор" движется в сторону снижения уровня рентабельности. У него появляются две перспективы - превратиться в "новатора" или, сохранив свою консервативную модель, уйти с рынка.
Названные факторы регулируют число "новаторов" и "консерваторов" в экономике (существенное влияние на этот процесс оказывают непредсказуемые сдвиги в институциональной структуре и мероприятия экономической политики), определяют модель их поведения (табл. 1.3).
Таблица 1.3 Модели поведения агентов в экономической эволюции
Параметры | «Новаторы» | «Консерваторы» |
Цель | Реализация новых идей, технологий, продуктов | Сохранение прежних позиций в области идей, технологий, продуктов |
Область приложения усилий и результат | Новые направления деятельности, значительно и постоянно расширяющиеся | Эксплуатация старых сфер, форм и методов. Стабильная или сокращающаяся деятельность в процессе конкуренции с «новаторами» |
Интервал функционирования
| 1. До превращения в «консерватора». 2. До внезапного банкротства в процессе конкуренции с «новаторами» и «консерваторами» | 1. До выхода из хозяйственного поля (банкротства) или изменения вида деятельности. 2. До превращения в «новатора» |
Издержки модели поведения | Невысокие при отлаженном денежно-кредитном механизме | Значительные или постоянно увеличивающиеся |
Устойчивость к изменениям | Высокая — за счет новизны реализуемых проектов | Низкая — за счет роста издержек |
На уровне отдельно взятой компании или фирмы проблема эволюции системы "новатор -консерватор" сводится к их сосуществованию в рамках одной экономической организации. При этом осваиваются новые продукты и рынки, а также выпускается "старая" продукция. Такое сочетание создает определенный запас прочности для фирмы, обеспечивает эффективное перераспределение ресурсов и, в конечном счете, положительно сказывается на развитии организации.
Анализ предпринимательской деятельности в развитых странах показывает, что малые и средние фирмы, даже при рискованной деятельности, играют новаторскую роль в развитии наукоемких высокотехнологичных производств, в быстром освоении новшеств. Крупные корпоративные структуры также тяготеют к инновациям, поскольку имеют для этого большие материальные и финансовые возможности для освоения базовых, стратегических новшеств.
- Новиков в.С. Инновации в туризме -м.: иц "Академия", 2007. - 208 с.
- Содержание
- Предисловие
- Глава 1. Предпринимательство и инновации
- 1.2. Цикличное развитие экономики. Исследования н.Д.Кондратьева, теория инновационных процессов й.Шумпетера
- 1.2.1. Исследования н.Д.Кондратьева о цикличном развитии экономики
- 1.2.2. Теория инновационных процессов й.Шумпетера
- 1.2.3. Технологические уклады развития
- 1.3. Роль предпринимателя в инновационных процессах
- 1.4. Предпринимательская деятельность в туристской сфере
- Контрольные вопросы
- Глава 2. Сущность и функции инновационной деятельности
- 2.1. Содержание понятия "инновация"
- 2.2. Виды инноваций
- 2.3. Инновационные процессы
- 2.4. Жизненный цикл и функции инноваций
- 2.5. Инновационная деятельность в туризме
- Контрольные вопросы
- Глава 3. Государственное регулирование инновационного развития
- 3.1. Национальная инновационная система
- 3.2. Государственная поддержка и стимулирование инновационных процессов
- 3.3. Регулирование инновационной деятельности в промышленно развитых странах
- 3.4. Система государственного регулирования инновационных процессов в Российской Федерации
- 3.4.1. Организация науки и научно-технических исследований
- 3.4.2. Направления инновационного развития России
- 3.5. Государственная поддержка инновационной деятельности в туризме
- Контрольные вопросы
- Глава 4. Стратегия и планирование инновационной деятельности
- 4.1. Содержание и характеристика различных типов стратегий
- 4.1.1. Государственная инновационная стратегия
- 4.1.2. Инновационная стратегия предприятий
- 4.2. Планирование инноваций и инновационные проекты
- 4.2.1. Принципы планирования
- 4.2.2. Содержание инновационного проекта
- 4.2.3. Виды проектов
- 4.2.4. Этапы разработки инновационных проектов
- 4.3. Роль и характер инвестиций в инновационных процессах
- 4.4. Риски в инновационной деятельности
- Контрольные вопросы
- Глава 5. Управление инновационной деятельностью в компании
- 5.1. Организация инновационной деятельности
- 5.1.1. Цели инновационной деятельности
- 5.1.2. Динамическое моделирование бизнеса
- 5.1.3. Управление инновациями
- 5.1.4. Управление знаниями
- 5.2. Создание нововведений и их внедрение
- 5.3. Классификация предприятий по типу инновационного поведения
- .4. Инновационная деятельность в туристских компаниях
- Контрольные вопросы
- Глава 6. Интеллектуальная собственность в инновационных процессах
- 6.1. Человеческий фактор
- 6.2. Интеллектуальный продукт
- 6.2.1. Интеллектуальный продукт как собственность
- 6.2.2. Интеллектуальная собственность как товар
- 6.3. Использование прав на интеллектуальную собственность в сфере туризма
- 6.4. Охрана и защита интеллектуальной собственности
- 6.4.1. Способы охраны и защиты интеллектуальной собственности
- 6.4.2. Международные соглашения об охране интеллектуальной собственности
- Контрольные вопросы
- Глава 7. Нормативно-правовое регулирование
- 7.1. Правовые акты Российской Федерации
- 7.2. Законы, регулирующие права в области информатизации и применения новейших технологий
- Контрольные вопросы
- Глава 8. Влияние научно-технических нововведений на развитие туризма
- 8.1. Инновационные процессы на транспорте, в средствах размещения
- 8.1.1. Тенденции развития авиационного транспорта
- 8.1.2. Железнодорожный транспорт
- 8.1.3. Развитие морских круизов
- 8.1.4. Инновации в гостиничном бизнесе
- 8.2. Развитие информационных технологий. Глобальные распределительные системы
- 8.2.1. Информационные технологии, их внедрение в производственные процессы
- 8.2.2. Способы распространения инновационных продуктов
- 8.2.3. Применение информационных технологий в туризме
- 8.2.4. Глобальные распределительные системы
- 8.2.5. Электронная коммерция
- Контрольные вопросы
- Глава 9. Инновационные процессы в туризме
- 9.1. Глобализация экономики и ее влияние на развитие туризма
- 9.1.1. Глобализация - путь перемен
- 9.1.2. Глобализация экономики и туризм
- 9.1.3. Деловое партнерство
- 9.2. Влияние политической, экономической и социальной сфер на инновационные процессы в туризме
- 9.3. Инновационные процессы в продвижении и коммерциализации туристского продукта
- 9.4. Роль Всемирной туристской организации в стимулировании и распространении инноваций
- 9.5. Принципы устойчивого развития туризма
- 9.6. Вспомогательный счет туризма (вст)
- 9.7. Применение положений Генерального соглашения по торговле услугами (гатс) - инновация для российского туристского бизнеса
- 9.8. Практика нового туризма
- Контрольные вопросы
- Заключение
- Словарь терминов
- Список литературы