Политические условия развития сельского туризма в Европе
В сельском развитии существуют некоторые противоречия между общими и местными тенденциями. С одной стороны – местные жители и предприниматели со своими желаниями, планами и потенциалом местных ресурсов. С другой – состояние рынка, политика, законодательство, внешняя поддержка. За последние 20 лет произошли большие изменения в политической структуре Европы, организация ЕС, принятие новых членов. В ЕС эти перемены выразились в нескольких ключевых документах и инициативах:
Отчет «Будущее сельского общества», представленный в 1987 г.;
Инициатива LEADER, начатая в 1991 г.;
Обзор общей сельскохозяйственной политики в 1992 г.;
Коркская декларация по сельской политике 1995 г.
Эти перемены коснулись всего Евросоюза. Количество его членов все увеличивалось. В свое время перспектива расширения в восточном направлении подтолкнула ЕС к значительным изменениям в политике. Эти изменения были отражены в «Повестке 2000» – главном политическом документе, принятом на саммите в Берлине в марте 1999 г. Это касается расширения ЕС на восток, а также перераспределения фондов ЕС (период 2000-2010 г.). Следующие положения касаются сельского развития. Кратко они сводятся к следующему:
Постепенное снижение финансирования производства, обработки и экспорта продуктов питания.
Создание в в рамках общей с/х политики «второй опоры» сельского развития
Введение Правил сельского развития (Rural Development Regulations): в соответствии с ним страны, которые являются членами ЕС, разрабатывают и реализуют собственные программы сельского развития, ориентируясь на перечень возможных видов деятельности, предложенный Правилами. Одним из таких видов деятельности является развитие сельского туризма.
Инициатива Лидер – поддержка деятельности местных сообществ, которые продолжают политику интегрированного сельского развития во многих регионах ЕС.
Программа SAPARD – программы Специальной помощи в с/х и сельскому развитии для стран, вступающих в ЕС. ЕС предложил эту программу для десяти стран Центральной Европы, которые были кандидатами на вступление в ЕС. Правительства этих стран учреждают программы сельского развития. Их главная цель – достичь соответствия стандартам ЕС в таких ключевых сферах, как переработка продуктов и содержание животных. Агротуризм в программе не рассматривается.
После принятия повестки 2000 началась разработка новых программ сельского развития. Происходило это и в самом Евросоюзе, и в странах, которые были кандидатами на вступление в ЕС (последними были приняты в 2004 – Эстония, Латвия, Литва, Польша, Чехия, Словакия, Венгрия, Словения, Кипр, Мальта, а в 2007 –Болгария, Румыния). У этих программ нет единого стандарта, поэтому страны-кандидаты сами выбирали направления деятельности. Кроме того, у многих правительств есть собственные проекты развития, которые частично финансируются ЕС. Естественно из Брюсселя все невозможно контролировать, поэтому было установлено, что решения должны приниматься на самых низких территориальных уровнях.
Получилось, что такие программы сельского развития стали частью проектов, которые охватывают города (большие и малые), индустриальные области, инфраструктуру (железные дороги), сельские поселения. Идет активная работа с местными инициативами, поддерживаются и успешно внедряются проекты, предложенные местным населением.