logo
Агроэкотуризм / Агротуризм

Модели организации агротуризма

1. Развитие агротуристического бизнеса на базе малого семейного гостиничного хозяйства и существующих туристических ресурсов сельской местности без существенного изменения социокультурной среды территории, а проживание туристов организуется в традиционных агроусадьбах. Существует несколько классов средств размещения, критерием для классификации которых является уровень комфорта. Обязательным условием является то, чтобы средства размещения туристов находились в сельской местности или малых городах без промышленной и многоэтажной застройки и приезжающие туристы погружались в реальную социокультурную среду, существующую на данной территории. В последнее время при разработке национальных концепций развития туризма в ряде европейских стран специально отмечается высокая роль территориального самоуправления, местных сообществ в развитии различных направлений сельского туризма.

Классификация сельских усадеб Беларуси3 еще довольно относительна. Белорусские усадьбы подразделяют на 4 класса, уровень комфорта в этой градации растет пропорционально величине цифры. Так, усадьба 1-го класса подразумевает «скромную усадьбу с малым количеством предоставляемых услуг». Как правило, это – дачи, летние дома отдыха в деревнях. 2-ой класс – это «усадьба с определенным набором удобств и услуг». Третьему классу соответствует «комфортная усадьба с большим количеством предоставляемых услуг». Наконец, наивысшее качество представлено в агроусадьбах 4-го класса: «усадьба высокой степени комфортности и эстетики с большим количеством предоставляемых услуг». Также есть усадьбы на базе деревенских домов.

2. Воссоздание социокультурной среды исторического поселения – исторической деревни, национальной деревни или другого типа поселения (стойбища и т. д.) или воссоздание социокультурной среды различных исторических объектов (дворянские и купеческие усадьбы, монастыри и т. д.).

3. Страны с развитыми туристическими ресурсами (климатическими, природными, ландшафтными, историко-культурными и т. д.) но, где частные дома находятся не в том состоянии, чтобы стать средствами размещения туристов, практикуют иной подход – в сельской местности вне курортных зон создаются крупные частные туристические центры – агрогородки, культурные центры или национальные деревни.

4. Создание государственных или (реже) частных сельскохозяйственных парков (агропарков) как крупных многофункциональных туристических, выставочных, рекламно-экспозиционных, культурно-пропагандистских, научно-исследовательских и инновационных производственных и т. д. комплексов, располагающих средствами размещения и соответствующей инфраструктурой. Параллельно с сельскохозяйственными парками практикуется посещение туристами крупных (до 1,5 тыс. га), например, молочных ферм и исторических (начала XIX в.) деревень4. Помимо доходов от туризма, основанная на такой модели концепция ставит во главу угла популяризацию и пропаганду достижений сельского хозяйства конкретной страны, сохранение практических навыков и демонстрацию приемов национального (традиционного) сельскохозяйственного производства или инновационных агротехнологий. Являясь многофункциональными центрами, агропарки параллельно могут вести научно-исследовательскую, селекционную, инновационно-внедренческую и пр. работу, оставаясь при этом туристическими объектами и постоянно действующими выставочно-экспозиционными центрами.

5. В некоторых англоязычных странах (Великобритания, США, Канада, Австралия, Новой Зеландия) и государствах Скандинавии существуют похожие на агротуризм системы приема туристов, например пансионаты, гостевые дома или малые (семейные) гостиницы класса B&B – «ночлег и завтрак». Все чаще такого рода малые гостиничные хозяйства используются в целях отдыха на природе, в сельской местности (а не для бизнес-поездок, как эта форма задумывалась изначально). Однако от агротуризма эту систему отличает то, что она не предлагает полноценный турпродукт, а лишь обеспечивает сравнительно дешевые средства размещения, не предполагая к тому же акцента на национальную специфику.

6. В Германии агротуризм рассматривается в рамках так называемой концепции «устойчивого развития» (sustainable development) сельской местности и курируется министерством сельского хозяйства. Здесь концепция агротуризма несет большую социокультурную нагрузку: сохранение и популяризация традиционного облика деревни, «деревенской философии», традиционных навыков и ремесел.

7. В некоторых странах агротуризм и экотуризм рассматриваются практически как синонимы в рамках одного направления туриндустрии, например, Turismo Rural в Испании или agrotourism на Кипре (дословно в переводе означает «сельский туризм»). В других странах сочетание сельского и экологического туризма заложено в один тип пакета туруслуг (например, в Италии это направление «Природа и здоровье»).

8. Во многих странах в пакет агротуристического продукта включаются «неэкологичные» виды досуга. Строго говоря, если пакет агротуристических услуг включает охоту, рыбалку и даже ловлю бабочек, то его нельзя относить к экологическому туризму. Однако ряд стран Африки, а также Венгрия и Польша в Европе успешно практикуют именно такое сочетание проживания в сельской местности (агротуризма) с охотой и рыбалкой.

Факторы успеха агротуризма в Европе:

1. Политическая поддержка агротуризма со стороны национальных государств и Евросоюза. Первоначальные причины обращения европейских государств к политике поддержки агротуризма разные, но в основном экономические и социальные. Зачастую это стимулировалось новыми внешними факторами. Практически ни одна страна «первой волны» (Италия, Франция и др.) не обращалась к агротуризму как форме малого бизнеса на селе от хорошей жизни. Как правило, причиной являлась потеря конкурентоспособности основной агропродукции на международном рынке и необходимость реструктуризации сельского хозяйства с целью повышения его эффективности, что неизбежно ведет к сокращению числа занятых в основном производстве и ставит проблему создания рабочих мест на селе. Важнейшим фактором обращения к агротуризму стал передел европейского аграрного рынка в связи с образованием ЕЭС и в дальнейшем ЕС, что поставило национальных агропроизводителей многих стран Европы в совершенно новые условия конкуренции в связи с введением системы квотирования, ограничившей объемы национального сельхозпроизводства в ЕС, и невозможностью проведения открытой протекционистской политики (защиты национальных агропроизводителей). Не случайно агротуризм в 80-е гг. получил развитие именно в Западной Европе, когда были приняты меры по регулированию аграрного сектора ЕЭС, направленные на повышение его конкурентоспособности по сравнению с ведущими мировыми агроэкспортерами. Ставилась задача стабилизировать цены на агропродукцию и избежать кризисов перепроизводства, снизить национальные объемы сельхозпроизводства (по условиям квотирования). При этом необходимо было найти социальные амортизаторы, которые позволили бы занять работой сельских жителей, сохранить прежнюю плотность населения на селе, избежать миграций и негативных социальных явлений. В этих условиях агротуризм стал рассматриваться как альтернативная деятельность (форма малого семейного бизнеса) и получил политическую – а, следовательно, также юридическую и финансовую поддержку властей. С последней реформой Общей сельскохозяйственной политики ЕС (ОСХП) в 1992 г. взят курс на снижение гарантированных цен, чтобы приблизить их к мировым и помочь европейскому экспорту. В рамках ОСХП в ряде регионов принимаются меры по развитию многоотраслевого хозяйства, в частности, выделяются средства и на развитие агротуризма. Развитию туризма в сельской местности способствуют и то, что в рамках ОСХП предусматривается комплексное развитие сельских территорий путем финансирования различных элементов инфраструктуры, в частности такого важного, как строительство сельских дорог. Агротуризм изначально рассматривался в качестве социального амортизатора при реструктуризации аграрного сектора экономики, позволяя перевести избыток трудовых ресурсов в альтернативный сектор производства услуг и создавать новые рабочие места в сельской местности. Не случайно политика поддержки агротуризма в ЕС направлена на экономические отсталые районы.

2. Высокая конкурентоспособность агротуристического продукта. Однако помимо политической поддержки государства и ЕС успех агротуризма определило и то, что была найдена очень удачная форма турпродукта. Прежде всего, агротуристический продукт отвечал новым условиям постиндустриального общества, новым запросам основного потребителя турпродукции – среднего класса, учитывал особенности его образа жизни, психологические и культурные потребности, новую ценностную ориентацию.

3. Эффективная микроэкономическая модель. Производство турпродукта по сравнению с другими секторами туриндустрии (особенно, связанными с развитием крупного гостиничного хозяйства и инфраструктуры) выглядит крайне малозатратным, а значит, агротуризм мог конкурировать по показателю «цена-качество» с другими турпродуктами. Высокая конкурентоспособность агротуристического продукта и использование информационных технологий в организации этого сектора стали факторами его успешного развития и позволили ему занять заметное место в туриндустрии ряда стран – лидеров мирового туризма.

Видя успех агротуристического сектора, который из вспомогательной подотрасли сельского хозяйства в ряде стран стал превращаться в самостоятельный и конкурентоспособный сектор туриндустрии, на нынешнем этапе некоторые государства («вторая волна») стали рассматривать и поддерживать его уже в этом качестве. Тем более

В странах «второй волны», осваивающих сектор агротуризма с учетом существующего международного опыта (это, прежде всего, многие новые члены и кандидаты в члены ЕС – Кипр, Венгрия, Польша, Болгария, страны Балтии и др.), политическое решение о поддержке развития агротуризма со стороны государства принимается уже на начальном этапе. Соответственно, разрабатываются специальные государственные программы по развитию агротуризма, при поддержке властей образуются необходимые для функционирования этой отрасли государственные, общественные или частнопредпринимательские оргструктуры – объединения агротуристических хозяйств и агентства, ведущие электронные базы данных (интерактивные порталы). Это, помимо других – объективных – условий, является важнейшим фактором ускоренного развития агротуристического сектора в ряде стран и приводит во многих странах к хорошим результатам.

Беларусь: по состоянию на текущий момент в Беларуси зарегистрировано 1917 усадеб, только в 2012 году на карте страны появилось около 350 «домиков в деревне». Приблизительно 70% из этого числа активно работают. Быстрыми темпами растет и количество туристов, отдохнувших в сельской местности: если в прошлом году их было 140 000, то в нынешнем – на 25% больше. На белорусских агроусадьбах отдохнули туристы из 64 стран мира, хотя все-таки 86% всех посетителей – это наши соотечественники. Весьма интересен агротуризм Беларуси туристам из России, Украины и Молдовы.

Региональный фестиваль «Мотальскія прысмакі»

1В зарубежной литературе чаще используются понятия «агротуризм», «фермерский туризм» (farm tourism), в российских источниках – «сельский», или «деревенский» туризм.

2 В зарубежной литературе чаще используются понятия «агротуризм», «фермерский туризм» (farm tourism), в постсоветских источниках – «сельский», или «деревенский» туризм.

3 Согласно официальной информации, на 1 января 2009 года в 110 районах Беларуси насчитывалось 474 агроэкоусадьбы. По данным ОО «Агро- и экотуризм», реально из них работают примерно 250 усадеб. В 2008 г. в стране официально зарегистрировано 39 тыс. агротуристов, потративших на отдых 2 млрд белорусских рублей.

4 В Беларуси в качестве примера этой модели агротуризма с некоторыми оговорками можно привести музейно-этнографические комплексы «Строчицы» и «Дудутки». В комплексе Строчицы – часть зданий делались как муляж, вторая часть – собиралась по всей Беларуси, потом реставрировалась и транспортировалась в комплекс.